Меню

Аварийный датчик температуры охлаждающей жидкости маркировка

Маркировка датчика температуры охлаждающей жидкости

Блог про Уаз

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 электромагнитный, логометрического типа. Предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Оснащен сигнализатором перегрева. На автомобилях УАЗ входит в состав щитка приборов 14.3805 или КП116-3805010. Работает совместно с датчиком температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, характеристики.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными катушками и подвижным постоянным магнитом связанным со стрелкой. Кроме автомобилей семейства УАЗ-31512, фургонов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, санитарных УАЗ-3962, автобусов УАЗ-2206, грузовых УАЗ-3303 и УАЗ-39091, указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 применяется на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ЛУАЗ, и автобусах ПАЗ, ЕРАЗ, КАВЗ.

Основные характеристики указателя 14.3807 :

— Диапазон показаний, градусов Цельсия : 40-120
— Цена деления, градусов Цельсия : 20
— Тип измерительного механизма : магнитоэлектрический
— Номинальное напряжение, В : 12
— Посадочный диаметр кожуха, мм : 60
— Посадочный диаметр для ламподержателя подсветки и сигнализатора, мм : 11,5
— Конструкция электрического соединения : штекер 6,35 мм
— Масса, кг : 0,18

Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100, характеристики.

Указателя 14.3807 получает показания от датчика температуры ТМ100, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Рабочим элементом датчика является термистор помещенный в металлический корпус.

Основные характеристики датчика температуры ТМ100 :

— Пределы измерения температуры, градусов : 40-120
— Номинальное напряжение, В : 12, 24
— Ток нагрузки, А : 0,1
— Присоединение : винт М3
— Размер под ключ : S19
— Резьба : K3/8
— Вес, г : 45

Схема подключения указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Контрольная лампа предельной температуры охлаждающей жидкости в радиаторе и датчики температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Контрольная лампа расположена на панели приборов УАЗ и работает совместно с датчиком температуры ТМ104 или ТМ111-09, который расположен в верхней части радиатора. Биметаллическая пластина внутри датчика замыкает контакты и контрольная лампа загорается при температуре охлаждающей жидкости в радиаторе в пределах 91-98 градусов.

Во время эксплуатации автомобиля не допускается значительное понижение уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и как следствие обнажение трубок в верхнем бачке радиатора, так как от перегрева датчик температуры может выйти из строя.

Перестановка местами датчика ТМ100 указателя температуры охлаждающей жидкости и датчика ТМ104 или ТМ111-09 контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости не допускается, так как указатель и лампа в таком случае работать не будут.

Схема подключения и работы аварийного датчика температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ104 в автомобилях семейства УАЗ-31512.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ111-09 в автомобилях семейства УАЗ-3741.

Проверка исправности указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 проверяется путем сравнения его показаний с показаниями термометра. Для этого надо вывернуть датчик температуры ТМ100, при необходимости удлинить его провод, соедините датчик отдельным проводом с массой автомобиля и поместите вместе с термометром в середину сосуда с водой нагретой до кипения. Клемму датчика погружать в воду не следует.

Затем остается сравнивать показания указателя температуры 14.3807 и термометра. Температура воды до требуемой величины доводится путем долива в сосуд холодной воды. При температуре воды в 100 и 80 градусов погрешность показаний указателя не должна превышать +-5 градусов, а при температуре воды в 40 градусов погрешность не должна превышать +4 или -12 градусов.

Если показания указателя превышают указанные пределы, то сначала надо попробовать заменить датчик ТМ100, а если это не даст положительных результатов, то заменить указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807.

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика указателя и соединить его наконечник с массой. Если стрелка отклонится, то следовательно неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, снять щиток приборов и при включенном зажигании соедините с массой клемму «Д» указателя. Отклонение стрелки в этом случае укажет на его исправность и на повреждение провода, соединяющего датчик с указателем. Если стрелка не отклоняется, то неисправен сам указатель.

Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться в начало шкалы. Если стрелка остается в конце шкалы, то провод имеет замыкание на массу или неисправен указатель. Его исправность можно проверить, отсоединив провод от клеммы «Д». При включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.

Проверка указателя температуры 14.3807 при помощи контрольного реостата.

Для проверки указателя 14.3807 таким способом, его надо подсоединить к контрольному реостату. При сопротивлении контрольного реостата в 400-530 Ом стрелка должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 80-95 Ом — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 51-63 Ом — около отметки 120 градусов.

Диагностика исправности датчика температуры ТМ100 по его сопротивлению.

При температуре 40 градусов сопротивление на датчике должно быть в пределах 400-530 Ом, при температуре 80 градусов — в пределах 130-157 Ом, при температуре 100 градусов — в пределах 80-95 Ом, а при температуре 120 градусов — в пределах 51-63 Ом.

Ремонт указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчики ТМ100, ТМ104 и ТМ111-09 ремонту не подлежат. Поэтому в случае их неисправности следует проверить только электрические соединения и исправность проводки, и если они в порядке, то заменить указатель или датчики на новые. Рекомендуется сначала попробовать заменить датчики, так как они обычно чаще выходят из строя.

AlvoF › Blog › Кой-чего про датчики температуры.

Преамбула или «откуда выросли ноги».

Я сделал свой собственный блок для управления вентиляторами охлаждения двигателя – дабы поддерживать на нужном уровне температуру двигателя. Понятно, что он в качестве исходной информации этот блок должен знать эту самую температуру. Отсюда и возник вопрос – а откуда ее брать. У меня Патриот 2007г издания, блок управления двигателем – Микас-11. В этом варианте штатно на корпусе термостата стоят два датчика температуры – двухконтактный, сигнал от которого идет в электронную систему управления двигателем (ЭСУД) и одноконтактный – от него работает показометр температуры на приборной панели. Использовать ни тот, ни другой мне не хотелось. Датчик для ЭСУД не хотелось использовать дабы не вносить своими ручонками погрешности в работу ЭСУД. Датчик показометра не хотелось использовать именно по причине его одноконтактности, то есть второй провод от него – это корпус двигателя. А весь мой предыдущий опыт конструирования электроники, работающей с исходными сигналами малого уровня, говорил что при использовании источника глухо сидящего своей сигнальной землей на корпусе, по которому могут течь неконтролируемые большие токи, проблема помех может оказаться плохоразрешимой. Еще одна причина для использования своего отдельного датчика – это желание отслеживать температуру двигателя после выключения зажигания, чтобы вентиляторами сгладить температурный выбег после прекращения циркуляции охлаждающей жидкости в системе. А в этом случае со штатных датчиков после выключения зажигания снимается питающее напряжение.
Итак я решил что у моей системы будет свой собственный датчик температуры. Казалось бы в этом случае он вообще может быть любым. Но мне хотелось чтобы это была более-менее распространенная стандартная деталь, дабы при выходе из строя ее можно было бы заменить купленной в магазине. Или даже если я применю что-то свое нестандартное, то такая замена на стандартную должна быть возможной (хотя бы на какое-то время) без всякого «напилинга», пусть с возможным некоторым ухудшением характеристик. И я обратил свой взор на датчики температуры, применяемые в ЭСУД отечественных двигателей. Все они конструктивно выполнены двухконтактными, электрически изолированными от корпуса – что мне и надо было.

С точки зрения электрической типов датчиков всего два – это полупроводниковая микросхема, изображающая из себя стабилитрон с положительным (и постоянным!) температурным коэффициентом, и терморезистор. Первый из этих типов называется 19.3828 или 42.3828 или 405226 в зависимости от производителя. Выглядит так:

Присоединительная резьба М12х1.5, разъем прямоугольный с плоскими контактами шириной 3.8мм. Интернет говорит о том что бывают и другие конструктивные варианты исполнения датчика с точно такими же электрическими характеристиками, но в жизни я их не видел.
Терморезистор же могут упаковывать в разные корпуса, отличающиеся разъемами (прямоугольный, более старый, и овальный, более современный) и присоединительной резьбой – метрическая М12х1.5 или коническая дюймовая К3/8” — итого четыре варианта, все (три точно есть) реально существуют (и нафига нужен был такой зоопарк – непонятно). Но наиболее распространенный имеет овальный разъем и резьбу М12х1.5. Маркировка такого датчика – 23.3828, 423.3828 или 405213 в зависимости от производителя. Вот он:

Читайте также:  Замена датчика абс e53

Есть довольно экзотический вариант такого датчика(423.3828) – в полностью пластиковом корпусе. Производит его калужское предприятие «Автотрейд». Производитель утверждает что такой вариант обладает более высоким быстродействием, нежели металлический. Я приложил некоторые усилия и купил пару таких датчиков. Вот:

Для всех этих двухконтактных датчиков производители косвенным образом нормируют точность в +-2С. Косвенным – потому что нормирован разброс электрических параметров при некоторой температуре, но если этот разброс пересчитать в температуру то и получается +-2С. В скобках замечу что для одноконтактного датчика для показометра (ТМ106-11) этот же параметр получается +-4С.
Но меня интересовал фактический разброс от экземпляра к экземпляру. Понятно что купить ради такого интересу по десятку штук каждого датчика (что было бы правильным на самом деле) кажется сумасшедствием, но по паре я купил.
Что больше интересовало – это быстродействие датчиков. Интерес этот появился через некоторое время после установки системы на автомобиле. При работе на холостом ходу температура гуляет в пределах трубы в 2-3С с периодом порядка 90 секунд. Причина следующая. Датчик установлен в трубе идущей от термостата в радиатор – на самом корпусе термостата для еще одного датчика в моем случае места не нашлось, да и не это главное по-видимому. Более существенно что при повышении температуры вентилятор начинает охлаждать ОЖ в радиаторе и проходит некоторое время, пока эта охлажденная порция ОЖ попадет в двигатель и охладит его, после чего снизится температура и на выходе из движка – лишь только тогда датчик «увидит» снижение температуры и уменьшит обороты вентилятора. А пока датчик не «увидел» снижения температуры – вентилятор продолжает охлаждать радиатор, в результате чего температура ОЖ излишне понижается. Ну и этот процесс весь повторяется. Дело известное в системах автоматического регулирования с обратной связью и в придачу с задержками в петле обратной связи. Известное, но вообще говоря считается не очень правильным иметь процесс регулирования с колебаниями. Понятно что задержек не избежать, но минимизировать их хочется, посему хотелось узнать характеристики датчиков по быстродействию.

Датчики запитывались через резистор 316 Ом от источника в 5 вольт и подключались ко входу АЦП. Оцифрованный сигнал записывался компьютером и потом в Excel’e полученные данные пересчитывались в температуру.
Датчики погружались в сосуд с водой по начало крепежного фланца. То есть вся резьбовая часть оказывалась в воде, а крепежный шестигранник – на воздухе. Сосудов было два – в одном вода комнатной температуры, в другом горячая. Горячая вода не термостабилизировалась – наливалась из чайника и постепенно остывала. Интерес представлял переходный процесс при переносе датчика из одного сосуда в другой.

На всех графиках по горизонтали шкала в секундах, по вертикали в градусах Цельсия.
Датчики 19.3828 (стабилитрон). Переходный процесс:

Разница в температурных показаниях не превышает 0.4С – но это фактически разрешающая способной моей измерительной аппаратуры для этого датчика. Постоянная времени переходного процесса (усреднено)

21 секунды. Практически одинаковое для обоих экземпляров. Для тех кто не в курсе – это время от начала воздействия «ступенькой» до достижения 63% (если быть точным то до 1 – 1/е) величины этой ступеньки.

Датчики 423.3828 в металлическом корпусе. Терморезистор.

Здесь на устоявшихся режимах температурная разница не превышает 0.2С (разрешение метода для этого типа датчика примерно 0.1С). А вот переходный процесс заметно разный по времени. Для датчика #1 (синяя кривая) постоянная времени составляет 18.3 секунд, для датчика #2 (лиловая кривая) – 27 секунд.

Датчики 423.3828 в пластиковом корпусе. Тут, увы, у меня что-то сглюкнуло и большая часть данных потерялась. Удобоваримая осталась только вот эта часть.

То, что сначала графики идут не из одной температурной точки есть следствие их недостаточного охлаждения на предыдущей стадии эксперимента. А при их нагреве до устоявшегося состояния разница в показываемой температуре, как и в предыдущем случае, не превышает 0.2С. Подсчитанная постоянная времени для датчика #3 (синяя кривая) составляет 22.2 секунд, для датчика #4 (лиловая кривая) – 18.3 секунд.

Сторонник использования одноконтактного датчика (тот что для приборки) Александр kineskop утверждал, что этот одноконтактный датчик гораздо быстрее двухконтактных. Дабы проверить это утвеждение я купил один такой датчик (его тип – ТМ106-11) и испытал его.

Постоянная времени составляет 12.5 секунд. Действительно быстрее реагирует на изменение температуры. Но — абсолютная же погрешность этого конкретного датчика составляет -2С при температуре около 20С и -4С при температуре около 60С. Просто у меня есть достаточно точный образцовый термометр и, поскольку датчик этот я купил один, то решил сравнить его хоть с чем-нибудь.
Для более наглядного сравнения временных характеристик вышеупомянутых датчиков я свел процесс нагревания их в единые координаты. На них нулю температуры соответствует начало нагрева, а единице – максимальная температура нагрева. Масштаб же оси времени сохранен, но начало нагрева сведено в одну точку по времени. Вот что получилось.

Более подробно начальный участок.

Зеленая горизонтальная линия – уровень отсчета для постоянной времени(63%).

Меня заинтересовало почему у терморезисторов в металлическом корпусе такой разброс постоянной времени. Я один из датчиков распилил. И вот что увидел.

На фотке – корпус, пластиковый разъем с зажатым в нем терморезистором, уплотнительное резиновое кольцо и пленка-изолятор. На корпусе терморезистора было очень небольшое количество теплопроводящей пасты (капля) – я её стер в попытке увидеть написанный номинал терморезистора, но на нем никаких надписей не было. Латунное колечко на черном пластике – это отпиленная завальцовка.

Это фотка корпуса со вставленным в него уплотнительным кольцом и прозрачной пленкой изолятором. Пленка довольно жесткая и прилегает к стенкам корпуса она плохо. На пленке видны остатки термопасты, они только внутри пленки, между самой пленкой и стенкой корпуса никакой термопасты не было. То есть тепловой контакт между самим терморезистором и наружней стенкой корпуса во-первых плохой и во-вторых сильно зависит от того сколько термопасты положат и как хорошо будет прилегать пленка к корпусу. Вот и причина разброса постоянной времени скорости прогрева терморезистора. Но это еще не все.

На этой фотке я сложил пластиковую вставку с терморезистором и корпус рядом так, чтобы было видно насколько глубоко сидит терморезистор внутри корпуса. И видна полная фигня – терморезистор сидит на половине глубины всего датчика, причем хоть какой-то тепловой контакт он имеет лишь с боковой поверхностью корпуса датчика. То есть тепло от конца датчика должно доползти до середины и потом через плохо прилегающую изоляционную пленку и кое-как нанесенную термопасту уже дойти до собственно чувствительного элемента.
Мне стало совсем любопытно и я распилил датчик с микросхемой, изображающей термозависимый стабилитрон. Это оказалось заметно более трудоемкой задачей. Вот что я увидел.

ВАЗ-2110: датчик температуры охлаждающей жидкости (описание, проверка, замена)

Датчик температуры охлаждающей жидкости является важным элементом в системе управления двигателем. Он предназначен для контроля нагрева антифриза, который циркулирует в охлаждающей системе. На инжекторных ВАЗ-2110 датчик температуры влияет на состав горючей смеси, количество оборотов коленчатого вала, а также на угол опережения зажигания.

Функции датчика

Данный прибор выполняет массу задач. На базе его показаний готовится топливная смесь, меняется угол опережения зажигания. Также элемент дает команды на включение вентилятора в случае перегрева.

Обогащение смеси всегда связно с повышенными температурами в силовой установке. Чем ниже нагрет двигатель, тем более богатую смесь нужно в него подавать. По этому принципу работает любой электронный блок управления. И отечественная десятка не является тому исключением.

Устройство

На заре автомобилестроения в качестве ДТОЖ применялись простые термореле – они устанавливались на большинство двигателей внутреннего сгорания. Эти датчики сейчас можно встретить на моновпрысковых системах «К-Джетроник» и им подобных. Такие использовались на старых мерседесах 80-х и 90-х годов выпуска. Как это работает? Когда контакт реле находится в открытом положении, то двигатель прогревается. При закрытом контакте электронный блок управления понимает, что двигатель нагрелся до рабочих температур. Концентрация и состав смеси меняется.

Сейчас в качестве ДТОЖ применяют термисторы. Это резисторы, которые меняют сопротивление в зависимости от температуры среды. В автомобиле ВАЗ-2110 датчик температуры ОЖ именно такого типа. Контроль за нагревом производится постоянно, без перерывов. Изготавливают термисторы для данных датчиков из оксида никеля или же оксида кобальта. Эти сплавы имеют особенность – при повышении температуры в них растет число свободных электронов, за счет чего и падает сопротивление.

Термистор, находящийся внутри ДТОЖ, отличается отрицательным температурным коэффициентом. Максимальный уровень сопротивления достигается при холодном моторе. На температурный датчик приходит напряжение +5 В и по мере того, как двигатель нагревается, оно понижается. ЭБУ фиксирует малейшие изменения напряжения, и таким образом определяется температура ОЖ.

Читайте также:  Как подключить датчик движения duwi 25825 4

На двигателях от «Рено» и некоторых других силовых агрегатах могут быть установлены датчики с положительными температурными коэффициентами. Они устроены аналогично. Однако с увеличением температуры антифриза сопротивление на датчике не падает, а вырастает.

Принцип действия

Работает датчик температуры ВАЗ-2110 следующим образом. Термистор, находящийся внутри датчика, представляет собой электронный прибор с негативным показателем режимов нагрева. Режим значений температур до 130 градусов снижает сопротивление в пределах 70 Ом, а пониженные пределы при -40° увеличивают сопротивление до 107 кОм.

Детектор подает на температурный датчик напряжение +5 В через постоянный резистор, который находится внутри него. Уровень нагрева антифриза элемент определяет, благодаря разности потенциалов на термисторе с переменным сопротивлением.

Где найти ДТОЖ?

Владельцы автомобилей данной модели хорошо знакомы с различными проблемами, связанными с данным устройством. Нередко прибор требует замены. Новички не всегда знают, где находится датчик температуры на ВАЗ-2110. В автомобилях этот элемент может устанавливаться в самых разных местах.

Так, в классических моделях терморезистор находится непосредственно в блоке цилиндров. А в моделях АвтоВАЗ десятого семейства найти ДТОЖ можно в термостате. Кстати, на ВАЗ-2110 датчик температуры не один – их два, но второй не выполняет каких-либо важных задач. Он связан лишь с указателем температуры дна панели приборов.

Типичные неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110

Как известно, от показаний прибора зависит соотношение топлива и воздуха в горючей смеси. Все владельцы уже сталкивались либо еще столкнутся с различными проблемами, которые создает датчик температуры. Также от него зависит, будет ли запускаться вентилятор при перегреве или нет.

Заподозрить неисправность датчика охлаждающей жидкости на ВАЗ-2110 можно по следующим симптомам. Так, первыми признаками являются проблемы с запуском мотора в холодное морозное утро. Также можно наблюдать плохой выхлоп, а расход топлива будет существенно повышенным.

Эти симптомы не обязательно обозначают, что нужна замена датчика. Иногда достаточно почистить контакты, очистить сам датчик от коррозии. Если при визуальном осмотре не удалось выявить проблемы, тогда нужно проверить элемент.

Диагностика ДТОЖ

Все автовладельцы должны знать, как проверить датчик температуры на ВАЗ-2110. С помощью проверки можно сэкономить на стоимости нового устройства, хотя цена его не совсем высока.

Протестировать элемент можно путем нагревания. Нужна подходящая емкость. Это может быть стакан или же чайник. В него наливают горячую воду. Вода должна быть нагрета примерно до 100 градусов – контролировать нагрев следует термометром. Далее рабочую часть устройства опускают в воду. Однако, опускать нужно именно ту часть температурного датчика, которая находится в моторе. Контакты не должны находиться в воде. Затем к контактам подсоединяют мультиметр и измеряют сопротивление.

Исправный датчик при температуре жидкости в 100 градусов имеет сопротивление в 177 Ом. При +50 градусах сопротивление составляет 973 Ом. Если значения не соответствуют норме, то неисправный элемент стоит заменить. Если же показатели в пределах этих норм, то все в полном порядке.

Как заменить ДТОЖ

Прежде, чем приобретать новое устройство взамен старого, стоит уточнить маркировку на старом датчике. Приобретать лучше точно такой же прибор.

Другие, хоть и похожие элементы, могут давать не те показания, ЭБУ неправильно их поймет, а на панели приборов водитель увидит ложные показания. В комплекте с новым элементом обязательно должна быть медная шайба. Если она отсутствует, ее покупают отдельно.

Демонтаж

Первым делом смотрят, что мешает подобраться к термостату и датчику. Мешает корпус воздушного фильтра – его необходимо снять. Далее рекомендуется слить антифриз из двигателя, но это не всегда обязательно. При замене прольется лишь немного жидкости, и ее всегда можно долить до уровня.

Затем после слива жидкости снимают клемму с АКБ, выбирают нужный датчик и снимают все, что к нему подсоединено. После отсоединения элемент просто выкручивают, держась за его грани руками или же ключом. После этого прибор можно снять.

Замена датчика без слива ОЖ

Если решено выполнять замену без слива жидкости, то нужно взять в руки новый прибор, а старый понемногу выворачивать. Когда датчик уже можно будет крутить вручную, ключ убирают и медленно руками выкручивают и прижимают элемент к отверстию. Когда станет ясно, что устройство выкрутилось, его быстро вынимают, а на его место также быстро устанавливают новый. Затем деталь закручивается и проверяется ее работоспособность.

Установка нового датчика

Новый датчик температуры ОЖ на ВАЗ-2110 устанавливается в обратном порядке. Опытные автомобилисты рекомендуют смазать резьбу элемента герметиком.

Иногда наблюдаются течи охлаждающей жидкости из-под нового датчика. Процесс замены чрезвычайно простой и с ним без труда справятся даже новички, которые только сели за руль и раньше не знали ничего об автомобилях.

Датчик температуры воздуха

Наряду с ДТОЖ имеется еще один элемент, измеряющий температуру в этом автомобиле. Это датчик температуры воздуха на ВАЗ-2110. Он необходим для фиксации и контроля температур за бортом автомобиля. Он никак не влияет на приготовление смеси или другие параметры работы двигателя. Данный элемент является частью так называемой климатической системы ВАЗа-2110. Существует еще и датчик температуры салона, также являющийся частью климатической установки.

Не стоит путать данные датчики с ДТОЖ. Хоть это тоже терморезисторы, они имеют разные функции и предназначение. Эти элементы служат только для создания комфортных температур.

Заключение

Всем известны последствия перегрева двигателя – это испорченные в результате температурных деформаций детали мотора. Чаще всего подвергается воздействию головка блока цилиндров. Восстанавливать этот узел достаточно дорого. Также перегрев может нанести еще более существенный ущерб. При езде на богатой смеси двигатель потребляет чрезмерное количество топлива, выходят из строя свечи. На бедной смеси мотор нагревается и может перегреться. Всего этого можно избежать, если знать признаки неисправности ДТОЖ, уметь его менять и знать, где он расположен.

ДТОЖ – что это? Проверка ДТОЖ

В современных автомобилях управление работой двигателя осуществляет электронный блок, который получает информацию о состоянии работоспособности его систем при помощи соответствующих датчиков. Система охлаждения, призванная обеспечивать оптимальный температурный режим мотора, включает несколько таких сигнальных устройств. Одним из них является датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Что это за устройство и каковы его функции, мы расскажем в этой статье. Кроме этого мы рассмотрим возможные неисправности данного элемента системы охлаждения, а также способы их диагностики и устранения.

ДТОЖ: что это за датчик и зачем он нужен?

Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен для получения информации о температуре тосола или антифриза в системе и последующей ее передачи на электронный блок управления. Основываясь на этих данных, контроллер автомобиля регулирует:

  • обороты холостого хода при прогреве двигателя;
  • концентрацию топлива в горючей смеси;
  • включение и выключение вентилятора радиатора охлаждения.

Принцип работы датчика достаточно прост. Он основан на свойствах полупроводников к изменению своего электрического сопротивления под воздействием температуры.

Что же представляет собой температурный датчик? ДТОЖ состоит из следующих элементов:

  • корпус (баллон);
  • полупроводниковый термистор (резистор, меняющий сопротивление при изменении температуры);
  • токопроводящая пружина;
  • электрический разъем.

Как работает ДТОЖ?

Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два электрических контакта, один из которых – корпус, замыкающийся на массу, а второй – «+», идущий к электронному блоку. Контроллер посылает на ДТОЖ напряжение величиной 5 В, которое передается к рабочему элементу при помощи токопроводящей пружины. Сам полупроводниковый термистор имеет отрицательный температурный коэффициент, и при нагревании охлаждающей жидкости, в которую он помещен, его сопротивление начинает снижаться. Снижается при этом и напряжение. Именно по его изменению электронный блок управления рассчитывает температуру охлаждающей жидкости в системе.

Датчик температуры, благодаря своей простой конструкции, выходит из строя довольно редко, но, если это случается, его заменяют новым устройством. Неисправность датчика определить несложно. Его выход из строя чаще всего сопровождается определенными симптомами, присущими только нерабочему ДТОЖ. Что это за признаки, читайте далее.

Симптомы нерабочего ДТОЖ

Определить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости можно по следующим симптомам:

  • появление сообщения об ошибке в работе двигателя на приборной панели;
  • затрудненный запуск холодного двигателя;
  • высокие обороты двигателя на холостом ходу;
  • увеличенный расход топлива;
  • перегрев двигателя вследствие несрабатывания вентилятора радиатора.

Последняя неисправность может быть вызвана не только ДТОЖ. При несрабатывании вентилятора радиатора охлаждения прежде всего следует проверить его электрический привод и целостность проводки. Только убедившись в их работоспособности, можно сделать заключение о том, что в перегреве двигателя виноват именно температурный датчик. ДТОЖ при этом может оказаться как нерабочим, так и условно рабочим.

ДТОЖ: неисправности

К неисправностям датчика температуры охлаждающей жидкости относятся:

  • нарушение градуировки рабочего элемента (термистора), вследствие чего его сопротивление не соответствует предусмотренным температурным параметрам;
  • замыкание плюсового контакта на массу;
  • нарушение герметичности корпуса датчика;
  • отсутствие электрического контакта на разъеме.

Как видите, неисправностей у ДТОЖ не так и много. В первом случае датчик попросту начинает врать, вводя в заблуждение электронный блок. Последний, используя недостоверную информацию, вынужден будет принимать неправильные решения. Отсюда и затрудненный запуск двигателя, и перерасход топлива, и несвоевременное включение вентилятора радиатора.

Замыкание в датчике возникает при деформации или разрушении его корпуса. Это явление легко определяется контроллером, о чем он подает соответствующий сигнал на панель приборов.

Нарушение герметичности корпуса чаще всего также происходит по причине механического повреждения датчика, реже – из-за длительной эксплуатации.

При отсутствии контакта на разъемах ДТОЖ контроллер обычно поддерживает работу двигателя в аварийном режиме, а вентилятор радиатора на всякий случай работает в постоянном режиме.

Первые три неисправности устранить невозможно. Здесь исправить ситуацию может только замена ДТОЖ. В последнем случае контакт можно восстановить, что не составляет особого труда. После этого обязательно нужно перепроверить работоспособность системы охлаждения.

Где в автомобиле искать ДТОЖ?

Убедиться в неисправности или исправности датчика можно путем его несложной проверки. Но сначала следует кое-что узнать о расположении ДТОЖ. Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в конкретном автомобиле, лучше узнать из руководства по его эксплуатации. Дело в том, что в разных моделях он может иметь разное расположение. Чаще всего ДТОЖ устанавливается на входном патрубке рубашки охлаждения ГБЦ или же на корпусе термостата.

Важно не перепутать датчик температуры охлаждающей жидкости с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости (ДУТОЖ). Последний также служит для определения температуры ОЖ, однако его данные используются исключительно для информирования водителя.

Демонтаж датчика

Проверка ДТОЖ предусматривает демонтаж датчика. Для этого необходимо отключить минусовую клемму от аккумулятора и частично слить охлаждающую жидкость. После этого отключается разъем на корпусе ДТОЖ. Сам датчик выкручивается из посадочного места при помощи рожкового ключа. Технологическое отверстие на время проверки закрывается чистой тряпкой во избежание попадания в систему охлаждения влаги или мусора.

Как проверить ДТОЖ?

Для проверки датчика потребуются:

  • автомобильный тестер (мультиметр);
  • электрический чайник или другие приспособления для нагрева воды;
  • термометр для жидкости.

Проверка датчика заключается в определении правильности градуировки рабочего элемента ДТОЖ. Что это значит? Это значит, что при проведении теста необходимо установить, насколько правильно изменяется сопротивление термистора в зависимости от температуры.

Для начала контакты датчика подключают к щупам мультиметра, соблюдая полярность. Прибор включают в режиме омметра. После этого ДТОЖ вместе с термометром опускают в холодную воду и считывают их показания. Далее воду нагревают, продолжая делать замеры.

Ниже приведена таблица для градуировки датчиков температуры охлаждающей жидкости.

Указатель температуры охлаждающей жидкости

Для любого водителя важно знать, где расположен датчик, показывающий температурный режим в системе охлаждения. Почти во всех автомобилях, независимо от их марки, данный прибор расположен в верхней части корпуса двигателя.

Сегодня разговор пойдёт о предназначении этого важного устройства, о его проверке, неисправностях и схеме. Вы узнаете, как произвести подключение датчика температуры антифриза и заменить его на новый прибор.

Для чего предназначен датчик

Прибор или устройство, показывающее температурные изменения в охлаждающей системе, имеет огромное значение для всей системы управления автомобильным мотором. Именно он осуществляет контроль над состоянием температуры антифриза в общей схеме охлаждающей системы.

При помощи данных датчика происходит контроль над системой управления двигателя, корректируются параметры функционала движка, которые непосредственным образом, осуществляются в зависимости от нагрева и теплового состояния охлаждающей жидкости.

Какие данные наиболее важны:

  • Качество состава топливной смеси;
  • Количество оборотов коленчатого вала за определённый период;
  • Изменение угла опережения зажигания.

Датчик помогает определить, насколько быстро прогревается двигатель во время запуска, и обеспечивает его скорейшее прогревание, а также поддерживает ту самую оптимальную температуру, которая сохраняется при различных рабочих режимах.

Как осуществить проверку датчика температуры охлаждающей жидкости самостоятельным образом

Чтобы определить, насколько грамотно работает и показывает данные устройство, его необходимо снять или демонтировать. Сделать такую операцию довольно просто, нужно лишь соблюдать последовательность действий:

  • Демонтируйте воздушный фильтр, так как прибор обычно располагается на патрубке ГБЦ.
  • Затем необходимо снять провод с аккумулятора под знаком «минус».
  • Слить охлаждёнку из радиатора.
  • От устройства отключить все провода.
  • При помощи ключа с номерами 19-21,ослабить затяжку и снять датчик.

После всех проделанных манипуляций следует поместить датчик в ёмкость и налить в неё охлаждающую жидкость. Далее начать прогревание жидкости под полным контролем с учётом показаний омметра.

Можно определить правильность работы датчика по специальной таблице. Если показания, снятые с вашего прибора не совпадают с данными таблицы, стоит задуматься о покупке нового датчика, так как отремонтировать его не удастся.

Бывает, что датчик отлично работает, и состояние его соответствует стандартам, а проблемы в работе двигателя не исчезают, в этом случае стоит обратить внимание на работу термостата.

Какие признаки неисправности датчика существуют

Не исключены некоторые неисправности, связанные с датчиком для охлаждения жидкости, которые чреваты сбоями в работе двигателя. Большинство признаков говорят о поломке приора и необходимости его замены. Вот некоторые из признаков:

  • Вы видите, что топлива тратится больше, чем обычно;
  • Когда при холодном двигателе наблюдается плохой выхлоп;
  • Не осуществляется запуск мотора в морозную погоду.

Но не стоит сразу бросаться в магазин для приобретения нового датчика при обнаружении выше перечисленных проблем. Очень может быть, что неполадки связаны с плохим контактом или его повреждением, возможно, существуют проблемы в проводке или утечке жидкости.

Для того чтобы исключить возможные проблемы, устройство осматривается визуально, возможно, вы заметите коррозию или повреждение без снятия устройства и разборки всей системы.Для опытных автомобилистов даже при визуальном осмотре обнаруживаются источники проблемы.

Водители отмечают, что в некоторых случаях можно заметить, как начинает «колбасить» двигатель в охлажденном состоянии, а показатели холостых оборотов прыгают, с минимальных на максимальные значения. После нескольких минут проблема исчезает сама собой, именно такой казус красноречиво говорит о поломке датчика температуры ОЖ.

Датчик, является дорогой и важнейшей частью любого автомобиля, он требует к себе должного внимания. Чтобы не произошло закипание мотора, следует периодически отслеживать состояние прибора и его показания.

Как устроен датчик температуры ОЖ

Данное устройство – это герметичный переключатель, произведённый из специального материала, имеющего ферромагнитные свойства. За счёт пружинных контактов осуществляется контакт, при повышении напряжения магнитного поля происходит контакт и замыкание, а при ослаблении напряжения имеет место размыкание контактов.

Как подключить датчик

Чтобы правильно и безопасно установить датчик, следует остудить двигатель. Любой водитель может осуществить установку самостоятельно, нужно лишь вкрутить его в посадочное гнездо, подтянуть резьбу и подключить провода. После этого все детали возвращаются на свои места, а именно воздушный фильтр и колодка с проводами.

Герметик для этого процесса использовать нельзя, так как он при сильном нагреве может потечь, тогда не исключено попадание его в тосол, и как следствие, сбой всей системы охлаждения.

Проверка уровня датчика ОЖ

Надо сказать, что проверка уровня ОЖ может производиться и на «глазок», для опытного водителя не нужны специальные приборы. Посмотрев в расширительный бак можно понять, сколько израсходовалось жидкости.

  • При холодном двигателе ОЖ находится между отметками минимума и максимума, а вот при нагревании мотора, уровень повышается.
  • При исправной работе автомобиля уровень может понижаться, и датчик тут же выдаёт соответствующие показатели, которые выражаются в сигнале на приборной панели. Тогда требуется доливка тосола или охлаждающей жидкости.
  • Важно знать, по мнению специалистов, в разогретый мотор ОЖ доливать категорически запрещается, только после полного остывания двигателя можно производить соответствующие действия.
  • Воду в чистом виде также запрещено лить, это чревато возникновением коррозии на головках цилиндров.

Если после проверки, датчик не показывает уровень температуры ОЖ, вам следует обратиться в сервисный цент по обслуживанию авто, где вам будет диагностирована неисправность.

Все системы автомобиля тесно связаны друг с дружкой, сбой может дать даже не правильно закреплённая деталь или какая-нибудь ваша ерундовая оплошность. Из-за неё одна из систем способна сопротивляться и выдавать ошибку. При осмотре машины профессионалами, если появляется нужда в замене датчика, вам будет выдана гарантия на качественную замену прибора и установки всех узлов на прежнее место.

Обычно сам датчик стоит значительно дешевле самой работы. Датчик приобретается непосредственно на месте его замены.

Источник

Adblock
detector