Меню

35 для чего служат аварийные сигнализаторы где устанавливаются их датчики

Датчики аварийных режимов

Датчики аварийных режимов сигнализируют водителю о выходе параметров агрегатов автомобиля за допустимые пределы (датчики перегрева охлаждающей жидкости, аварийного давления масла, аварийного падения уровня тормозной жидкости, износа тормозных колодок) либо о включении исполнительных устройств, устраняющих аварийный режим (датчик включения электровентилятора системы охлаждения двигателя).

В отличие от датчиков контрольных приборов, выходные сигналы которых пропорциональны изменению измеряемых физических величин, датчики аварийных режимов реагируют лишь на пороговое (максимально или минимально допустимое) значение физической величины. При этом замыкаются контакты датчика, включая сигнализатор или исполнительное устройство, устраняющее аварийный режим (рис. 11).

Рис. 11 — Функциональная схема работы датчиков аварийных режимов: ФВ — физическая величина; ЭВ — электрическая величина; ФВлор — пороговое значение физической величины; Д — датчик; С — сигнализатор; ИУ — исполнительное устройство, устраняющее аварийный режим

Датчики перегрева охлаждающей жидкости

Принцип действия. В датчиках перегрева охлаждающей жидкости используются свойства термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве (такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различные значения температурного коэффициента линейного расширения). Один слой пластины выполнен из инвара (сплава железа с 36 % никеля) и имеет очень малый коэффициент линейного расширения, а второй (стальной), слой пластины имеет больший коэффициент линейного расширения. В корпусе датчика термобиметаллическая пластина может быть неподвижно закреплена либо одним концом, либо двумя. В первом случае подвижный контакт размещается на свободном конце пластины, во втором — при прогибе пластины перемещается толкатель, а вместе с ним подвижный контакт. Прогиб термобиметаллической пластины при нагреве зависит от разности коэффициентов линейного расширения стали и инвара, толщины их слоев, длины нагреваемого участка и температуры перегрева пластины, а вместе с ним подвижный контакт.

Устройство, работа, технические характеристики. Датчик сигнализатора нагрева охлаждающей жидкости автоматически включает сигнальную лампу комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение. Термобиметаллическая пластина жестко закреплена в корпусе, но изолирована от него. На свободном конце пластины помещен подвижный контакт, а неподвижный контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с корпусом датчика. Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет предельно допустимого значения, контакты датчика разомкнуты, и сигнальная лампа в комбинации приборов не горит. Активный слой (сталь) биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры охлаждающей жидкости пластина изгибается и контакты сближаются. Как только температура охлаждающей жидкости достигает предельно допустимого значения, контакты замыкаются, и сигнальная лампа в комбинации приборов загорается. При снижении температуры пластина остывает, ее прогиб уменьшается, контакты размыкаются, сигнальная лампа в комбинации приборов гаснет.

Датчики аварийного давления масла

Принцип действия. В основе работы датчиков аварийного давления масла лежит свойство упругих элементов деформироваться под действием давления окружающей среды. В качестве упругого элемента в датчиках используются мембраны, но в отличие от датчиков манометров они не гофрированные, а плоские (рис. 12). Плоская мембрана менее чувствительна, чем гофрированная, но проще в изготовлении. При работе двигателя под действием давления масла мембрана 3 прогибается и с помощью толкателя 2 удерживает контакты 1 и 5 в разомкнутом состоянии. При снижении давления прогиб мембраны 1 уменьшается, толкатель 2 перемещается вниз, и при снижении давления масла до величины, меньшей минимально допустимого значения, контакты датчика замыкаются, сигнализатор аварийного давления масла загорается.

Рис. 12 — Принцип действия датчика аварийного давления масла: 1 — подвижный контакт; 2 — толкатель; 3 — мембрана; 4 — корпус; 5 — неподвижные контакты; 6 — сигнальная лампа; Рпор — пороговое (минимально допустимое) значение давления масла

Устройство, работа, характеристики. На современных автомобилях установлены датчики аварийного давления ММ120, М111В и 30.3829. Устройство датчиков одинаково: в корпусе 10 (рис. 13) завальцованы мембрана 9 из полиэфирной пленки и неподвижный контакт 8. Подвижный контакт 2 размещен на толкателе 1 и прижимается пружиной 4 к неподвижному контакту. Неподвижный контакт через корпус соединен с «массой» автомобиля, а подвижный контакт через пружину 4 и контактную втулку 6 — со штекером 7. В контактной втулке

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Аварийный сигнализатор

Аварийный сигнализатор 5 ( рис. 4 — 3) служит для сигнализации чрезмерного понижения давления в главном резервуаре и размыкания при этом цепи включения выключателя. [2]

Аварийный сигнализатор температуры предупреждает водителя о недопустимом повышении температуры охлаждающей жидкости. Датчик сигнализатора / ( см, рис. 167, б) ввернут в верхний бачок радиатора, а его сигнальная лампа 3 расположена на щитке приборов. При низкой температуре жидкости контакты 4 сигнализатора разомкнуты и цепь сигнальной лампы выключена. [3]

Аварийный сигнализатор давления масла ( рис. 167, а) предупреждает водителя о чрезмерном снижении давления масла в системе смазки двигателя. Датчик сигнализатора ввертывается в масляную магистраль двигателя, а сигнальная лампа 3 расположена на щитке приборов. Сигнализатор соединен с источником тока выключателем / зажигания. При неработающем двигателе ( или пониженном давлении масла) диафрагма 6 находится в исходном положении, контакты 4 будут замкнуты и сигнальная лампа 3 включена в цепь. При работающем двигателе масло из магистрали поступает через штуцер 8 в камеру 7 под диафрагмой. [5]

Аварийный сигнализатор температуры воды ( рис. 73, а) состоит из датчика 4, ввернутого в верхний бачок 3 радиатора, и сигнальной лампы 5 на щитке приборов. [6]

Как устанавливается аварийный сигнализатор температуры охлаждающей жидкости . [7]

В качестве аварийного сигнализатора предельного уровня применяют прибор, который срабатывает при максимально допустимом заполнении резервуара. Дальнейшее переполнение резервуара угрожает затоплению территории, а потому подается звуковой сигнал, извещающий персонал о необходимости прекращения слива мазута из цистерн. [8]

Давление в системе смазки контролируется манометром и аварийным сигнализатором . [9]

Кроме указателя температуры, на изучаемых автомобилях устанавливают аварийные сигнализаторы , предупреждающие водителей о недопустимом повышении температуры жидкости в системе охлаждения. [10]

При нормальном давлении масла в системе смазки двигателя мембрана датчика аварийного сигнализатора отжата кверху и контакты датчика разомкнуты ( фиг. [11]

Из соотношений (9.31) и (9.32) найдем скорость изменения расхода и давления, поскольку аварийные сигнализаторы настраиваются на скорость изменения параметров. [12]

На некоторых моделях автомобилей с указателем давления масла ( или вместо него) применяют аварийный сигнализатор давления масла в смазочной системе двигателя. [14]

Источник

Контрольно-измерительные приборы.

Для контроля за работой системы смазки и охлаждения двигателя, заряда аккумуляторной батареи, наличия топлива в баке применяют контрольно-измерительные приборы, к которым относятся указатели температуры воды, давления масла, уровня топлива в баке, амперметр и аварийные сигнализаторы температуры воды и давления масла.

Амперметр. Для контроля за зарядом’ аккумуляторной батареи применяют амперметр. Амперметр показывает величины зарядного и разрядного тока в амперах и

включается в цепь аккумулятор — генератор последовательно. Состоит амперметр из следующих основных частей: корпуса, латунной шины, контактных винтов, постоянного магнита, якоря с осью, стрелки и шкалы. Стрелка закреплена на оси вместе с якорем. Якорь под действием искусственного магнита при отсутствии тока в шине удерживается вдоль него, а стрелка находится у нулевого деления шкалы. При.прохождении электрического тока по латунной шине якорь стремится установиться вдоль созданного вокруг шины магнитного потока, поворачиваясь на определенный угол вместе со стрелкой.

Величина и направление угла поворота якоря со стрелкой зависят от силы и направления тока в шине. Отклонение стрелки к знаку « + » показывает заряд батареи, а к знаку «—» — разряд.

Амперметр не включен в цепь стартера и звукового сигнала, так как ток, потребляемый этими приборами, имеет большее значение, на которое амперметр не рассчитан.

Указатель температуры охлаждающей жидкости. Для обеспечения нормальной работы двигателя водитель должен контролировать температуру охлаждающей жидкости в полости охлаждения и при необходимости корректировать ее при помощи жалюзи. Контроль за температурой охлаждающей жидкости осуществляется указателем температуры, состоящим из датчика, укрепленного в головке цилиндров, и самого указателя на щитке приборов.

Читайте также:  Биометрическим датчиком отпечатков пальцев

Основные детали датчика: корпус, термистер и пружина. Термистер изготовлен в виде диска и его проводимость меняется с изменением температуры. При повышении температуры проводимость увеличивается, а при охлаждении — уменьшается.

В указателе имеются три катушки, одна из них включена последовательно термистеру, а две другие через резистор соединены с массой. Сопротивление последних двух катушек практически не изменяется, поэтому сила тока также постоянна. Стрелка указателя закреплена на оси вместе с постоянным магнитом, находящимся под действием результирующего магнитного поля катушек.

При изменении температуры охлаждающей жидкости магнит со стрелкой отклоняются под действием изменившегося результирующего поля. Магнитоэлектрические указатели не создают помех радиоприему, точны и надежны в работе.

Кроме указателя температуры, на изучаемых автомобилях устанавливают аварийные сигнализаторы, предупреждающие водителей о недопустимом повышении температуры воды в системе охлаждения.

Аварийный сигнализатор состоит из датчика, устанавливаемого в верхнем бачке радиатора, и сигнальной лампы на щитке приборов (рис. 99). Датчик сигнализатора состоит из корпуса с латунной гильзой, в которой размещен неподвижный контакт, соединенный с массой, и подвижный контакт, закрепленный на упругой биметаллической пластине, изолированной от массы и соединенной с зажимом снаружи корпуса. Провод от зажима соединен с сигнальной лампой на щитке приборов. Контакты датчика при нормальной температуре охлаждающей жидкости находятся в разомкнутом состоянии.

При достижении температуры выше расчетной 105° С — ГАЗ-53А, 115° С — ЗИЛ-130 и 92. 980С -. КамАЗ биметаллическая пластина изгибается настолько, что контакты замыкаются, включая в цепь лампу сигнализатора.

Указатель давления масла в системе смазки двигателя состоит из датчика и.указателя (рис.100).Датчик состоит из корпуса с диафрагмой, крышки и ползункового реостата. Подвижной контакт реостата связан с диафрагмой. При увеличении давления под диафрагмой она прогибается, а вместе с ней перемещается по реостату подвижной контакт, изменяя сопротивление.

Указатель по своему устройству подобен указателю температуры охлаждающей жидкости. Для уменьшения влияния температуры на точность показания прибора одна из катушек соединена с массой через резистор, являющийся температурным компенсатором.

Для дополнительного контроля за давлением масла устанавливают сигнализатор аварийного давления масла, который состоит из контрольной лампы на щитке приборов и датчика. Датчик состоит из корпуса, диафрагмы, контактного устройства, пружины и изолированного вывода. При давлении в системе смазки ниже установленного предела контакты сомкнутся и лампа горит. При повышении давления диафрагма прогибается и контакты размыкаются — электрическая лампочка гаснет.

Указатель уровня топлива в баке предназначен для контроля за уровнем топлива в баке. Указатель электромагнитный состоит из датчика и указателя. Датчик помещен на топливном баке и состоит из ползункового реостата, расположенного снаружи бака, и поплавка с рычагом, находящегося внутри бака. При уменьшении уровня топлива сопротивление, включаемое реостатом, уменьшается, а при увеличении уровня — увеличивается. Указатель устроен так же, как и указатель температуры охлаждающей жидкости.

Сила тока и магнитное поле левой катушки будет зависеть от положения ползунка реостата. При полном баке обмотка реостата включена полностью, а сила тока в левой катушке будет небольшой.

Результирующее магнитное поле трех катушек повернет магнит со стрелкой на отметку «П» (полный бак). С уменьшением уровня топлива сопротивление уменьшается, сила тока левой катушки увеличивается и результирующее магнитное поле будет перемещать магнит со стрелкой в сторону нулевой отметки.

На автомобиле КамАЗ, кроме перечисленных контрольно-измерительных приборов и сигнализаторов, на щитке приборов установлены два блока сигнальных ламп: контроля действия указателя поворота автомобиля и прицепа, механизма блокировки межосевого дифференциала; включения пускового устройства «термостарт», четыре лампы падения давления в системе тормозов, а также включения стояночного тормоза. Блоки сигнальных ламп снабжены кнопочными включателями для проверки исправности ламп. Для контроля за частотой вращения коленчатого вала установлен электрический тахометр.

Контрольные вопросы:

1.Расскажите о назначении контрольно-измерительных приборов (КИП).

2.Назовите основные КИП и укажите для чего и где применяются.

3.Расскажите на каком принципе основана работа КИП.

Источник

Материалы

Приборы сигнализации.

Звуковой сигнал

Какое назначение звукового сигнала и какого типа он бывает?

Звуковой сигнал предназначен для предупреждения пешеходов о наезде, а водителей транспортных средств об обгоне.

На автомобилях устанавливают электрические вибрационные и (реже) электропневматические звуковые сигналы. По характеру звучания их подразделяют на тональные, устанавливаемые на легковых автомобилях, автобусах большой вместимости и грузовых автомобилях большой грузоподъемности, и шумовые, устанавливаемые на грузовых автомобилях средней и небольшой грузоподъемности, мотоциклах и других транспортных средствах.

Наибольшее распространение на автомобилях получили электрические вибрационные звуковые сигналы, обладающие хорошим звучанием, сравнительно малой мощности (40-60 Вт) и недорогие в изготовлении.

Как устроен электрический тональный звуковой сигнал?

Электрический тональный звуковой сигнал с резонаторами в виде улиток (рис.105, а) состоит из корпуса 11 и резонатора 13; между которыми зажата стальная упругая мембрана 1, с которой жестко соединен якорь 10. На корпусе закреплен сердечник 6, на котором намотана обмотка 3. Один конец обмотки соединяется с подвижным контактом 8 на пружинной стойке 9, изолированной от «массы», второй конец – через выводную клемму 2 со стойкой 17 реле включения 18. Подвижный контакт прижимается к неподвижному, укрепленному на пластине 5, соединенной с «массой» автомобиля. Пластина 5 на стержне закреплена регулировочными гайками 4, позволяющими регулировать звук сигнала. В выточку якоря 10 упирается толкатель 7, который при работе сигнала может упираться в пружинную пластину 9 и отводить (размыкать) подвижный контакт от неподвижного, прерывая цепь тока в обмотке 3. Параллельно контактам включен конденсатор или искрогасящее сопротивление 19, уменьшающее искрение между контактами, предотвращая их подгорание. Сигнал крепится через рессорную подвеску 12, что исключает дребезжание звука.

Рис.105. Звуковой сигнал:
а – устройство; б – схема.

Как работает электрический звуковой сигнал?

Работа электрического тонального звукового сигнала (рис.105, б) заключается в следующем. При нажатии на кнопку 20, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле включения 18. Цепь тока: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – замкнутые контакты нажатой кнопки – по изолированному проводу на обмотку 15 реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи. Ток, проходя по обмотке 15, намагничивает сердечник, который притягивает якорек 16, и контакты 17 замыкаются, замыкая основную электрическую цепь звуковых сигналов. Теперь ток пойдет по цепи: отрицательная клемма батареи 21 – «масса» – неподвижный контакт звукового сигнала – подвижный контакт 8 – обмотка 3 – выводная клемма 2 – клемма реле включения – замкнутые контакты 17 – якорек – ярмо 14 – выводная клемма реле включения – предохранитель 23 – амперметр 22 – положительная клемма батареи 21.

При прохождении тока по обмотке 3 сердечник 6 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, который тянет за собой мембрану 1, выгибая ее. Одновременно якорь воздействует на толкатель 7, который поднимает пружинную пластину 9 вместе с подвижным контактом 8. Контакты размыкаются, цепь тока прерывается, сердечник размагничивается и мембрана 1 возвращается в исходное положение. Вместе с мембраной отходит и якорь, прекращая давление на толкатель 7. Контакты под действием пружинной пластины 9 снова замыкаются. Опять по указанной цепи пойдет электрический ток, снова сердечник 6 намагнитится и притянет якорь, который выгнет мембрану и через толкатель разомкнет контакты, цепь опять разомкнется и т. д. Мембрана колеблется с частотой 400 Гц, что и издает звук, который выравнивается резонатором 13.

Читайте также:  Датчик сцепления хендай солярис 2012

После прекращения воздействия на кнопку 20 ток в обмотку 15 реле включения не поступает и контакты 17 размыкаются, прерывая цепь тока в обмотке 3 звукового сигнала, и он прекращает свою работу.

Параллельно звуковому сигналу к реле включения подключают еще один или несколько сигналов, что улучшает тональность звука.

Реле включения устанавливают для уменьшения подгорания контактов на кнопке рулевого колеса, так как обмотка сигнала в момент включения потребляет ток силой 15-25 А, а через реле включения проходит ток силой всего 0,5 А. Однако на тех автомобилях, где установлен один сигнал, реле включения сигналов не устанавливают, так как кнопка рассчитана на его нагрузку.

В чем особенность звуковых сигналов автомобилей KaмАЗ?

На автомобиле КамАЗ-5320 установлены двухтональные вибрационные электрические звуковые сигналы, рассчитанные на напряжение 24 В и кратковременный режим работы. Кроме электрических сигналов, на нем установлен и пневматический сигнал С40-В, работающий от электропневмоклапана.

Какие неисправности могут быть в сигнале и как их устраняют?

Наиболее частыми неисправностями электрического вибрационного звукового сигнала могут быть: обрыв проводов или их окисление; подгорание контактов; трещины мембраны, вызывающие дребезжание звука; нарушение регулировки сигналов; перегорание конденсатора.

Оборванные провода зачищают и надежно соединяют, после чего изолируют изоляционной лентой. Окислившиеся провода, клеммы или контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Треснувшую мембрану, перегоревший конденсатор или искрогасящее сопротивление заменяют новыми или исправными. Нарушение регулировки устраняют регулировкой каждого сигнала в отдельности.

Стоп-сигнал

Какое назначение стоп-сигнала на автомобиле и где он устанавливается?

Стоп-сигнал на автомобиле служит для предупреждения водителей сзади движущихся транспортных средств о снижении скорости или остановке данного автомобиля. Он устанавливается в тормозном приводе и включается (загорается) при нажатии водителем на тормозную педаль. Обычно стекло фонаря стоп-сигнала окрашено в красный цвет, который хорошо виден и предупреждает об опасности.

Как устроен и работает стоп-сигнал?

Включатель стоп-сигнала при гидравлическом приводе тормозов (рис.106) состоит из корпуса 6 с пластмассовой крышкой 2, между которыми зажата диафрагма 5 с медным контактным диском 4. В крышку вмонтированы две выводные клеммы 1, изолированные от «массы». Пружина 3, воздействуя на контактный диск 4, удерживает контакты в разомкнутом состоянии и лампа не горит. Контакты с помощью проводов соединяются с лампой и источником тока. Корпус при помощи резьбы 7 ввертывается в тройник у выхода тормозной жидкости из главного тормозного цилиндра. Когда водитель не нажимает на педаль тормоза, контакты под воздействием пружины разомкнуты и лампа не горит, стоп-сигнал выключен. При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость давит на диафрагму, прогибает ее и, преодолевая сопротивление пружины 3, прижимает контактный диск 4 к клеммам 1, замыкая электрическую цепь, и лампочка загорается, стоп-сигнал включен. При отпускании педали тормоза давление жидкости прекращается и пружина отводит контактный диск с диафрагмой в исходное положение. Цепь размыкается, лампа гаснет, стоп-сигнал выключен. Подобным образом устроен и работает включатель стоп-сигнала при пневматическом приводе, но там во время торможения на диафрагму давит сжатый воздух, все остальное такое же.

Рис.106. Включатель стоп-сигнала.

Указатели поворота

Какое назначение указателей поворота?

Указатели поворота служат для предупреждения водителей, пешеходов и регулировщиков об изменении направления движения автомобиля, его перестроении, остановке и т. п. На автомобилях устанавливаются световые указатели поворота, лампы которых горят мигающим светом, что позволяет их отличать от других источников света. Оранжевые лампы указателей поворота находятся в общем корпусе с подфарниками и задними фонарями автомобиля.

Что входит в устройство светового указателя поворота?

Световой указатель поворота (рис.107) состоит из переключателя 1, установленного в кабине автомобиля, прерывателя 2, контрольной лампы 16, установленной на щите приборов автомобиля, лампы 19 правого и 20 левого поворотов. В устройство прерывателя указателя поворота входит: стальной сердечник 12, набранный из отдельных пластин электромагнитной стали, на котором намотана обмотка 13. На сердечнике, закрепленном на кронштейне 15, установлены стойки с контактами 8 и 9, к которым прижимаются подвижные контакты, закрепленные на стальных якорьках 7 и 14. Якорек 7 и бусинку 4, изолированную от кронштейна 15, соединяет нихромовая струна 5. Изменяя ее натяжение регулировочным винтом 3, регулируют частоту мигания ламп 19 и 20. Обмотка 13 прерывателя включена последовательно с лампами 19 и 20 указателей правой и левой сторон автомобиля.

Рис.107. Указатель поворота.

Как работает световой указатель поворота?

При нахождении ручки переключателя 1 в нейтральном положении или выключенном включателе (замке) зажигания 17 струна 5 оттягивает на себя якорек 7 и удерживает контакты 8 в разомкнутом состоянии. Одновременно бронзовая пластина 11 с клеммой 10 также удерживает контакты 9 в разомкнутом состоянии (контрольная лампа 16 на щитке приборов не горит).

Во время поворота, например, налево (замок зажигания 17 включен) переключателем 1 замыкают контакты I и IV. Образуется электрическая цепь: отрицательная клемма батареи 18 – «масса» – лампа 20 – контакты I и IV переключателя 1 – контакт VI – зажим СЛ – обмотка 13 – добавочный резистор 6 – струна 5 – якорек 7 – кронштейн 15 – зажим Б – замкнутые контакты замка зажигания 17 – положительная клемма батареи. Лампы 20 загораются, но очень тускло, из-за того, что в их цепь включен добавочный резистор 6. Ток, проходящий по цепи, нагревает струну 5, она удлиняется и ее натяжение ослабляется. Вследствие этого сердечник 12 притягивает якорек 7, контакты 8 замыкаются, закорачивая добавочный резистор 6 и струну 5. Сопротивление в цепи уменьшается, а сила тока увеличивается, лампы 20 загораются полным накалом (ярко). В это же время намагниченный сердечник 12 притягивает якорек 14, который, замыкая контакты 9, включает контрольную лампу 16 на щитке приборов, и водитель контролирует работу указателя поворота. Отключенная струна 5 остывает, ее натяжение увеличивается настолько, что якорек 7 снова размыкает контакты 8 и тем самым включает в цепь добавочный резистор 6. Так как сила тока в обмотке 13 уменьшается, то сердечник 12 меньше намагничивается и пластина 11, воздействуя на якорек 14, размыкает контакты 9 и выключает лампу 16. Далее процесс повторяется. Частота мигания лампочек составляет 70-100 миг./мин, что и позволяет их хорошо видеть.

Какие неисправности могут быть в указателе поворотов и как их устраняют?

В световом указателе поворотов наиболее часто встречаются такие неисправности: перегорание нитей ламп накаливания; подгорание контактов прерывателя и включателя; перегорание обмотки или резистора; ослабление крепления или окисление проводов и приборов.

Перегоревшие лампы, резисторы, обмотки заменяют новыми. Подгоревшие контакты зачищают надфилем или мелкой стеклянной бумагой с последующей продувкой сжатым воздухом. Окислившиеся провода и другие места соединения тщательно зачищают и устанавливают на место, надежно закрепив их.

Сигнализатор давления масла в двигателе

Какое назначение сигнализатора давления масла в двигателе?

Сигнализатор давления масла служит для сигнализации водителю о снижении давления масла в системе смазки двигателя ниже допустимых пределов. В этом случае работа двигателя должна быть прекращена до выявления и устранения неисправности, вызвавшей снижение давления масла.

Как устроен и работает сигнализатор давления масла?

Аварийный сигнализатор давления масла (рис.108) состоит из металлического корпуса 8 с резьбой для ввертывания его в масляную магистраль двигателя; маслостойкой диафрагмы 7; неподвижной пластины 6, соединенной с «массой»; подвижной пластины 5, изолированной от «массы»; штока 4, опирающегося на диафрагму 7; пружины 3, стремящейся удерживать пластины 5 и 6 в замкнутом состоянии; пластмассовой крышки 2 с контактом 1, к которому ·проводом подсоединяется лампочка 13.

Читайте также:  Датчик числа оборотов двигателя нет сигнала

Рис.108. Сигнализатор аварийного давления масла:
а – давления масла нет; б – давление масла есть.

Работает сигнализатор так. При работающем двигателе и нормальном давлении масла диафрагма 7 прогибается и через шток 4 отводит подвижную пластину 5 от неподвижной 6, электрическая цепь разомкнута, лампа 13 не горит (рис.108, б). В случае понижения давления масла в масляной магистрали двигателя ниже допустимых пределов, например, для автомобиля ГАЗ-53А ниже 0,04-0,08 МПа, давление масла на диафрагму 7 уменьшается и она выпрямляется. Пружина 3, воздействуя на подвижную пластину 5, прижимает ее к неподвижной 6 и электрическая цепь замыкается. Лампа 13 загорается, сигнализируя водителю о появившейся неисправности в системе смазки двигателя (рис.108, а). Когда двигатель не работает, а замок зажигания 11 включен, пластины 5 и 6 под давлением пружины 3 будут прижаты и лампа 13 горит, однако система смазки исправна. После пуска двигателя она должна погаснуть, Если это не произойдет, то в системе смазки имеется неисправность, которую необходимо выявить и устранить. Цепь тока в момент загорания лампы: отрицательная клемма батареи 9 – «масса» – корпус 8 – неподвижная пластина 6 – подвижная пластина 5 – пружина 3 – выводной контакт 1 – провод – лампа 13 – предохранитель 12 – замок зажигания 11 – амперметр 10 – положительная клемма аккумуляторной батареи.

Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости

Какое назначение сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости?

Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя служит для предупреждения водителя о чрезмерном повышении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При этом водитель обязан остановить автомобиль, выявить причину перегрева двигателя и устранить ее.

Обычно датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости устанавливается в верхнем бачке радиатора, а сигнальная лампа – на щитке приборов автомобиля. Соединяются между собой они проводом.

Как устроен и работает сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости?

Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости (рис.109) состоит из датчика 1, представляющего собой латунный баллон, вмонтированный в корпус 6 с резьбой для ввертывания в верхний бачок радиатора. В баллоне установлена неподвижная пластина 2 с контактом, соединенным с «массой». К неподвижному контакту 2 прижимается подвижный контакт 3, закрепленный на биметаллической пластине 4, изолированной от «массы». Через контактную пластину 5 контакт 3 соединен с выводной клеммой 7.

Рис.109. Сигнализатор перегрева охлаждающей жидкости.

Работает сигнализатор так. При работе двигателя и нормальной температуре охлаждающей жидкости под воздействием упругости биметаллической пластины 4 контакты 2 и 3 разомкнуты и лампа 8 на щитке приборов не горит. С повышением температуры охлаждающей жидкости до 105-108°С (ГАЗ-53А), 104-109°C (ГАЗ-24 «Волга»), 115°С (ЗИЛ-130), 92-98°С (КамАЗ-5320) биметаллическая пластина, нагреваясь, изгибается настолько, что контакты 2 и 3 замыкаются, лампа 8 загорается, сигнализируя водителю о перегреве двигателя. Цепь тока при загорании лампочки: отрицательная клемма батареи 12 – «масса» – неподвижный контакт 2 – подвижный контакт 3 – биметаллическая пластина 4 – контактная пластина 5 – выводная клемма 7 – лампа 8 – предохранитель 9 – замок зажигания 10 – амперметр 11 – положительная клемма батареи 12.

Включатель лампы заднего хода и сигнализатор неисправности гидравлического привода тормозов

Как устроен и работает включатель лампы заднего хода?

На легковых автомобилях устанавливают включатель лампы при движении автомобиля задним ходом, что предупреждает пешеходов и водителей, а водителю в темное время суток несколько освещает дорогу. Включатель лампы заднего хода состоит из датчика 6, смонтированного на крышке коробки передач, лампы 1, установленной в задних фонарях автомобиля. При включении передачи заднего хода (рис.110, а) шток коробки передач воздействует на шарик 8, который через толкатель 7 перемещает контактную пластину 5 и замыкает зажимы 2, установленные в изоляторе 4, преодолевая сопротивление пружины 3. Электрическая цепь замыкается и лампа 1 загорается. После выключения передачи шток прекращает давить на шарик 8 и он возвращается в исходное положение. Пружина 3 размыкает контакты, лампа гаснет.

Рис.110. Включатель:
а – ламп заднего хода; б – неисправности гидравлического привода тормозов.

Как устроен и работает включатель контрольной лампы сигнализатора отказа разделителя гидравлического привода тормозов?

На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» и других устанавливают сигнализатор аварийного состояния гидравлического привода тормозов. Он монтируется в разделителе тормозов и устроен так же, как и включатель заднего хода. В случае обрыва трубопровода или шланга в системе гидравлического привода тормозов к рабочим цилиндрам задних или передних колес резко уменьшается давление тормозной жидкости в одной из полостей 11 или 15 корпуса 10 крепления трубопроводов (рис.110, б). Тогда под избыточным давлением тормозной жидкости в другой полости с исправной линией поршни 9 передвинутся в сторону меньшего давления. Шарик 12 выйдет из кольцевой канавки на поршне и, воздействуя на шарик включателя 14, замкнет электрическую цепь сигнальной лампы 13 на щитке приборов автомобиля. Она будет гореть до тех пор, пока водитель не устранит неисправность в приводе и дольет тормозную жидкость в резервуар главного тормозного цилиндра. Тогда давление в полостях 11 и 15 уравновесится и шарик 12 возвратится в исходное положение. Контакты под давлением пружины 3 разомкнутся и лампочка погаснет.

Какие сигнализаторы установлены на автомобиле КамАЗ-5320?

На автомобиле КамАЗ-5320 на щитке приборов установлены блоки сигнальных ламп: контроля работы указателя поворота автомобиля и прицепа, механизма блокировки межосевого дифференциала, включения пускового устройства «термостарт», четыре лампы, сигнализирующие о падении давления в тормозной системе, включении стояночного тормоза. Блоки сигнальных ламп снабжены кнопочными включателями для проверки исправности ламп. Для контроля за частотой вращения коленчатого вала установлен тахометр.

Стеклоочиститель

Какое назначение стеклоочистителя, как он устроен и работает?

Стеклоочиститель служит для очистки ветрового стекла с целью улучшения видимости. На большинстве автомобилей устанавливают стеклоочиститель с электрическим приводом (рис.111). Он состоит из электродвигателя 12, червячного редуктора 10, рычагов привода 14, щеткодержателей 2 с пружинами 3 и щетками 4, установленных на осях 1. Щетки перемешаются по ветровому стеклу 5. Ось привода рычагами 14 соединена с осью 6 червячной шестерни 8. Червяк 9, находящийся в постоянном зацеплении с червячной шестерней, изготовлен как одно целое с валом якоря 11 электродвигателя 12. Н а валу червячной шестерни 6. закреплен фасонный контактный диск 13 концевых выключателей 7. Переключатель 15 имеет три положения: выключено; малая скорость, при которой щетки 3 совершают 27 двойных ходов в минуту, и большая скорость – 45 двойных ходов в минуту. Изменение скорости хода достигается включением в цепь обмотки возбуждения дополнительного сопротивления. При установке переключателя в первое или второе положение ток поступает в обмотки возбуждения электродвигателя и якорь начинает вращаться. Крутящий момент передается червяку 9 редуктора 10 и от него червячной шестерне 8. Червячная передача позволяет уменьшить до необходимых пределов частоту вращения вала червячной шестерни, на которой установлен кривошип, соединенный с рычажной системой привода щеток 4. Кривошип превращает вращательное движение червячной передачи в качательное движение щеток. После выключения переключателя электродвигатель сразу не выключается и щетки продолжают двигаться по стеклу до тех пор, пока не дойдут до своих крайних положений. В этот момент концевой выключатель 7, расположенный на корпусе редуктора и работающий параллельно основному переключателю 15, с помощью фасонного диска 13 с контактом разомкнет электрическую цепь. Двигатель выключится и щетки остановятся у нижнего края стекла.

Источник

Adblock
detector