Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
Система смазки дизеля ЯМЗ-240
Система смазки предназначена для непрерывной подачи масла к попарно работающим деталям, отвода от них тепла и удаления продуктов износа.
Смазочная система дизеля ЯМЗ-240 схематично показана на рисунке 13.
При работе двигателя секция 27 масляного насоса затягивает масло через заборник 1 из поддона 3 и нагнетает его через фильтр 5 тонкой очистки масла в полости коленчатого вала 22 и далее к шатунным подшипникам, оси 20 толкателей, фильтру 4 центробежной очистки масла и по наружным трубкам к пневмокомпрессору 13 и гидромуфте 10 привода вентилятора.
От шатунных подшипников масло по сверлениям в стержнях шатунов 18 подается к втулкам верхних головок шатунов и поршневым пальцам.
От оси 20 толкателей масло поступает к подшипникам распредвала 21, в полые штанги 16 (по сверлениям в толкателях) и далее к подшипникам коромысел (по сверлениям в регулировочных винтах и коромыслах 15).
Секция 26 масляного насоса подает масло в радиатор 12.
Масло, выдавливаемое из зазоров, разбрызгивается деталями шатунно-поршневой группы и смазывает гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распредвала и шестерни распределительного механизма, после чего стекает непосредственно в поддон.
Из фильтра центробежной очистки масла, пневмокомпрессора и радиатора масло сливается в поддон по наружным трубкам.
Для предотвращения износа коренных и шатунных подшипников коленвала перед пуском дизеля включают электродвигатель маслозакачивающего насоса 25 и создают в смазочной системе давление 0,1 МПа.
Клапаны смазочной системы регулируют в соответствии с паспортными данными.
Масляный насос ЯМЗ-240 — шестеренного типа, двухсекционный. Секции насоса разделены проставкой, в которой выполнено общее впускное отверстие.
При номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла 353-358К (80-85С) подача нагнетающей секции насоса 130 л/мин, а радиаторной — 34 л/мин.
Боковой зазор между зубьями шестерни, привода масляного насоса и промежуточной шестерни 2 равен 0,25-0,37 мм.
Его регулируют прокладками толщиной 0,3 мм. Устанавливая их под привалочную плоскость фланца корпуса насоса.
Фильтр тонкой очистки масла — сдвоенный, с бумажными фильтрующими элементами и двумя клапанами (перепускным и дифференциальным).
Фильтрующие элементы соединены между собой параллельно и подключены к главной масляной магистрали дизеля последовательно. Устройство этого фильтра показано на рисунке 15.
При работе дизеля ЯМЗ-240Б масло из насоса через канал в корпусе 1 поступает между колпаком 4 и наружной поверхностью элемента, проходит через фильтровальную бумагу, очищаясь от механических примесей, и попадает в главную масляную магистраль.
В корпусе фильтра расположены перепускной 9 (соединяет полости с нефильтрованным и фильтрованным маслом) и дифференциальный 21 (соединяет полость фильтрованного масла со сливной) клапаны.
При засорении фильтрующих элементов или пуске дизеля на холодном масле повышенной вязкости перепускной клапан перемещается вправо.
В момент открытия перепускного канала шток 12 сигнализатора замыкает контакты электрической цепи, и сигнальная лампочка 16 загорается.
При дальнейшем движении клапана вправо сжимается пружина 10, поджимая контакты.
При возвращении клапана в первоначальное положение электрическая цепь размыкается под действием пружины 18 клапана, зазор h восстанавливается, и лампочка гаснет.
При превышении расчетного давления в системе дизеля ЯМЗ-240Б масло отжимает дифференциальный клапан 21 и сливается в поддон до тех пор, пока давление масла на клапан не уравновесится давлением пружины 22.
Поджатие пружины обеспечивается вращением резьбовой пробки 20.
Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-240 — однороторная реактивная центрифуга с наружным гидроприводом, в котором масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Фильтр подсоединен параллельно масляному насосу.
Гидропривод назван наружным потому, что ротор вращается под действием пары реактивных сил, возникающей при истечении масла из двух насадков (форсунок) изнутри ротора в пространство между колпаками ротора и фильтра.
Поступающее под давлением масло поднимается по сверлениям в оси в полость между ротором и его колпаком 9, а затем вытекает через тангенциально расположенные сопла, приводя во вращение ротор.
Под действием центробежных сил механические примеси отбрасываются к стенкам колпака и отлагаются на нем плотным слоем. Очищенное в фильтре масло сливается в поддон дизеля.
Маслозакачивающий насос — односекционный, шестеренный с приводом от электродвигателя МН-01, развивающего мощность 500 Вт при напряжении 24В и частоте вращения 3100 мин-1.
Электродвигатель крепят хомутами к кронштейну, установленному слева внизу на блок-картере двигателя ЯМЗ-240Б.
Насос прикреплен к электродвигателю болтами и приводится во вращение через соединительную муфту 9 (рис. 17), надетую на шлицевые концы вала ротора электродвигателя и ведущей шестерни 14 насоса.
В корпусе установлен перепускной клапан 4. При давлении в полости нагнетания 1,1-1,3 МПа клапан 4 открывается, и полость нагнетания соединяется с полостью всасывания.
При температуре масла 323-328К (50-55С), давлении в полости нагнетания 0,9 МПа и частоте вращения 2500 мин-1 подача насоса не менее 10 л/мин.
Источник
Датчик давления масла для ямз 240
Система смазки двигателей ЯМ3-240, ЯМЗ-240Н автомобилей Белаз
Система смазки двигателей — комбинированная, с заправкой масла в поддон картера двигателя.
На рис. 54 показана система смазки двигателя ЯМЗ-240. По такой же схеме выполнена система смазки двигателя ЯМ.З-240Н, у которого дополнительно подключены турбокомпрессоры. Датчик указателя давления масла в подшипниках подключен к правому турбокомпрессору.
Рис. 54. Система смазки двигателя ЯМЗ-240:
1 — масляный радиатор; 2 — дополнительная пробка слива масла из системы; 3 — кран отключения масляного радиатора; 4 — маслоизмерительный стержень; 5 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла в системе смазки; 6 — масляный фильтр;
7 — датчик указателя давления масла в системе; 8 — датчик указателя температуры масла; 9 — пробка слива масла из поддона картера двигателя; 10 — маслозакачивающий насос; 11 — перепускной клапан насоса; 12 — обратный клапан; 13 — компрессор
Давление масла в системе смазки двигателя контролируют по указателю давления, датчик 7 которого установлен впереди па правой боковой поверхности картера.
Рядом с датчиком давления масла установлен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, который включает лампу в случае падения давления масла в системе ниже 1,7 кПсм2.
Температуру масла контролируют по указателю, датчик 8 которого расположен на передней стенке поддона картера двигателя.
К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки компрессора 13.
Техническое обслуживание системы смазки выполняют в следующем объеме.
Ежедневно проверяют и поддерживают в требуемых пределах уровень масла в поддоне картера двигателя.
Периодически, через 100 ч работы двигателя заменяют масло в системе смазки и фильтрующие элементы масляного фильтра.
При применении для двигателя ЯМЗ-240 масла М10В по ТУ 38-1-210—68 и для двигателя ЯМЗ-240Н масла М10Г по ТУ 38-1-211—68 замену масла и фильтрующих элементов масляного фильтра производят через 200 ч работы двигателя.
При изменении сезона эксплуатации во время замены масла в двигателе снимают и промывают поддон картера двигателя и сетки заборников масляного насоса, удаляют смолистые отложения со стенок картера двигателя.
Для полного слива масла из системы во время замены открывают пробку 2 на штуцере крана отключения масляного радиатора и сливают масло из радиатора и маслопроводов при обоих крайних положениях а и б рукоятки крана.
Источник
Подвижная автомобильная ремонтная мастерская
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
ЯМЗ-240ПМ
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться101-11-2015 19:30:25
- Автор: nik-45
- Администратор
- Зарегистрирован : 15-09-2014
- Приглашений: 0
- Сообщений: 2826
- Возраст: 60 [1961-03-10]
- Провел на форуме:
27 дней 16 часов - Последний визит:
Сегодня 11:48:53
Двигатель ЯМЗ-240ПМ
Изготовитель: Ярославский моторный завод
Начало выпуска: 1985 г.
Общие сведения:
Двигатель дизельный с газотурбинным наддувом 4-тактный с V-образным расположением цилиндров под углом 75°
Предназначен для установки на автомобиль-самосвал БелАЗ-7540 и для поставки в запасные части к ним
Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -45°С, при условиях обеспечения температуры не более 70°С в подкапотном пространстве, замеренной над серединой ТНВД на расстоянии не более 100 мм, относительной влажности воздуха до 98% при +25°С.
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 18°,
поперечные: 12°
Комплектации:
240ПМ-1000175 Двигатель в сборе (основная комплектация)
240ПМ-1000186 Двигатель в сборе (основная комплектация для запасных частей)
Основные технические данные:
Количество цилиндров 12
Рабочий объём цилиндров, л 22,3
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 130х140
Степень сжатия 15,2
Номинальная мощность при 2100 мин -1 , кВт (л.с.) 309 (420)
Максимальный крутящий момент при 1600 мин -1 , Н.м (кгс.м) 1491 (152)
Порядок работы цилиндров 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 600±50
Масса незаправленного смазкой без КПП, кг 1770
Ресурс до первого кап. ремонта, тыс.км 130
Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 13,85 (18,83)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 211 (155)
Средняя скорость поршня, м/с 9,8
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 791,39 (8,07)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 5,72 (4,21)
Литровая масса двигателя, кг/л 79,4
Эксплуатационные данные
Топливо дизельное
Летом при 0°С и выше Л-0,2-40; Л-0,5-40; Л-0,2-61; Л-0,5-61
Зимой при -20°С и выше З-0,2 минус 35; З-0,5 минус 35
при -30°С и выше З-0,2 минус 45; З-0,5 минус 45
при -50°С и выше А-0,2; А-0,4
Масло
летом М-10ДМ, заменители М-10Г2к, М-10Г2
зимой М-8Г2к, М-8Г2
Охлаждающая жидкость антифриз «Тосол-А40» или вода
Основные узлы и детали
Блок цилиндров литой, из низколегированного чугуна, отлит за одно целое с верхней частью картера
Гильзы цилиндров «мокрого» типа, из легированного чугуна
Головки блока цилиндров 4 литые из низколегированного серого чугуна, по две на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов
Камера сгорания однополостная в поршне
Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава
Поршневые кольца:
компрессионные: 3, трапецеидального сечения, наружная поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома,
маслосъёмное: 2, коробчатого сечения с витым пружинным расширителем и хромированной рабочей поверхностью
Поршневые пальцы стальные, плавающего типа, осевое перемещение пальца в поршне ограничивается стопорными кольцами
Шатуны стальные, двутаврового сечения, с косым разъёмом нижней головки шатуна и продольным сверлением для подвода смазки к пальцу
Коленчатый вал стальной, 7-опорный, изготовлен методом штамповки, с противовесами. Диаметр коренных шеек — 191,92 мм, шатунных — 88 мм
Подшипники коренные и шатунные Коренные — роликовые подшипники качения, шатунные — со сменными тонкостенными биметаллическими сталебронзовыми вкладышами
верхней головки шатуна бронзовая втулка
Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером
Распределительный вал 7-опорный, стальной, штампованный
Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала
Толкатели клапанов стальные, роликовые, качающегося типа
Штанги толкателей из стальной бесшовной трубы, с запрессованными с обеих сторон стальными наконечниками
Направляющие втулки клапанов металлокерамические
Коромысла клапанов стальные, штампованные
Клапаны 2 на цилиндр- впускной и выпускной
впускные из стали 40Х10С2М, диаметр тарелки 61 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
выпускные из стали 45Х14Н14В2М, с наплавкой рабочей фаски сплавом ВЗК, диаметр тарелки 48 мм, высота подъёма клапана 13,5 мм
Пружины клапана 2, с противоположным направлением витков
Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 20
закрытие впускного клапана после н.м.т. 56
открытие выпускного клапана до н.м.т. 56
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 20
Подвеска двигателя
Количество опор 3
передняя 1 — цилиндрическая поверхность на передней крышке блока цилиндров
задние 2 — расположены с обеих сторон картера маховика
Система смазки
Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг и втулки толкателей. ТНВД и регулятор частоты вращение оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя
Масляный насос шестерёнчатый, 2-х секционный
Масляный фильтр 2 — грубой очистки — сетчатый, металлический, включён в систему последовательно, тонкой очистки — центробежный, включён параллельно
Маслянный картер стальной, штампованный, «мокрого»типа
Система питания разделённая
Смесеобразование объёмное, с организацией движения воздушного заряда в камере сгорания
Топливный насос высокого давления 12-плунжерный, золотникового типа, установлен в развале блока цилиндров
Регулятор частоты вращения механический, всережимный, центробежного типа, прямого действия
Муфта опережения впрыска топлива автоматическая, центробежного типа, прямого действия
Топливоподкачивающий насос 2 поршневого типа, с приводом от эксцентриков распредвала
Форсунка закрытого типа, с многодырчатым распылителем
Топливные фильтры
грубой очистки со сменным фильтрующим элементом
тонкой очистки со сменным фильтрующим элементом
Система охлаждения
Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный, с шестерёнчатым приводом
Термостат 4- с твёрдым наполнителем
Количество турбокомпрессоров 2
турбина радиальная, центростремительная
компрессор центробежный, по одному на каждый ряд цилиндров
Электрооборудование
Номинальное напряжение 24 В
Генератор Г-263А
Стартер 25.3708-01
Приспособление для облегчения пуска двигателя электрофакельное устройство с двумя штифтовыми свечами и электромагнитным клапаном
Заправочные ёмкости
Система смазки двигателя 39 л
Система охлаждения без радиатора 35 л
Муфта опережения впрыска 0,20
Основные данные для контроля
Зазор между клапанами и коромыслами, мм 0,25-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2100 оборотах 4,0-7,0 кгс/см 2
на 500 оборотах 0,8 кгс/см 2
Температура жидкости в системе охлаждения, град 75-95°С
Температура масла в поддоне двигателя, град 80-100°С
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 0,6%
Установочный угол опережения впрыска, град 18±1
Давление начала подъёма иглы форсунки, мПа (кгс/см 2 ) 19,6+1,47 (200+15)
Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 3. Отраслевой каталог ЦНИИТЭИАВТОПРОМ 1988 г
Источник