Меню

Частота вращения ротора компрессора

Определение частоты вращения роторов

При определении частоты вращения ротора ТВаД из соображений прочности лопаток компрессора задаются максимальной окружной скоростью на наружном диаметре рабочего колеса первой ступени в пределах
uк1 = (340…370) м/с.

Задаем

· окружная скорость на среднем диаметре рабочего колеса первой ступени турбины

м/с.

· напряжения растяжения в корневом сечении пера лопатки турбины.

.

Полученное напряжение σср сравнивают с напряжением в выполненных конструкциях, которое в предварительном расчете принимают
σр ≤ (2400…2600) даН/см 2 . Если σср > σр, окружную скорость uк1 необходимо снизить.

Действующие напряжения значительно ниже предельно допустимых.

Кроме проверки выбранной величины uср.к(uср.т) по условию прочности ее необходимо проверить с точки зрения обеспечения высокого КПД турбины. Для одноступенчатой турбины высокий КПД обеспечивается при оптимальном отношении uср.т1/с1из. Для многоступенчатых турбин определяется параметр y *

, (3.9)

– окружная скорость на среднем диаметре i-той ступени, определяется пропорционально изменению величины среднего диаметра;

cиз.т – изоэнтропическая (адиабатическая) скорость истечения газа, определяемая по формуле:

. (3.10)

При постоянном среднем диаметре турбины

. (3.11)

Величина параметра y * должна лежать в пределах y * = 0,45…0,55, что достигается подбором числа ступеней и окружной скорости. Если для количества ступеней Z, выбранного из условия Z = Lт/Lст, y * * = 0,45 по формуле:

. (3.12)

Сопоставляя величины работ турбин с величиной работы, которую можно получить в одной ступени приходим к выводу, что число ступеней турбины компрессора ZТК = 2, число ступеней свободной турбины ZСТ = 1

Примечание: величина работы ступени турбины Lст ≤ 270…300 кДж/кг.

Для турбины компрессора параметр

,

где .

Параметр y * незначительно превышает допустимую величину.

· частота вращения ротора турбины компрессора

= 1670 об/мин.

· частота вращения ротора свободной турбины

= 9700 об/мин.

Для свободной турбины ,

где .

Так как при ZСТ = 1 , то одной ступени недостаточно.

Для выяснения минимального числа ступеней свободной турбины задаемся , тогда из формулы

.

Получим , следовательно, ZСТ = 2,644. Принимаем ZСТ = 3. При ZСТ = 3 – укладывается в рекомендованный диапазон.

Можно добиться увеличения параметра при меньшем числе ступеней свободной турбины за счет увеличения окружной скорости uср.т, а также применить схему с постоянным внутренним диаметром турбины, что приведет к увеличению средних диаметров ступеней и, соответственно, окружных скоростей.

1. Назвать возможные законы профилирования проточной части компрессора и турбины.

2. Чем определяется величина относительного диаметра втулки во входном сечении компрессора?

3. Как и почему ограничивают высоту лопаток в выходных ступенях компрессора и турбины?

4. Чем ограничена величина окружной скорости на наружном диаметре рабочего колеса первой ступени компрессора?

5. Почему КПД турбины возрастает при увеличении количества ступеней?

6. Почему частота вращения свободной турбины меньше чем частота вращения газогенератора?

Библиографический список

1. Григорьев А.А. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок. Теоретические основы: учеб. пособие/ А.А. Григорьев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. – 368 с.

2. Григорьев А.А. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: учеб. пособие / А.А. Григорьев; Пермь:Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. – 196 с.

3. Кулагин В.В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник. Основы теории ГТД. Рабочий процесс и термогазодинамический анализ. Кн. 1. Совместная работа узлов выполненного двигателя и его характеристики. Кн. 2. – М.: Машиностроение, 2002. – 616 с.: ил.

4. Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей / В.М. Акимов и др.; Под ред. С.М. Шляхтенко. М.: Машиностроение, 1987. 568 с.

5. Нечаев, Ю.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей: в 2 ч. / Ю.Н. Нечаев. – М.: Машиностроение, 1978. – Ч. 2. – 334 с.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Частота — вращение — вал — компрессор

Частота вращения вала компрессора 1100 об / мин. [2]

Частота вращения вала компрессора определяется типом приводного двигателя. Для привода компрессоров применяют асинхронные и синхронные двигатели с частотой вращения до 3000 об / мин. [3]

Частота вращения вала компрессора определяется типом приводного двигателя. Для привода компрессоров применяют асинхронные и синхронные двигатели с частотой вращения до 3000 об / мин и более, обусловливающей малые размеры и массу конструкции. [4]

Изменение частоты вращения вала компрессора — универсальный способ изменения характеристики компрессора при условии, что двигатель допускает экономичное изменение частоты вращения. Частота вращения вала газомоторных компрессоров в небольших пределах регулируется автоматическим приспособлением. В случае привода от трехфазного электродвигателя возможно ступенчатое регулирование, если двигатель имеет переменное число полюсов. Однако этот двигатель имеет крупные габариты и высокую стоимость. Существует метод плавного регулирования асинхронных электродвигателей с фазовым ротором при помощи так называемого вентильного каскада. [5]

Читайте также:  Компрессор тайфун 12 вольт 403

С увеличением частоты вращения вала компрессора процессы сжатия и расширения приближаются к адиабатическим, так как теплообмен проявляется слабее. [6]

С увеличением частоты вращения вала компрессора расход и давление воздуха возрастают, поэтому необходимо увеличить подачу топлива в камеру сгорания для сохранения температуры на прежнем уровне. Поскольку последний, в свою очередь, следит за давлением воздуха, мощность силовой турбины возрастает до новой нагрузки за время, необходимое для разворота ее компрессорной группы. [7]

Наилучший способ регулирования — изменение частоты вращения вала компрессора и там, где это возможно, установка двигателей синхронных или внутреннего сгорания. [8]

Способ изменения производительности путем варьирования частотой вращения вала компрессора обладает рядом преимуществ: 1) со снижением частоты вращения уменьшаются потери давления при движении газа в клапанах, межступенчатых коммуникациях компрессора и индикаторная работа в ступенях, вследствие чего несколько увеличивается КПД компрессора; 2) затраты мощности на преодоление трений в механизме движения примерно пропорциональны частоте вращения; 3) нет усложнений конструкции компрессора, так как все устройства для изменения частоты вращения вала находятся в двигателе. Однако при снижении частоты вращения КПД двигателя падает скорее, чем он растет у компрессора. [9]

Объем цилиндров компрессора определяется конструкцией и частотой вращения вала компрессора . [10]

Выбор частоты вращения электродвигателя зависит от условий передачи, частоты вращения вала компрессора , а также от конструкции агрегата. [11]

В некоторых случаях между двигателем и компрессором включают передачу, повышающую частоту вращения вала компрессора . [12]

Из формулы (13.12) ясно что подачу компрессора можно регулировать измене-ние м частоты вращения вала компрессора . [14]

В зависимости от видов применяемых электроприводов различают позиционное и плавное изменение частоты вращения вала компрессора . [15]

Источник

Теория газотурбинных двигателей

Книга может оказаться полезной при изучении принципа работы, конструкции и эксплуатации газотурбинных авиационных двигателей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория газотурбинных двигателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Теория ступени компрессора ГТД

Компрессор газотурбинного двигателя служит для повышения давления воздуха перед подачей его в камеру сгорания.

Применение компрессора в ГТД позволяет получить нужный расход воздуха, обеспечить желаемое значение КПД, получить высокую тягу (мощность) при небольших габаритных размерах и массе двигателя.

Компрессор ГТД должен удовлетворять следующим требованиям:

а) сжатие воздуха должно происходить при возможно большем КПД;

б) обеспечивается устойчивая работа двигателя во всем диапазоне эксплуатационных режимов;

в) подвод воздуха в камеру сгорания производится без пульсаций давления, расхода и скорости потока;

г) обеспечение наименьшего веса и габаритов двигателя;

д) обеспечивается высокую надежность авиадвигателя.

Основными типами компрессоров авиационных ГТД являются многоступенчатые осевые [1] или осецентробежные компрессоры.

Процесс сжатия воздуха в многоступенчатом компрессоре ГТД состоит из ряда последовательно протекающих процессов сжатия воздуха в отдельных его ступенях.

В современных газотурбинных двигателях наиболее часто используются осевые компрессоры, как наиболее полно отвечающие предъявляемым требованиям. В осевых компрессорах авиадвигателя по сравнению с другими типами компрессоров возможны высокие значения степени повышения давления воздуха и большие расходы воздуха при высоких КПД и сравнительно малых габаритных размерах и массе.

Осевой компрессор ГТД имеет несколько рядов лопаток, насаженных на один общий вращающийся барабан или на ряд соединенных между собой дисков, которые образуют ротор компрессора.

Один ряд лопаток ротора называется рабочим колесом.

Другой основной частью компрессора является статор, состоящий из нескольких рядов лопаток (направляющих аппаратов), закрепленных в корпусе. Назначением лопаток статора является:

а) направление проходящего через них воздушного потока под необходимым углом на рабочие лопатки расположенного за ними рабочего колеса;

б) спрямление потока, закрученного лопатками впереди находящегося рабочего колеса, с одновременным преобразованием части кинетической энергии закрученного потока в работу по повышению давления воздуха.

Сочетание одного рабочего колеса и одного стоящего за ним направляющего аппарата называется ступенью компрессора.

Читайте также:  Компрессор холодильника содержание драгметаллов

Перед первым рабочим колесом компрессора может быть установлен входной направляющий аппарат.

При вращении рабочего колеса за счет внешней энергии повышается скорость потока, при этом на входе рабочего колеса создается разрежение, обеспечивающее непрерывное поступление воздуха. Внешняя энергия, сообщенная лопатками рабочего колеса воздуху, движущемуся по расширяющимся (диффузорным) каналам, затрачивается на повышение давления воздуха, а также на увеличение его скорости.

Преобразование кинетической энергии воздушного потока, приобретенной в рабочем колесе, сопровождающееся повышением давления воздуха, происходит в направляющем аппарате, который, кроме того, обеспечивает потоку требуемое направление для входа в рабочее колесо следующей ступени компрессора.

Разрез лопаток ступени компрессора цилиндрической поверхностью образует решетку профилей рабочего колеса.

На входе в рабочее колесо скорость воздуха может быть направлена не параллельно оси колеса, а под некоторым углом к ней вследствие неполного спрямления потока направляющим аппаратом предыдущей ступени компрессора или установки перед рабочим колесом входного направляющего аппарата. Вращению рабочего колеса соответствует перемещение решетки с окружной скоростью «u». Для определения скорости воздуха относительно рабочих лопаток «w» применим правило сложения векторов скоростей, согласно которому абсолютная скорость равна относительной и переносной. Переносной скоростью будет окружная скорость лопаток, следовательно, c = w + u.

Треугольник, составленный из векторов «c», «u» и «w», является треугольником скоростей на входе в рабочее колесо.

Лопатки рабочего колеса должны быть установлены таким образом, чтобы передние кромки их были направлены по направлению вектора «w» или под небольшим углом к нему. Кривизна профилей лопаток выбирается с таким расчетом, чтобы угол выхода потока из колеса был больше угла входа потока.

Направление потока за решеткой при безотрывном ее обтекании определяется в углом установки задней кромки лопатки.

Разворот потока воздуха в рабочем колесе компрессора приводит к возникновению на каждой лопатке аэродинамической силы «P» направленной от вогнутой к выпуклой поверхности профиля. Можно разложить силу «P» на две составляющие. Составляющую, направленную параллельно вектору окружной скорости, назовем окружной, а составляющую, направленную параллельно оси компрессора — осевой составляющей. Окружная составляющая направлена против движения лопаток колеса и противодействует их вращению. Для поддержания частоты вращения ротора к валу компрессора должен быть приложен крутящий момент. Работа, затрачиваемая на вращение колеса идет на увеличение энергии потока, прошедшего через колесо. Это проявляется в том, что обычно скорость потока за колесом оказывается больше скорости потока перед колесом, несмотря на одновременное увеличение давления.

Абсолютная скорость «с» на выходе из рабочего колеса определится построением треугольника скоростей. Вследствие поворота потока в колесе вектор абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса оказывается отклоненным от вектора абсолютной скорости на входе в сторону вращения колеса.

Лопатки направляющего аппарата отклоняют поток в обратную сторону. Форма лопаток подбирается так, чтобы направление вектора абсолютной скорости за ступенью соответствовало направлению вектора абсолютной скорости на входе в рабочее колесо. При этом, увеличивается поперечное сечение струи, проходящей через канал между соседними лопатками. В результате скорость потока в направляющем аппарате падает, а давление увеличивается.

Независимо от скорости набегающего на лопатки воздуха и формы проточной части, течение потока через ступень может рассматриваться как течение через систему диффузорных каналов с уменьшением относительной скорости потока в рабочем колесе, уменьшением абсолютной скорости потока в направляющем аппарате и увеличением давления в обоих случаях.

Основными элементами центробежной компрессорной ступени являются рабочее колесо и диффузор, а характерными сечениями воздушного тракта — сечение перед рабочим колесом, сечение за рабочим колесом и сечение на выходе из диффузора. За диффузором могут быть установлены выходной канал или выходные патрубки, обеспечивающие поворот выходящего из диффузора потока в нужную сторону.

Рабочее колесо центробежного компрессора обычно представляет собой диск, на торцевой поверхности которого расположены рабочие лопатки.

В центробежной ступени можно получить значительно большее повышение давления воздуха, чем в осевой ступени, благодаря центробежным силам направленным по движению воздушного потока в рабочем колесе. Но в то же время (в отличие от осевой ступени) ее диаметр намного превышает диаметр рабочего колеса осевого компрессора.

Недостатки центробежной ступени могут быть в значительной степени смягчены в диагональной ступени. По своим параметрам она занимает промежуточное положение между осевой и центробежной ступенью компрессора. Сжатие воздуха в ее рабочем колесе происходит как вследствие уменьшения относительной скорости воздуха в межлопаточных каналах, так и в результате работы центробежных сил, совершаемой при перемещении воздушного потока в колесе от центра к периферии. Меньшее отклонение основного направления течения воздуха от осевого позволяет уменьшить диаметральные габаритные размеры ступени.

Читайте также:  Компрессор jecod pa 100 ремонт

Степенью повышения давления ступени компрессора называется отношение давления за ступенью к давлению на входе в рабочее колесо.

В осевых ступенях степень повышения давления обычно невелика и равняется 1,2…1,35. В центробежных ступенях степень повышения давления может достигать 4—6 и более.

С целью увеличения общей степени повышения давления применяют многоступенчатые компрессоры, в каждой ступени которых осуществляется повышение давления воздуха.

Адиабатический КПД ступени компрессора представляет собой отношение адиабатической работы повышения давления воздуха в ступени к затраченной работе Адиабатический КПД ступени осевого компрессора обычно равен 0,83—0,87, что свидетельствует об их высоком аэродинамическом совершенстве. Центробежные ступени имеют несколько меньшее значение адиабатического КПД — 0,75—0,80.

Расход воздуха через компрессор пропорционален плотности воздуха, скорости потока и площади проходного сечения.

Окружная скорость воздушного потока является важнейшим конструктивным параметром ступени компрессора двигателя, она ограничивается прочностью лопаток и диска рабочего колеса и газодинамическими соображениями.

По уровню скорости набегающего на лопатки воздуха осевые ступени разделяются на дозвуковые, сверхзвуковые и трансзвуковые (околозвуковые), в которых окружная или осевая скорости изменяются по радиусу изменяются по радиусу от сверхзвуковой до дозвуковой.

В реальных ступенях компрессора между лопатками рабочего колеса и внутренней поверхностью статора всегда имеется конструктивный зазор [3]. При этом зазор на работающем двигателе отличается от монтажного зазора вследствие деформаций деталей ротора и статора под действием газовых сил и теплового расширения. Обычно у прогретого двигателя рабочие зазоры оказываются меньше монтажных.

Перетекание (утечка) воздуха через радиальные зазоры приводит к понижению давления на вогнутой стороне лопатки и к повышению давления на спинке, т. е. к уменьшению разности давлений на поверхностях профиля. Уменьшение перепада давлений приводит к снижению окружного усилия и, следовательно, к снижению работы, передаваемой воздуху в ступени.

На работу ступени оказывают влияние и осевые зазоры между ее неподвижными и вращающимися венцами. Осевые зазоры между лопатками рабочего колеса и направляющего аппарата составляют примерно 15—20% хорды лопаток и также снижают эффективность работы ступени.

Основные параметры многоступенчатого компрессора

В теории газотурбинных двигателей обычно используются следующие параметры многоступенчатого компрессора:

а) степень повышения давления (отношение полного давления воздуха за компрессором к полному давлению перед компрессором);

б) секундный расход воздуха через компрессор;

в) частота вращения pотоpа компрессора;

г) адиабатический КПД компрессора.

Степень повышения давления в компрессоре ГТД равна произведению степеней повышения давления его отдельных ступеней.

В компрессорах современных авиадвигателей степень повышения давления компрессора доходит до 30 и более. Такие высокие степени повышения давления применяют для улучшения экономичности двигателя.

Дело в том, что в газотурбинных двигателях 70% тепла, введенного с топливом в двигатель, теряется с уходящими газами. Эти потери обусловлены вторым законом термодинамики (в двигатель засасывается холодный воздух, а выходит горячий).

При увеличении степени повышения давления в компрессоре соответственно увеличивается и степень понижения давления на тракте расширения газа в двигателе (во сколько раз воздух сжимается — во столько же раз газы расширяются). А чем больше степень понижения давления, тем ниже (при заданной температуре газа перед турбиной) температура уходящих газов и, следовательно, тем меньше потери тепла с уходящими газами.

Иначе говоря, с увеличением степени повышения давления воздуха степень полезного использования введенного в двигатель тепла увеличивается.

Ступени компрессора работают в разных условиях: они имеют разные окружные и осевые скорости, их лопатки обтекаются потоком с разными скоростями и т. д. Поэтому адиабатические работы сжатия воздуха в различных ступенях одного и того же компрессора могут существенно отличаться друг от друга.

В первых и в меньшей степени в последних ступенях работа заметно снижена по сравнению с работой приходящейся на каждую из средних ступеней.

Источник

Adblock
detector