Меню

Датчик давления масла тойота спринтер ае91 5а fe

Датчики, отвечающие за обороты и стабильную работу двигателя

В Сети часто встречается вопрос — какой именно датчик отвечает за обороты двигателя при разных режимах его работы особенно при прогреве на холодную.

На первый взгляд это регулятор холостого хода, но на практике это не единственная деталь, на которую возлагается такая задача.

Работа мотора напрямую связана с качеством топлива, а это значит, что контрольную функцию берут на себя и другие узлы.

При этом не имеет значения, на какой марке авто (Приора, 2110 инжектор, ВАЗ 2114, Газель 4216 или Тойота 4a-fe) вы ездите. Во всех случаях за обороты силового агрегата на «холодную» отвечают одни и те же датчики.

Ниже рассмотрим в чем особенности разных видов контролирующих узлов, приведем их назначение, признаки и причины неисправности.

Характеристика и особенности замены контроллеров

Рассмотрим подробно месторасположение, диагностику и процедуру замены датчиков ниже.

Температуры воздуха на впуске

Данный контроллер располагается на впускном патрубке. Процедура диагностики устройства заключается в измерении сопротивления и сверке этих значений с номинальными, установленными производителем. Эти показания можно найти в сервисной книжке.

Коленвала

ДПКВ устанавливается в передней части БЦ. Если устройство по каким-то причинам выходит из строя, работа мотора будет невозможной, при этом на приборной панели должен появиться соответствующий индикатор.

Для диагностики и замены ДПКВ выполните следующие действия:

  1. Отключите аккумулятор и демонтируйте брызговики мотора.
  2. Далее, вам нужно будет отключить штекер питания ДПКВ.
  3. При помощи соответствующих гаечных ключей (их размеры могут быть разными в зависимости от авто) открутите винт, фиксирующий устройство, после чего демонтируйте его.
  4. Чтобы произвести диагностику девайса, нужно замерить параметр сопротивления между выходами на его штекере. Для диагностики используется омметр. При температуре воздуха около 10-50 градусов тепла уровень сопротивления должен составлять около 985-1600 Ом.
  5. Если значения отличаются, то это говорит о необходимости замены ДПКВ. Установите вместо вышедшего из строя регулятора новый девайс, процесс дальнейшей сборки осуществляется в обратной последовательности.

Холостого хода

Датчик холостого хода в автомобилях Тойота Королла 5A, FE и моделях с другими модификациями двигателей используется для стабилизации холостых оборотов. Этот контроллер позволяет обеспечить подачу необходимого объема воздуха, что позволяет стабилизировать работу холостого хода.

Чтобы проверить датчик холостого хода, выполните следующие действия:

  1. Когда водитель отключает зажигание, РХХ должен издать характерный щелчок.
  2. Отключите разъем регулятора, после чего с помощью перемычки подайте напряжение на контакты В1 и В2. Затем необходимо соединить с массой контакты S1 и S2, а потом — S3 и S4. В этот момент плунжер РХХ должен выдвинуться. В том случае, если регулятор не включается, это говорит о его неисправности.

Чтобы заменить датчик холостого хода, выполните следующие действия:

  1. В том случае, если доступ к болтам, которые фиксируют регулятор, затруднен, необходимо будет снимать корпус заслонки.
  2. Выкрутите болты, фиксирующие устройство к корпусу самой заслонки, после чего демонтируйте РХХ.
  3. Устанавливая новое устройство, не забудьте поставить новый уплотнитель (автор видео — Александр Дмитриев).

Детонации

Датчик детонации монтируется на специальном винте, вкрученном в стенку блока цилиндров мотора, сверху. Если устройство ломается, ошибка об этом записывается в память блока управления, в результате чего бортовой компьютер активирует обходную программу управления мотором.

Чтобы проверить и заменить датчик детонации, вам потребуется сделать следующее:

  1. Сначала производится демонтаж декоративной накладки мотора.
  2. Далее, необходимо отключить отрицательный кабель от АКБ.
  3. Демонтируйте впускную магистраль мотора. На этом этапе могут возникнуть проблемы, особенно, если вы никогда не сталкивались с подобной задачей.
  4. Далее, вам нужно будет сжать крепление и отключить от регулятора штекер с подведенными проводами.
  5. Теперь можно выкрутить винт, который фиксирует датчик детонации, и демонтировать устройство.
  6. Чтобы произвести его диагностику, необходимо будет произвести замер параметра сопротивления между его выходами. В среднем при температуре около 20 градусов тепла сопротивление должно быть примерно 120-180 кОм. Если значения отличаются, то устройство подлежит замене, эта процедура осуществляется в обратной последовательности.

Давления масла

Это устройство предназначено для выявления низкого или высокого давления моторной жидкости в двигателе. Как правило, пониженное давление свидетельствует о недостатке расходного материала в моторе. Поэтому при появлении соответствующего индикатора на панели приборов следует проверить уровень моторной жидкости, а если он в норме — то заменить . Устройство расположено в стенке крышки цепи привода ГРМ.

  1. Чтобы не допустить замыкания в электроцепи, отключите аккумулятор.
  2. Затем найдите сам ДДМ, после чего отключите от него подключенный разъем с проводом.
  3. С помощью гаечного ключа на 24 вам нужно будет открутить контроллер из блока цилиндров.
  4. После демонтажа ДДМ установите на его место новый контроллер, процедура установки осуществляется в обратной последовательности (автор видео — канал Avto Man).

Давления в шинах

Контроллер давления в шинах используется для предупреждения водителя о возможном спускании колес. На приборной панели есть соответствующий индикатор, который загорается в том случае, если давление в колесах не соответствует номинальному значению. Прежде чем заменить контроллер, необходимо убедиться в том, что проблема кроется именно в нем. Для этого измерьте давление в шинах и если оно соответствует нормальному значению, то можно приступать к замене.

Датчиком оснащается каждое колесо:

  1. Для начала нужно ослабить болты, которые крепят колесо, при этом полностью откручивать их не нужно.
  2. Затем поставьте на домкрат соответствующую часть авто (если меняется передний контроллер, то поддомкрачивается передок, если задний — то задняя часть).
  3. Полностью открутите болты, которые крепят колесо, затем немного потяните его на себя.
  4. Снимите колесо и демонтируйте с него резину. Если вы никогда ранее не сталкивались с такой необходимостью, то разумеется, лучше обратиться за помощью на шиномонтаж. После демонтажа резины вы сможете увидеть датчик давления с ниппелем, через который накачивается колесо. Демонтируйте устройство и поменяйте его на новое, при этом выполняя все действия в обратной последовательности.

Фотогалерея «Другие датчики Тойоты»

Следующая страница»»»»»»

    10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120.121. 122. 123.124.125.126.127.128.129.130.131. 132.133.134. 135.136.137.138.139.140.141.142.143.144.145.146.147.

70 Toyota Carina Тойота Карина датчик CPS Датчик давления в цилиндре (cps) (7a-fe) Диагностика 1. Включите зажигание. 2. Отделите штекер датчика Cps и проконтролируйте напряжение меж выводами «vc» и «е2». Номинальное напряжение 4,5-5,5 В 3. Состыкуйте штекер. 4. Прогрейте силовой агрегат до нормальной рабочей температуры, поставьте холостой ход. 5. Убедитесь, что индикатор «check Engine» не горит. 6. Поддерживайте в течение 5 секунд частоту вращения 2500 об/мин.
3. Подайте на выводы клапана напряжение от аккумулятора (на 30 сек.. и убедитесь, что холостой ход становится нестабильным. 7. Убедитесь, что индикатор «check Engine» не горит.

Состыкуйте (+) положительный вывод воль диагностического разъема, а (-) отрицательный вывод вольтметра — к выводу «е1» замкните выводы «те1» и «е1» диагностического штекера Dlc1. 3. Произведите диагностику в последовательности, приведенной ниже («алгоритм поиска дефекты кислородного датчика»). 4. Проконтролируйте сопротивление обогревателя главного кислородного датчика. а) отсоедините штекер датчика. б) с участием омметра проверьте напряжение меж выводами «+в» и «кг. Номинальное сопротивление (при 20ос) 11-16 Ом Если сопротивление отличается от указанного, то подмените датчик.

в) подсоедините штекер датчика назад. Размещение компонентов системы электронного управления автомобиля Тойота Карина (5а- Fe). 1 — датчик детонации, 2 — форсунка, 3 — датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, 4 — электропневмоклапан системы улавливания паров топлива, 5 — датчик положения дроссельной заслонки, 6 — диагностический разъем, 7 — топливный насос, 8 — датчик температуры отработавших газов, 9 — электронный блок управления, 10 — реле-выключатель топливного насоса, 11 — монтажный блок, 12 — датчик температуры воздуха на впуске, 13 — клапан системы управления частотой вращения холостого хода (iscv), 14 — совмещенный узел зажигания, 15 — кислородный датчик, 16 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 17 — предохранитель «efi», 18 — основное реле системы впрыска. Размещение компонентов системы электронного управления автомобиля Toyota Carina (4a-ge). 1 — редуктор давления топлива 2 — датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, 3 — датчик положения дроссельной заслонки, 4 — форсунка, 5 — датчик температуры воздуха на впуске, б — коммутатор, 7 — диагностический разъем, Датчик Cps автомобиля Тойота Карина. Демонтаж и монтаж (7a-fe). 1 — сосуд омывателя, 2 — трубопровод омывателя, 3 — штекер насоса омывателя, 4 — жгут проводки, 5 — высоковольтные провода, 6 — трубопровод системы вентиляции картера, 7 — трубопровод системы вентиляции картера, 8 — крышка маслозаливной горловины, 9 — крышка головки блока цилиндров, 10 — прокладка, 11 — датчик Cps, 12 — крышка №3 ремня привода Грм, 13 — кабель датчика Cps. 8 — катушка зажигания, 9 — кислородный датчик, 10 — электронный блок управления, 11 — топливный насос, 12 — датчик температуры отработавших газов, 13 — реле-выключатель топливного насоса, 14 — монтажный блок, 15 — клапан системы управления, 16 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 17 — распределитель, 18 — датчик детонации, 19 — клапан системы Wt. Размещение компонентов системы электронного управления автомобиля Toyota Carina (7a-fe). 1 — датчик Cps, 2 — форсунка, 3 — пневмопривод системы Leanburn, 4 — датчик положения коленчатого вала, 5 — датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, 6 — электропневмоклапан системы Leanburn (scv), 7 — датчик положения дроссельной заслонки, 8 — электропневмоклапан системы улавливания паров топлива, 9 — датчик температуры отработавших газов, 10 — топливный насос, 11 — электронный блок управления, 12 — реле- тумблер топливного насоса, 13 — диагностический разъем, 14 — датчик температуры воздуха на впуске,15 — клапан системы управления частотой вращения холостого хода (iscv), 16 — датчик положения распределительного вала, 17 • катушка зажигания, 18 — кислородный датчик, 19 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 20 — датчик детонации. Размещение компонентов системы электронного управления автомобиля Тойота Карина (3s-fe с 08.199. г.). 1 — датчик температуры отработавших газов, 2 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 3 — форсунка, 4 • катушка зажигания №1, 5 — датчик детонации, 6 — датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, 7 — клапан системы управления частотой вращения холостого хода (iscv), 8 — датчик положения дроссельной заслонки, 9 — датчик температуры воздуха на впуске, 10 — диагностический разъем, 11 — электронный блок управления, 12 — топливный насос, 13 — реле- тумблер топливного насоса,

Читайте также:  Часы с датчиком температуры ардуино

14 — катушка зажигания №2, 15 • кислородный датчик, 16 — датчик положения коленчатого вала. Размещение компонентов системы электронного управления автомобиля Toyota Carina (3s-fe с 08.199. г.). 1 — датчик положения коленчатого вала, 2 — датчик положения распределительного вала, 3 — форсунка, 4 — катушка зажигания №1, 5 — катушка зажигания №2, 6 — датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, 7 — диагностический штекер Dlc3, 8 — датчик положения дроссельной заслонки, 9 — электронный блок управления, 10 — клапан системы управления частотой вращения холостого хода (iscv), 11 — датчик температуры воздуха на впуске, 12 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 13 — датчик детонации, 14 • кислородный датчик, 15 — реле- тумблер топливного насоса, 16 — предохранитель «efi» (15а),

17 — основное реле системы впрыска. Алгоритм поиска дефекты кислородного датчика Прогрейте кислородный датчик на работающем двигателе в течение 120 секунд при частоте вращения 2500 об/мин. . Подмените электронный блок управления. (после замещения . кислородного , датчика) Замкните накоротко выводы «те1» и «е1» на диагностическом разъеме. Поддерживайте работу мотора на частоте вращения 2500 об/мин. Подсчитайте число колебаний стрелки вольтметра в течение 10 секунд. меньше 8-ми раз 8 раз или больше ноль Порядок (датчик исправен) Прогрейте кислородный датчик на работающем двигателе в течение 120 секунд при частоте вращения 2500 об/мин. Поддерживайте работу мотора на этой частоте вращения. коды поломок (любые, помимо №21,25) Подсчитайте число колебаний стрелки вольтметра в течение 10 секунд. меньше 8-ми раз Демонтируйте перемычку с выводов «те1» и «е1» диагностического штекера. Поддерживайте работу мотора на частоте вращения 2500 об/мин. Проверьте напряжение меж выводами «vf1» и «е1» диагностического штекера больше 0 В Считайте и запишите диагностические коды. код нормального состояния и коды поломок №21,25 Отремонтируйте в соответствии с диагностическим кодом u W коды поломок (любые, помимо №21 и 25) 5 В Считайте и запишите диагностические коды. код нормального состояния и коды поломок №21 и 25 Демонтируйте перемычку с выводов «те1» и «е1» диагностического штекера. Поддерживайте работу мотора на частоте вращения 2500 об/мин. Проверьте напряжение на выводах «vf1» и «е1». 0в 0 В Отделите трубопровод системы принудительной вентиляции картера. Проверьте напряжение на выводах «vf1» и «е1». больше 0 В 5 В Подмените кислородный датчик. Отремонтируйте (чрезмерное обогащение смеси), Отделите штекер датчика температуры охлаждающей жидкости и взамен датчика состыкуйте резистор 4-8 ком или другой бесспорно исправный датчик температуры охлаждающей жидкости. Замкните накоротко выводы «те1» и «е1» диагностического штекера. Прогрейте кислородный датчик на работающем двигателе в течение 120 секунд при частоте вращения 2500 об/мин. Поддерживайте работу мотора на частоте частоту вращения 2500 об/мин Проверьте напряжение на выводах «vf1» и «е1». ^0 В Отремонтируйте (чрезмерное обеднение смеси). Следующая страница»»»»»»

    10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120.121. 122. 123.124.125.126.127.128.129.130.131. 132.133.134. 135.136.137.138.139.140.141.142.143.144.145.146.147.

Характеристики двигателя Тойота 5A

Производство Kamigo Plant Shimoyama Plant Deeside Engine Plant North Plant Tianjin FAW Toyota Engine’s Plant No. 1
Марка двигателя Toyota 5A
Годы выпуска 1987-наши дни
Материал блока цилиндров чугун
Система питания карбюратор/инжектор
Тип рядный
Количество цилиндров 4
Клапанов на цилиндр 4
Ход поршня, мм 77
Диаметр цилиндра, мм 78.7
Степень сжатия 9.8
Объем двигателя, куб.см 1498
Мощность двигателя, л.с./об.мин 85/6000 100/5600 105/6000 120/6000
Крутящий момент, Нм/об.мин 122/3600 138/4400 131/4800 132/4800
Топливо 92
Экологические нормы
Вес двигателя, кг
Расход топлива, л/100 км (для Carina) — город — трасса — смешан. 6.8 4.0 5.0
Расход масла, гр./1000 км до 1000
Масло в двигатель 5W-30 10W-30 15W-40 20W-50
Сколько масла в двигателе 3.0
Замена масла проводится, км 10000 (лучше 5000)
Рабочая температура двигателя, град.
Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике н.д. 300+
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса н.д. н.д.
Двигатель устанавливался Toyota Corolla Ceres Toyota G Touring Toyota Sprinter Toyota Sprinter Marino Toyota Tercel Toyota Vios FAW Xiali Weizhi

Неисправности и ремонт двигателя 5A-F/FE/FHE

Двигатель Toyota 5A аналог мотора 4А, в котором уменьшен диаметр цилиндров с 81 мм до 78.7 мм, таким образом получен объем 1500 куб.см. В остальном перед нами такой же 4A-F/FE/FHE, со всеми его плюсами и минусами. Обычный гражданский мотор, спортивных версий GE/GZE на базе 5A не разрабатывалось.

Модификации двигателя Toyota 5A

1. 5A-F — карбюраторная версия, аналог 4A-F с уменьшенным объемом. Степень сжатия 9.8, мощность 85 л.с. Двигатель находился в производстве с 1987 по 1990-й год. 2 . 5A-FE — аналог 4A-FE, представляет собой 5A-F с электронным впрыском топлива, степень сжатия 9.6, мощность 105 л.с. Производство двигателя было начато в 1987 году, закончили в 2006-м, после чего производство было передано на FAW и в настоящее время им комплектуются китайские автомобили. 3. 5A-FHE — версия с доработанной ГБЦ, другими распредвалами, немного измененным впуском, другим выпускным коллектором, мощность возросла до 120 л.с. В производстве находился с 19891 по 1999 год и ставился на автомобили для внутреннего японского рынка.

Неисправности и их причины

Конструкция мотора один в один повторяет 4A мотор, все те неисправности актуальные для 4А, относятся и к 5А: проблемы с трамблером, с лямбда зондом, с датчиком температуры двигателя, после котого двс не заводится, плавают обороты из-за грязной заслонки, датчика холостого хода и прочее. Гидрокомпенсаторов на 5A нет, поэтому раз в 100 тыс проводим процедуру регулировки клапанов, после такого же пробега меняем и ремень ГРМ. В общем, все стандартно для серии А, полный перечень болезней двигателя смотрим .

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

В задачу ДТОЖ входит контроль температуры воды, тосола или антифриза в системе охлаждения с последующей передачей этой информации в ЭБУ.

После обработки сведений блок принимает решение о необходимости обогащения горючей смеси. Чем ниже температура силового агрегата, тем выше уровень обогащения топлива.

Сам ДТОЖ, как правило, монтируется на патрубке выпуска ГБЦ. Но в некоторых моделях возможны и другие варианты.

Простыми словами, это термистор, в котором сопротивление меняется с учетом температурного параметра. Чем он ниже, тем больше сопротивление, и наоборот.

Что касается блока управления, на него поступает напряжение, которое формируется с учетом падения этого параметра на резисторе. Иными словами, с изменением температуры меняется и сопротивление, а вместе с ним напряжение.

При низкой температуре ОЖ разница потенциалов будет большой, а при постепенном нагреве мотора она будет падать.

К основным признакам поломки ДТОЖ стоит отнести:

  • трудности запуска двигателя в холодную погоду;
  • необходимость нажатия на газ для увеличения оборотов даже после прогрева мотора;
  • потеря мощности и появление детонации во время работы;
  • уменьшение оборотов ХХ;
  • неправильная работа вентилятора машины, может включиться сразу при прогреве на холодную;
  • черный дым из выхлопной системы;
  • повышение расхода горючего;
  • увеличение времени прогрева силового агрегата.

Выделяется несколько причин, по которым ДТОЖ может выйти из строя:

  1. Физические проблемы. К этой категории относятся трещины на поверхности, повреждение резьбы и нарушение целостности кожуха.
  2. Дефицит охлаждающей жидкости.
  3. Проблемы в электрической части: КЗ, обрыв провода и т. д.
  4. Низкое качество применяемой охлаждающей жидкости, из-за чего на контролирующем устройстве появляется осадок, и возникают отклонения в передаваемых сведениях.

Для проверки ДТОЖ необходимо убедиться в работоспособности его термистора и изменении его сопротивления при нагреве.

Читайте также:  Где находится датчик коленвала додж стратус 2 4

Для этого снимите датчик, погрузите его в емкость с охлаждающей жидкостью и нагрейте состав. При этом подключитесь к выводам устройства и проверьте параметры сопротивления при разной температуре.

На завершающем этапе сверьте полученные данные с информацией в эталонной таблице.

Тюнинг двигателя Toyota 5A-F/FE/FHE

Чип-тюнинг. Атмо. Турбо

Ровно как и с в атмосферно варианте мотор ничего сверхъестественного не покажет. Единственное что имеет смысл, это расточить цилиндры до диаметра 81 мм, под поршень 4A-FE, тем самым мы получим рабочий объем 1.6 л и фактически двигатель 4A-FE, но есть риск нарваться на дефекты литья. Можно поставить прямоточный выхлоп с пауком 4-2-1, но это ничего серьезного не даст.

Турбина на 5A-FE

Изначально, данный мотор разрабатывался для максимально спокойного перемещения, никакого спорта не предусматривалось, поэтому любой серьезный тюнинг повлечет за собой замену всего штатного барахла, на тюнинговое и к турбине это относится как нельзя кстати. Самый разумный вариант из возможных, это заказать кит на 4A-FE на маленькой турбине и ставить на стандартную поршневую, предварительно поставив форсунки 360сс, насос вальбро 255 и прямоточный выпуск на 51-й трубе, настраиваем на Абите. Даст это до 140-150 л.с., ресурс сильно сократится. Хотите ресурса, меняйте коленвал, шпг, пилите гбц… или свапните 4A-GE)).

Семейство А входит во вторую волну (1980 – 2000) японского моторостроения Toyota. Исполнение 5А имеет меньший диаметр поршня, чем предыдущей версии 4А – 78,7 мм вместо 81 мм. Объем двигателя снизился до 1,5 л, мощность до 105 л. с., крутящий момент до 143 Нм. В отличие от предыдущей серии двигатель 5A FE не имеет спортивных версий GE, турбированных модификаций и генераций с конструктивными изменениями.

Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)

Конструктивно представляет собой четыре резистора с индивидуальным параметром сопротивления и соединением с помощью так называемого моста.

Все элементы клеятся на диафрагму, которая тянется или сжимается с учетом давления воздуха на трубопроводе впуска.

Назначение устройства состоит в контроле давления на впуске с учетом частоты работы коленвала и текущей нагрузки.

Механические параметры преобразуются в электрические и направляются в ЭБУ. В свою очередь, блок управления принимает решение о времени подачи горючего в камеру сгорания и угле опережения.

При этом место монтажа ДАД является, как правило, впускной тракт. В некоторых моделях расположение может быть иным.

Признаки неисправности ДАД:

  • «плавание» ХХ;
  • ухудшение динамических параметров;
  • увеличение прожорливости силового агрегата;
  • уменьшение мощности мотора;
  • сильный запах бензина возле заслонки дросселя;
  • трудности с запуском двигателя;
  • появление ошибок Р 0105/0106/0107/0108/0109;
  • провалы при начале движения, переключении скоростей, перегазовке.

К возможным причинам поломки датчика давления воздуха стоит отнести:

  • плохое качество соединения входного штуцера и ДАД;
  • обрыв «минуса»;
  • загрязнение трубопровода;
  • повреждение датчика температуры;
  • поломка внутри датчик;
  • разгерметизация вакуумной трубки.

Для проверки ДАД измерьте сопротивление между 13-й ножкой ЭБУ и первым контактом датчика. Нормальный параметр около 1-2 Ом.

Также нужно подключиться к 3-му контакту ДАД и 50-й клемме блока. Нормальное напряжение — около 5 В.

Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с.

Изначально в двигателе Toyota серии А заложен запас надежности, высокая ремонтопригодность и огромный запас запчастей. Выглядит схема двигателя следующим образом:

  • R4 – рядная четверка, цилиндры проточены внутри чугунного корпуса, каналы смазки/охлаждения изготовлены во время отливки;
  • ремнем приводится в действие и ГРМ, и навесное оборудование;
  • моторы созданы для автомобилей C/D классов, семейств Caldina/Carina/Corona 170 – 210 и Corolla/Sprinter 90 – 110.

Изготавливался ДВС в Японии для внутреннего рынка и в Китае для всей Юго-Восточной Азии. Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 5A FE не гнет клапана.

Для того, чтобы увеличить мощность, в конструкции использован электронный EFI впрыск. Клапаны расположены относительно друг друга под углом 22,3 градуса. Система зажигания вначале трамблерная, затем без разносчика заряда двухкатушечная DIS-2.

Соответствуют технические характеристики 5A FE приведенным в нижней таблице значениям:

Изготовитель Tianjin FAW Toyota Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant
Марка ДВС 5A FE
Годы производства 1987 – 2006
Объем 1498 см3 (1,5 л)
Мощность 77 кВт (105 л. с.)
Момент крутящий 143 Нм (на 4200 об/мин)
Вес 117 кг
Степень сжатия 9,8
Питание инжектор
Тип мотора рядный бензиновый
Зажигание коммутаторное, бесконтактное
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
силуминовый литой
Выпускной коллектор литой чугунный
Распредвал схема DOHC 16V, два верхних вала
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 78,7 мм
Поршни оригинальные
Коленвал литой, 5 опор, 8 противовесов
Ход поршня 77 мм
Горючее АИ-92-95
Нормативы экологии Евро-3
Расход топлива трасса – 4,5 л/100 км
смешанный цикл 5,6 л/100 км

Расход масла 0,5 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 5W40, 0W30, 0W40
Какое масло лучше для двигателя по производителю Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть
Масло для 5A FE по составу Синтетика, полусинтетика
Объем масла моторного 3,3 л
Температура рабочая 95°
Ресурс ДВС заявленный 150000 км
реальный 250000 км
Регулировка клапанов шайбы
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 5,3 л
Помпа GMB GWT-83A, Toyota 16110-19205, Aisin WPT-018
Свечи на 5A FE Denso K16R-U11, Bosch 0242232802
Зазор свечи 1,1 мм
Ремень ГРМ Bosch 1987AE1121, 1987949158, 117 зубьев
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst
Масляный фильтр Vaico V70-0012, Bosch 0986AF1132, 0986AF1042
Маховик под сцепление 212 мм, 6 отверстий для болтов
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Маслосъемные колпачки Toyota 90913-02090 впускные

Toyota 90913-02088 выпускные

Компрессия от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 23 Нм
маховик – 83 Нм

шкив коленвала – 98 – 147 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный)

головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм + 90°

Руководство пользователя содержит описание параметров силового привода, регламент ТО и рисунки основных действий, позволяющих осуществить своими руками обслуживание мотора и его капитальный ремонт.

Датчик давления топлива (ДДТ)

Применяется для передачи в ЭБУ информации о давлении в топливной системе. ДДТ монтируются на разные типы моторов, работающие как на бензине, так и на дизеле (с Common Rail). Место монтажа — топливная рампа силового агрегата.

Задача ДДТ состоит в поддержании давления на необходимом уровне и обеспечение нормальной работоспособности силового агрегата. При этом обеспечивается нормальная мощность и уровень шума. Иногда в машине ставится два датчика — высокого / низкого давления.

ДДТ имеет простое устройство:

  • сенсорный компонент (мембрана из металла);
  • тензорезистор (элемент, который деформируясь приводит к изменению своего электрического сопротивления).

Чем больше толщина мембранной части, тем более высокое давление способен выдержать ДДТ.

Что касается тензорезисторов, они нужны для преобразования механических действий в электрическую команду. В нормальном режиме на выходе формируется напряжение от 0 до 80 мВ.

При превышении этого параметра срабатывает специальный клапан в топливной системе, обеспечивающий нормализацию давления.

Поломка ДДТ проявляет себя следующими признаками:

  • зажигание лампы Check Engine на «приборке» (P0191 в сканере);
  • перерасход горючего;
  • трудности с запуском силового агрегата;
  • потеря мощности мотора;
  • отключение на ХХ;
  • течь горючего из топливных шлангов / рампы.

При появлении любого из указанных симптомов желательно проверить ЭБУ на наличие ошибок.

К причинам поломки ДДТ стоит отнести:

  • повреждение внутренних элементов датчика;
  • неисправность проводки;
  • загрязнение сетки на регуляторе из-за попадания мусора в горючее, к примеру, когда топливный фильтр не справился с работой;
  • износ / клин запирающего элемента внутри регулятора давления;
  • неполное прилегание кожуха ДДТ к рейке;
  • поломка ЭБУ.

Для проверки старых датчиков достаточно было пережать на некоторое время «обратку» подачи горючего на холодном моторе. Если мотор перестает троить, значит, проблем в ДДТ.

На новых устройствах нужно измерить напряжение, которое должно быт около 5 В.

Также стоит проверить напряжение между «минусом» фишки (черный провод) и «плюсом» АКБ (красный провод). Если напряжение около 12 В, значит, ДДТ исправен. При проверке манометром давление должно быть на уровне около 2,5-3 атм.

Особенности конструкции

Официальный мануал на атмосферный рядный двигатель 5A FE содержит описание конструкции:

  • блок чугунный, цилиндры расточены в теле без гильз, что резко повышает ремонтопригодность и снижает себестоимость;
  • головка блока цилиндров двухвальная с газораспределением DOHC 16V;
  • вначале система зажигания состояла из общей катушки, трамблера, пучка высоковольтных проводов, позже добавилась вторая катушка по схеме DIS-2;
  • здесь нет ни гидрокомпенсаторов, ни муфты VVTi, поэтому требования к качеству масла достаточно низкие;
  • форсировка чаще всего производится по аналогии с движками АвтоВАЗа расточкой цилиндров;
  • капремонт легко выполняется в гаражах собственными силами;
  • особенностью конструкции является ременный привод одного распредвала, второй получает вращение зубчатым колесом от него.

Конструкция очень простая, надежная, ремонтопригодная, высокоресурсная.

Перечень модификаций ДВС

В серии 5А существует всего лишь три варианта двигателей, одним из которых является 5A-FE. Два остальных являются его модификациями, соответственно:

  • карбюраторное исполнение 5A-F выпускалось в период 1987 – 1990 г., ДВС имел мощность 85 л. с. и степень сжатия 9,8 единиц;
  • в версии 5A-FHE произведена модернизация впускного коллектора, внутри ГБЦ установлены распредвалы с увеличенными фазами и высотой подъема кулачков, производился мотор в 1991 – 1999 годах, имел мощность 120 л. с., применялся исключительно на внутреннем рынке.

Соответственно, применялось оригинальное навесное оборудование, не взаимозаменяемое с базовой версией 5A-FE.

Плюсы и минусы

Рядное атмосферное устройство ДВС обеспечивает ряд преимуществ владельцу:

  • экономия эксплуатационного бюджета – АИ-92, наличие запчастей, самостоятельное обслуживание и ремонт на коленке;
  • ресурс от 350000 км пробега, даже на отечественном бензине;
  • возможность форсирования для повышения крутящего момента.

Недостатки также присутствуют, но в моторах Toyota их не так много:

  • регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 30000 км;
  • недоработка поршневых пальцев – фиксированная, а не плавающая посадка;
  • интенсивный износ постелей распредвалов внутри ГБЦ;
  • проблемы с системой зажигания.

Основным достоинством является отсутствие соударения клапана и поршня при внезапном обрыве привода ГРМ.

Датчики Холла

Как понятно по названию, в основе работы устройства лежит эффект Холла, а его назначение — нормализация работы системы зажигания.

Применение такого оборудования имеет два позитивных момента:

  1. Отсутствие контактной группы и риска подгорания.
  2. Повышение напряжения на свече зажигания до уровня 30 кВ (вместо 15 кВ).

Такие датчики пользуются большим спросом и применяются во многих системах машины — АБС, тормозной, тахометра и других, к примеру то же датчик фаз, про который сказано выше.

Поломка датчика Холла проявляет себя следующим образом:

  • трудности с пуском двигателя;
  • остановка мотора во время движения;
  • подергивание транспорта;
  • проблемы при работе на ХХ.

Датчик Холла является надежным устройством, но иногда он может выдавать неправильные сведения.

Если проверка показала поломку девайса, единственный выход — его замена. При этом найти устройство в авто с карбюратором можно в трамблере.

Основной причиной выхода датчика из строя является накопление грязи, отсутствие контактного соединения или естественный износ.

Нельзя исключать и повреждение проводки в виде обрыва или КЗ. Иногда повреждение происходит из-за перезаряда АКБ.

Для проверки датчика Холла проще всего использовать мультиметр. Напряжение на выводах должно быть от 0,4 до 11 В.

Как вариант, включите зажигание, а после замкните выходы 3 и 2. Если раньше искры не было, а после этого появилась, неисправность именно в датчике.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Проектировался мотор 5A FE, не только под конкретные классы C и D, но и под семейства автомобилей Toyota:

  • Carina – 1990 – 1992 в кузове АТ170, 1992 – 1996 в кузове АТ192 и 1996 – 2001 в кузове АТ212;
  • Corolla – 1989 – 1992 в кузове АЕ91, 1991 – 2001 в кузове АЕ100, 1995 – 2000 в кузове АЕ110, Ceres 1992 – 1998 в кузове АЕ100;
  • Corona – 1989 – 1992 в кузове АТ170;
  • Soluna – 1996 – 2003 в кузове AL50 для Юго-Восточной Азии;
  • Sprinter – 1989 – 1992 в кузове АЕ91, 1991 – 1995 в кузове АЕ100, 1995 – 2000 в кузове АЕ110, Marino 1992 – 1998 в кузове АЕ100;
  • Vios – 2002 – 2006 в кузове AXP42 для Китая;
  • Tercel – 1990 – 1994 в кузове седан для Чили и купе для Канады, США.

Производитель ценил и характеристики двигателя, и удачную конструкцию исполнения 5A FE, поэтому даже после того, как на Toyota перестали устанавливать эти моторы, китайская компания FEW продолжила их выпуск для собственных машин FAW Xiali Weizhi.

Регламент обслуживания 5A FE 1,5 л/105 л. с.

Во время эксплуатации двигатель 5A FE требует периодического ухода в конкретные сроки:

  • менять ремень ГРМ и навесного нужно после 50000 км;
  • разработчиками рекомендовано регулировать тепловые зазоры клапанов через 30000 пробега;
  • очистка для вентиляции картера изготовителем предусмотрена каждые 20 тысяч км;
  • производитель рекомендует замену моторного масла и масляного фильтра через 7500 км;
  • топливного фильтра хватает в среднем на 40000 пробега;
  • по рекомендации производителя воздушный фильтр каждый год устанавливают новый;
  • согласно дате выпуска антифриза с завода его хватает на два года или 40000 км;
  • у свечей зажигания для движков ресурс 20000 пробега;
  • выпускной коллектор прогорит уже через 60000 км.

После форсировки ресурс пар трения снижается на 20 – 30%, поэтому расходники придется менять чаще.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

С увеличением пробега мотор 5A FE может выявить следующие неполадки:

Стук 1) нагар на клапанах
2) износ поршневых пальцев 3) износ распредвалов и их постелей
1) раскоксовка и регулировка тепловых зазоров клапанов
2) замена пальцев 3)замена распредвалов или гбц
Повышение расхода смазки более 1 л/1000 пробега 1) выработка маслосъемных колец
2) износ маслосъемных колпачков
1) замена колец
2) замена колпачков
ДВС глохнет 1) поломка трамблера
2) износ бензонасоса

3) забившийся топливный фильтр

1) замена трамблера
2) замена бензонасоса

Обороты плавают 1) забит клапан картерной вентиляции
2) выход из строя форсунок

4) износ клапана холостого хода

5) засорение заслонки дросселя

1) прочистка вентиляции картера
2) замена форсунок

5) промывка дроссельной заслонки

Мотор не заводится поломка датчика температуры замена датчика

Указанные неисправности характерны для всего семейства А двигателей Toyota.

Датчик скорости (ДС)

Местом расположения датчика скорости является корпус коробки передач, а основная задача — фиксация скорости вращения вала с передачей данных на ЭБУ.


ВАЗ 2110

Последний на базе полученных сведений выполняет расчеты и дает команды другим узлам.

Так, на машинах с МКПП собранная информация направляется к спидометру, установленному на «приборке» машины.

В авто с АКПП, кроме определения самой скорости, принимается решение о переключении передачи.

Дополнительно сведения с датчика скорости позволяют измерять расстояние и выводить данные на одометр.

Рассматриваемое устройство передает на ЭБУ сигналы в диапазоне 1-5 Вольт. При этом частота формируется на базе скорости вращения колес. Полученные сведения используются для расчета скорости движения, а количество импульсов позволяет определить пройденный путь.

Датчик скорости — надежный узел, но иногда он выходит из строя, из-за чего ЭБУ не может принять правильное решение в отношении скорости, расстояния и других параметров. Блок управления просто не понимает, стоит машина или движется.

Поломку ДС можно определить по ряду характерных признаков:

  1. Выход из строя спидометра или выдача неправильных показаний.
  2. Колебания ХХ.
  3. Повышение потребления топлива.
  4. Снижение мощности силового агрегата, что сказывается и на динамических показателях.
  5. Быстрая реакция стрелки указателя горючего на изменения в баке из-за действий ЭБУ (последний считает, что машина стоит, поэтому сглаживает параметры датчика).
  6. Автомобиль не реагирует на нажатие педали акселератора.
  7. При движении по городу коробка существенно увеличивает обороты, но ускорения нет. Получается, что транспорт едет на первой скорости без торможения мотором.
  8. Медленный разгон.
  9. В некоторых моделях (к примеру, на Шевроле) — отключение мотора и невозможность дальнейшей эксплуатации машины.

К причинам, по которым датчик скорости может выйти из строя, стоит отнести:

  1. Износ пластиковой шестеренки, вызванный естественным старением.
  2. Окисление контактной группы из-за отсутствия защитной смазки или повреждения изоляции на контактной группе и попадания на них влаги.
  3. Перегрев, из-за чего повреждается корпус ДС и элементы его внутренней схемы. Как правило, под действием высоких температур конденсатор «выкорачивается» и играет роль проводника.
  4. Повреждение проводки из-за механического воздействия или чрезмерного нагрева. С годами провод теряет прежнюю эластичность и рассыпается, что особенно актуально в местах излома.
  5. Наводка от другой проводки. Причиной некорректной работы датчика скорости могут быть другие системы, к примеру, парктроник. Как результат, на устройство воздействует магнитное поле, искажающее его работу.
  6. Загрязнение ДС. Если устройство имеет разборной тип, возможно попадание внутрь мусора и грязи. В таком случае может потребоваться разборка узла и его очистка с помощью ВД-40.
  7. Попадание металлических элементов на ДС. В устройствах с постоянным магнитом неисправность может быть обусловлена попаданием мелкой металлической стружки. Как результат, ЭБУ получает некорректную информацию и считает, что машина вообще не движется.
  8. Неисправность контактной группы. Нередко проблема кроется в плохом соединении между ЭБУ и ДС. Причиной может быть повреждение пластикового фиксатора, из-за которого нет нормального контакта.

Перед тем как принимать решение о ремонте / замене датчика скорости, необходимо убедиться, что он действительно не работает.

Кроме рассмотренных выше признаков, об этом можно судить по появлению ошибки P0500 на бортовом компьютере об отсутствии сигналов на ДСА. Перед началом проверки убедитесь, что в устройстве имеется заземление 12 В на контактах.

При этом выделяется три способа проверки:

  1. С помощью вольтметра. Для этого снимите ДС, подключите вход мультиметра к «импульсной» клемме, а второй контакт на мотор / корпус автомобиля. Крутите датчик скорости и смотрите на появления напряжение. Чем сильней вращение, тем выше должен быть этот параметр.
  2. Без демонтажа. Чтобы проверить ДС без снятия, поставьте авто на домкрат, чтобы одно из колес не касалось поверхности. Далее соедините контакты ДС с мультиметром, вращайте колесо и смотрите на напряжение. Если оно имеется, значит, устройство, функционирует.
  3. С применением мультиметра. Отбросьте провод, по которому подается импульс, от датчика. Далее включите зажигание и найдите «плюс» с «минусом». После вывесите колесо рассмотренным выше способом, подключитесь к сигнальному проводу и крутите колесо. Если на приборе светится «минус», ДС функционирует. При отсутствии контрольного прибора можно использовать лампу.

Обязательно проверьте привод ДС. Для этого поднимите машину, вывесите любое из передних колес и нащупайте привод датчика. После этого вращайте колесо и убедитесь в его работе.

Источник

Adblock
detector