Меню

Что такое тарирование датчиков

Экспериментальная Радиотехническая Лаборатория

Тарировка

Тарировка — что это за непонятное слово? Что подразумевается под тарировкой? Для чего нужна тарировка?

Эти вопросы не дают покоя многим людям, кто впервые сталкивается с системами спутникового мониторинга транспорта и контроля топлива и впервые слышит данный термин.

Давайте разберемся — какой процесс в сфере спутникового контроля транспорта называется тарировкой. Для начала определимся с самим термином и узнаем, что пишут словари по поводу тарировки.

  • Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова на эту тему сообщает: «Тарировать — проверить (проверять) показания каких-нибудь приборов путем сличения с показаниями контрольных приборов.»
  • Словарь русских синонимов сообщает: «Тарировать — калибровать, градуировать»
  • В Викисловаре находим: «Тарировка — градуировка измерительных приборов и регулирующих устройств», «Калибровка — проверка или измерение шкалы делений какого-нибудь измерительного прибора, сопоставление делений инструментальной шкалы со значениями измеряемой величины»

Теперь термин «тарировка» стал понятен и уже не вызывает вопросов. Осталось разобраться, какую роль играет тарировка в спутниковом мониторинге транспорта при помощи систем ГЛОНАСС и GPS.

Абонентский терминал MircoM M770 для спутникового ГЛОНАСС и GPS мониторинга транспрта от компании ООО «Арс Нова»!

— доступная цена
— легкость в установке
— надежность в работе
— гарантийное и послегарантийное обслуживание
— сертифицирован для лицензирования перевозок

И в этом случае, оказывается, всё достаточно просто. Все датчики уровня топлива универсальны и подходят под любой топливный бак. ДУТ различаются лишь длиной трубок. Но все баки разные по форме и объему. Два разных бака могут быть, например, одинаковой высоты, но разной длины. В связи с этим их объемы будут сильно отличаться. Так вот, чтобы диспетчер видел точное количество топлива в баках ДУТ необходимо откалибровать или тарировать. Чтобы в итоге получить тарировочную таблицу.

Полное описание процесса тарировки выглядит так:

  1. Сначала на верхней плоскости бака находят (приблизительно) центр бака.
  2. В точке, максимально близкой к центру бака высверливается отверстие под датчик уровня топлива. Если доступ к верхней плоскости бака ограничен — бак демонтируется.
  3. На подготовленное место устанавливается и герметично закрепляется с помощью саморезов и прокладки ДУТ.
  4. Устанавливается и подключается GPS ГЛОНАСС терминал мониторинга, к нему подключается ДУТ.
  5. К началу процесса тарировки бак должен быть абсолютно пустой.
  6. Специальным (эталонным) мерным ведром в бак заливаются порции топлива по 5, 10 или 20 литров и после каждой порции показатели датчика записываются в тарировочную таблицу.
  7. В дальнейшем программа диспетчера на основании тарировочной таблицы показывает количество топлива в баке сразу в литрах и миллилитрах.

Кроме емкостных существуют еще ультразвуковые датчики уровня топлива. Процесс тарировки происходит абсолютно аналогично. Разница состоит лишь в том, что ультразвуковой датчик устанавливается не сверху, а снизу топливного бака, и отверстие для него не высверливается.

Дополнительно рекомендуем посмотреть инструкцию по тарировке бака.

Источник

Что такое поверка и тарировка манометра

В процессе эксплуатации манометры и датчики давления, как и другие измерительные приборы, должны подвергаться периодической поверке, так как из-за появления остаточных деформаций в упругих элементах, из-за изменения зазоров в передаточном механизме вследствие износа, точность манометра может измениться.

Читайте также:  Датчик наклона калина 1

Поверка манометра

Поверка манометра — установление пригодности манометра к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждение их соответствия установленным обязательным требованиям.

Поверка манометра включает несколько операций:

  • внешний осмотр,
  • опробование — предварительный контроль,
  • проведение калибровки — определение метрологических характеристик.

Тарировка манометра

Тарировкой или калибровкой манометра называют процесс установления величин погрешностей манометра путем сравнения показаний испытуемого прибора с показаниями эталонного прибора. В процессе тарировки может производится поэтапная корректировка показаний с последующим сравнением с показаниями эталонного прибора.

Нормы и правила поверки и калибровки манометра устанавливаются ГОСТом Р 8.906-2015 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Манометры показывающие. Эталонные средства измерений. Метрологические требования и методы испытаний».

Установка для проведения тарировки манометра

При тарировке определяется поправка, которую нужно внести, чтобы узнать истинное давление. Точность показаний манометра при этом должна соответствовать классу точности, указанному на шкале прибора.

Тарировка или проверка манометров, а также датчиков давления, может производится на специальном гидравлическом прессе.

Испытуемый манометр 1 через клапан 2 подключается к резервуару 3 заполненному жидкостью, давление в резервуаре создается с помощью плунжера 4, известного сечения, с установленными на нем грузами 5.

Показания испытуемого манометра сравниваются с показаниями эталонного прибора, например образцового манометра, либо с легко вычисляемым давлением, которое создается грузами, уложенными на чашку вертикального плунжера. Для вычисления давления во втором случае используют формулу:

Эталонные приборы для тарировки манометров

В качестве эталонных приборов, согласно ГОСТ Р 8.906-2015 могут использоваться специальные: грузопоршневые преобразователи давления, измерительные автоматизированные задатчики избыточного давления, цифровые комплексы для измерения давления, микроманометры, специальные манометры.

Источник

Тарировка тахографа

Тарировка тахографа входит в перечень процедур, обязательных для прохождения владельцам транспортных средств с контрольным прибором. Тарируют приборы для того, чтобы убедиться в точности фиксации всех регистрируемых параметров.

Самостоятельно оттарировать устройство нельзя. Такая процедура проводится только в сертифицированной мастерской, у которой есть разрешения от ФБУ «Росавтотранс» и ФСБ РФ на работу с метрологическим и криптографическим оборудованием.

Тарировка — настройка контрольной измерительной аппаратуры

Тарировка — это универсальный термин, который может применяться по отношению к различным измерительным приборам. Он подразумевает настройку системы для того, чтобы она фиксировала данные с заявленной точностью. При этом процедура затрагивает оба компонента измерительной системы:

  • Само устройство, которое отвечает за сбор данных и их обработку.
  • Выносные датчики, которые непосредственно снимают информацию с узлов и агрегатов ТС.

Принцип настройки прост. Сначала на датчик оказывают воздействие с точно установленным значением. Затем настраивают работу приемного устройства, вводя поправочные коэффициенты — так, чтобы показания устройства соответствовали известной ранее величине воздействия.

Первичная тарировка тахографа проводится для того, чтобы сам тахограф правильно интерпретировал сигналы, поступающие от выносных датчиков. Но со временем погрешность измерения возрастает — потому периодически процедуру настройки нужно повторять. Тарировка дает возможность сохранить точность сбора данных на допустимом уровне.

Когда и зачем проводится тарировка тахографов?

Задача бортового контрольного устройства — фиксировать время и параметры движения ТС, в том числе скорость и пробег. При этом в ходе эксплуатации ТС точность замеров постоянно снижается — потому ее нужно восстанавливать в ходе настройки.

Читайте также:  Датчик холостого хода шевроле ланос от чего подходит

Недостаточная точность измерений приводит к тому, что показания, зафиксированные тахографом, утрачивают доказательную силу. По этой причине в нормативах прописана обязанность владельца ТС периодически проводить тарировку в сертифицированных сервисных центрах.

Кроме плановой настройки тарировать тахографы нужно в ситуациях, отдельно прописанных в законодательстве. Это:

  • Изменение диаметра колес/шин.
  • Ремонт самого прибора, датчиков или КПП автомобиля.
  • Расхождение показаний встроенного хронографа с точным временем более 20 минут.
  • Повреждение пломб на корпусе тахографа (вне зависимости от причины).
  • Утеря настроечной таблицы.
  • Изменение регистрационных данных автомобиля или личной информации владельца.
  • Демонтаж устройства с установкой его на другой автомобиль (даже идентичной модели).

Во всех описанных случаях нужно проводить тарировку тахографа в сервисном центре. Результаты процедуры должны быть зафиксированы документально.

Срок действия тарировки тахографа

Владелец автомобиля, на котором установлен бортовой самописец, должен знать, сколько действует тарировка тахографа — иначе есть риск пропустить плановый срок и получить штраф при очередной проверке.

В законе установлена такая периодичность:

  • Для приборов с блоком СКЗИ — тарировка раз в 3 года.
  • Для приборов ЕСТР — настройка раз в год или раз в два года (зависит от конкретной модели).

Обратите внимание! Иногда производители указывают в документации к прибору межповерочный интервал, который превышает установленные законом сроки. Но при принятии решения об очередной тарировке нужно учитывать именно требования действующих нормативов. Только соблюдение указанной в законодательстве периодичности даст возможность подтвердить, что тахограф фиксирует показания точно и собранные данные имеют доказательную силу.

Отличия тарировки от калибровки

В перечне работ, которые проводятся в лицензированных сервисных центрах, указываются как тарировка, так и калибровка бортовых цифровых тахографов. Несмотря на схожесть решаемых задач, между процедурами есть существенные отличия:

  • При тарировке настраивается вся система сбора информации, включая бортовое устройство и периферические датчики.
  • Калибровка затрагивает только бортовое устройство.

Цены на тарировку тахографов также отличаются от цен на калибровку.

Обычно проводится двухэтапная калибровка:

  • При установке нуля в память прибора вводятся корректировочные коэффициенты. Основная задача — зафиксировать «ноль» на дисплее при отсутствии реакции со стороны датчика.
  • При настройке калиброванным напряжением корректируют показания прибора, подавая на него сигналы с фиксированным воздействием. Это имитирует сбор данных датчиком — а ввод корректировочных коэффициентов дает возможность откалибровать приемное устройство для нужной точности фиксации.

Кроме того, может проводиться градуировка датчика — сопоставление электрического сигнала с интенсивностью воздействия. Отдельно в память устройства выносятся параметры, которые не затрагивают работу датчика — длина окружности шин и т.д.

Процедура тарировки

Несмотря на то, что тарировка — обязательная процедура, ее редко делают отдельно. Как правило, тарируют тахограф при настройке, которая также сопровождается калибровкой системы и требует внесения установочных данных в память оборудования. Для проведения работ нужна специализированная аппаратура, кроме того, тарировать бортовые самописцы нельзя без лицензии — ее выдает ФБУ «Росавтотранс». Разрешение ФСБ РФ нужно только ля работы с блоками СКЗИ (устройства ЕСТР можно обслуживать без этого документа).

Читайте также:  Датчик детонации хонда аккорд 6 f20b где находится

Перед началом операции транспортное средство с установленным на нем контрольным прибором осматривают. При этом проверяют целостность корпуса, а также сохранность пломб, которые были закреплены при прохождении предыдущего обслуживания.

Расчет коэффициента передачи трансмиссии W

Тарировка проводится для определения коэффициента W (значение передачи трансмиссии). Этот показатель определяет количество импульсов, которое поступает с установленного на КПП сенсора при прохождении ТС фиксированного расстояния. Чаще всего используется методика замера на определенной заранее дистанции:

  • Для испытания используют заранее размеченный ровный участок. Длина участка — 20 метров.

Обратите внимание! Одно из условий получения мастерской лицензии на работу с контрольными самописцами — наличие тестового участка для описанной процедуры. На участке должно быть уложено ровное дорожное покрытие, которое обеспечивает сцепление колес с основанием и исключает проскальзывание. В крайних точках устанавливают фотоэлементы или другие устройства, которые не дают возможности ТС пересечь горницу тестового отрезка.

  • Чтобы исключить погрешность (она может достигать 15%) давление в шинах устанавливают на уровне, рекомендованном производителем ТС. Проведение испытания на полуспущенных колесах или колесах с избыточным давлением не допускается.
  • Тахограф активируется с помощью карты мастера. Тип карты должен соответствовать типу контрольного прибора (ЕСТР/СКЗИ).
  • В функциональном меню тахографа выбирают соответствующий расчету W пункт и вводят длину дистанции, которое пройдет автомобиль.
  • Проводят 4 тестовых заезда со скоростью, не превышающей 10 км/ч. Коэффициент W вычисляется автоматически, при этом в памяти записывается среднее значение. Его определяют по результатам четырех заездов.

Если нельзя провести процедуру по описанной схеме — W рассчитывают с использованием роликового стенда. Точность расчета при этом будет несколько ниже, чем при проезде фиксированной дистанции — но все равно достаточной.

Калибровка как этап тарировки

При калибровке нужно ввести в память контрольного прибора служебную информацию:

  • Значения погрешностей измерительных элементов — спидометра, встроенного хронометра и одометра.
  • Показатели давления воздуха в шинах ТС.
  • Характеристики ведущих колес (длину окружности).

Обратите внимание! Длина окружности замеряется при давлении, рекомендованном производителем автомобиля. Для замера на колесо наносят отметку, а затем проезжают дистанцию, соответствующую пяти оборотам колеса. Расстояние между стартовой и финишной точкой замеряют и делят на 5 — это дает возможность рассчитать длину окружности с достаточной точностью.

При первичном монтаже устройства в память также нужно внести:

  • Текущее значение пробега ТС.
  • Дату и время (с указанием часового пояса).
  • Информацию об автомобиле: марку, модель, номер машины, номер кузова, VIN, номера контрольного прибора и модуля СКЗИ.
  • Сведения о компании-владельце ТС: название, ОГРН, адрес, ИНН
  • Сведения о мастерской

Также при настройке обязательно вводятся предупреждающие и ограничивающие данные. Первые сигнализируют о потребности выгрузки информации с карты тахографа, вторые — показывают максимальные значения времени за рулем и скорости ТС.

Тарировка — это важный этап настройки бортового цифрового самописца. Не оттарированный прибор не пройдет поверку и не может использоваться — потому владельцам ТС нужно следить за сроками и вовремя передавать автомобиль с тахографом на обслуживание в сервисные центры.

Источник

Adblock
detector