Меню

Датчик положения дроссельной заслонки g4fc

Как самому проверить датчик положения дроссельной заслонки – два простых способа

Опишу несколько способов доскональной проверки датчика положения заслонки дросселя мультиметром и автосканером, которыми может воспользоваться простой автолюбитель.

Добрый день, дорогие друзья. Выход из строя датчика положения дросселя может приводить к неприятным последствиям: неровной работе мотора на холостых оборотах, потеря мощности и повышенный расход топлива. О признаках неисправности ДПДЗ я подробно писал в этом обзоре , рекомендую прочесть .

Но эти признаки могут быть следствием отказа других систем автомобиля. Чтобы точно убедиться в выходе из строя этого датчика, а не менять все подряд под капотом, нужно знать, как самостоятельно его проверить. Существует несколько способов, каждый из них простой, но требует от владельца определенного оборудования – ELM (автосканер) или мультиметра . Не стоит пугаться, это стоит недорого, возможно, оно уже есть у владельцев, которые любят сами «ковыряться» в своих авто.

Диагностика автосканером

Первый вариант

Подключаем ELM к диагностическому разъему. Включаем зажигание, подключаемся к ЭБУ. Я буду использовать OpenDiag. В других программах последовательность действий одинаковая, название параметров не должно сильно отличаться от моего примера.

Идем в меню «Выбор параметров ЭБУ». Находим «Положение дроссельной заслонки», ставим напротив его галочку.

При не нажатой педали газа и не заведенном двигателе, заслонка должна быть закрытой, то есть, показывать 0%. Если они будут сами по себе изменяться без вашего участия – датчик неисправен.

Источник

Датчик положения дроссельной заслонки – замена и регулировка

Конструкция современного автомобиля включает в себя множество элементов, это может быть и дорогая турбина, и копеечный датчик положения дроссельной заслонки. При этом стоимость детали вовсе не показывает ее значимости. Так, выход из строя указанного датчика может повлечь за собой нарушение работы двигателя и дорогой ремонт.

Зона ответственности ДПДЗ

В этой статье рассмотрим особенности этой детали и приведем подробные инструкции ее ремонта, регулировки и замены. Но прежде чем переходить непосредственно к практической части, следует уделить немного внимания теории и рассмотреть, что собой представляет дроссельная заслонка и ее датчик, какие функции они выполняют и где находятся. Итак, сама заслонка является конструктивной составляющей впускной системы двигателя. В ее функции входит регулировка количества поступающего воздуха, т.е. она отвечает за качество топливно-воздушной смеси.

Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию коллектору о состоянии пропускного клапана. Это очевидно из его названия. Датчик может быть пленочный или бесконтактный (магнитный). Его конструкция аналогична воздушному клапану, и когда он находится в открытом состоянии, то давление в системе равно атмосферному. Но как только элемент переходит в закрытое положение, то и значение вышеуказанной характеристики сразу же снижается до состояния вакуума.

Датчик положения дроссельной заслонки

Состоит датчик дроссельной заслонки из постоянного и переменного резисторов, сопротивление которых достигает 8 Ом. Напряжение же на его выходе в зависимости от положения самой заслонки постоянно меняется. За всем процессом следит контроллер, а количество топлива регулируется в зависимости от полученных данных. Если ДПДЗ будет работать некорректно и выдавать искаженные данные, то в систему попадет недостаточно топлива либо получится его переизбыток, что приведет к нарушению работы двигателя и даже иногда его выходу из строя. Кроме того, именно от этого устройства зависит правильная работа коробки переключения передач и момент зажигания. Не будем подсчитывать, во сколько обойдется ремонт этих механизмов.

Чтобы совершить диагностику какого-либо узла или детали, следует знать ее месторасположение. Датчик положения дроссельной заслонки находится в моторном отсеке. Добраться до него сможете после того, как найдете дроссельный патрубок, на котором и зафиксирован ДПДЗ.

Из-за чего нам может потребоваться ремонт датчика?

Ничего вечного еще не изобрели, и этот элемент тоже ломается. Рассмотрим, какие причины могут спровоцировать его выход из строя и как это можно заметить. Неисправности датчика положения дроссельной заслонки в основном вызваны естественным износом. Так, напыленный слой основы, по которой перемещается ползун, истирается. В результате прибор выдает неправильные показания. Еще одной причиной некорректной работы может служить выход из строя подвижного сердечника. А если один из наконечников повредится, то на подложке появится ряд задиров, которые приведут к поломке и остальных элементов. Это спровоцирует ухудшение контакта между резистивным слоем и ползунком, а в некоторых случаях и его отсутствие.

Износ датчика положения дроссельной заслонки

Понять же, что пора обратиться в сервисный центр либо произвести самостоятельную диагностику и при необходимости ремонт, можно по следующим признакам. Прежде всего прислушайтесь к своему автомобилю во время холостого хода, если обороты «плавают», то не медлите с проверкой устройства. Еще тревожным знаком должна послужить остановка движка при резком сбросе педали. А во время набора скорости может создаться впечатление, что топливо не попадает в систему, автомобиль подергивается и появляются рывки.

Иногда же обороты как бы зависают в одном диапазоне (1,5–3 тысячи) и не изменяют свое положение даже при переключении на нейтральную передачу. Кроме того, ухудшается динамика. В общем, малейшее нарушение в работе двигателя должно насторожить. Кстати говоря, обратите внимание и на приборную панель, на ней должна загореться сигнальная лампочка «Check engine». Если такое произошло, то ваш автомобиль автоматически переходит в аварийный режим, а сделав компьютерную диагностику, вы увидите, что причина кроется именно в датчике.

Читайте также:  Проводка датчика положения коленвала ваз 2114

Проверка датчика без помощи автоэлектрика

Осуществить проверку датчика положения дроссельной заслонки достаточно легко, и справиться с подобной задачей сможет каждый, тем более для этого вам понадобится всего лишь мультиметр, а когда такового в наличии нет, то сгодится и простой вольтметр. Далее выполняем все действия, приведенные ниже.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки мультиметром

Поворачиваем ключ в замке зажигания и измеряем напряжение между контактом ползунка и минусом. Его значение не должно превышать 0,7 В. Затем открываем заслонку, повернув пластиковый сектор, опять производим замеры. Теперь прибор должен показать более 4 В. Полностью включаем зажигание, после чего вытягивается разъем и проводится проверка сопротивления между любым выводом и ползуном.

Теперь медленно вращаем сектор и наблюдаем за показателями измерительного прибора. Его стрелка также должна плавно менять свое положение, а любые скачки являются признаком неисправности датчика. Есть маленькая хитрость. Если не хотите отсоединять провода, то их можно просто проткнуть тонкой иглой, хотя лучше не ленитесь и сделайте все как положено.

Регулировка в своем гараже

Производить настройку датчиков положения дроссельной заслонки может даже начинающий автолюбитель, главное, четко придерживаться инструкции, приведенной ниже. Причем эта операция не зависит от того, какой принцип работы ДПДЗ – бесконтактный или нет. Итак, сначала проводим подготовительные работы. Отсоединяем гофрированную трубку, по которой проходит воздух, и тщательно промываем ее спиртом, бензином либо иным сильнодействующим растворителем. Но не всегда достаточно одной жидкости, чтобы добиться лучшего эффекта, следует протереть трубку еще и мягкой тряпочкой. Такую же операцию проводим с самой заслонкой и с впускным коллектором. Кроме того, не забудьте произвести и визуальный контроль, особенно это касается заслонки.

Итак, никаких механических повреждений не выявлено? Тогда приступаем непосредственно к регулировке датчика положения дроссельной заслонки. Для начала берем ключ и ослабляем винты. Затем поднимаем заслонку и резко опускаем до упора, учтите, вы должны услышать удар, в противном случае повторите операцию еще раз. Ослабляем винты, пока деталь не перестанет «закусывать». И только тогда можно зафиксировать положение крепежных элементов гайками. Следующими раскручиваем болтовые соединения ДПДЗ и поворачиваем корпус устройства. Далее выставляем датчик положения дроссельной заслонки так, чтобы изменение напряжения происходило только при открытии заслонки. Настройка закончена, осталось вернуть все на свои места, затянуть болты и наслаждаться поездками на любимом автомобиле.

Замена и выбор датчика – бесконтактный или пленочный?

Если же элемент вышел из строя, то скорей всего спасет положение его полная замена. Один из важных моментов этого этапа – правильный выбор нового устройства. Конечно, если вы не желаете через короткий промежуток времени проводить все операции снова, то следует отдавать предпочтение только качественному товару, и уж тем более избегайте дешевых китайских подделок. Кроме того, не останавливайте свой выбор и на пленочно-резистивных моделях. Они недолговечны, и такая экономия может вылиться вам в круглую копеечку. А вот бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки отличаются повышенной надежностью. Стоят они всего несколько долларов.

Пленочная модель имеет резистивные дорожки, бесконтактный же экземпляр работает по принципу магнитного эффекта. Его составными частями выступают статор, ротор и магнит. На первый магнитное поле имеет огромное воздействие. Материал второго же выбирают таковым, чтобы на него магнит не имел никакого влияния. Расстояние между элементами ДПДЗ не изменяется и подбирается на этапе сборки. Стоит ли говорить, что бесконтактный датчик не ремонтируемый.

Сама же замена займет у вас намного меньше времени, чем выбор устройства. Но несмотря на то, что процесс довольно прост, рассмотрим его подробно. Подготавливаем крестовую отвертку, уплотнительное кольцо для дроссельного патрубка и, конечно же, саму деталь. Замена начинается с отключения зажигания, если авто было заведено. Открываем капот и не забываем отключить аккумулятор. Чтобы это сделать, снимаем минусовую клемму.

Теперь находим датчик на дроссельном патрубке и снимаем с него колодку с проводами, скорей всего вам придется отжать специальную пластиковую защелку. Затем откручиваем крепежные болты и демонтируем прибор. Между ДПДЗ и патрубком находится поролоновое кольцо, обязательно нужна и его замена. И только после этого можно устанавливать сам датчик. Крепко зафиксируйте прибор болтами, в противном случае вибрация не пойдет ему на пользу и спровоцирует выход из строя. Подключаем обратно колодку со всеми проводами. Иногда аккумуляторную батарею забывают отключить, в этом случае необходимо обесточить ее хотя бы на пять минут после установки нового прибора и подключения к нему колодки.

Проверить, правильно ли работает элемент, можно следующим образом. Открываем заслонку и тянем за тросики газа, чтобы провернуть сектор привода ДПДЗ. Если же положение сектора не изменяется, то следует установить датчик заново. При этом поворачиваем его на 90 градусов по отношению к оси заслонки. И напоследок проверьте тестером напряжение, если его значения совпадают с указанными выше, то прибор исправен.

Призрачные возможности ремонта

Сразу следует сказать, что ремонт датчиков положения дроссельной заслонки делается крайне редко. Во-первых, сама деталь, даже наиболее дорогостоящая, стоит всего несколько долларов, и есть смысл потратиться. Во-вторых, произвести ремонт в большинстве случаев попросту невозможно, например, восстановить истершийся слой основы. Однако в некоторых моделях можно немного сместить резистивные дорожки относительно ползунка и тем самым продлить прибору жизнь.

Читайте также:  Датчик положения кузова порше макан

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

Итак, на датчиках есть специальный винт. С его помощью фиксируется положение дорожек. Если они уже износились, то следует ослабить этот самый винт, так немного поменяется местоположение ползунка, и с заменой прибора можно немного потерпеть. Но только не рассчитывайте на долгосрочную отсрочку. Естественно, помним, что бесконтактный ДПДЗ не подлежит починке. На этом с регулировкой, ремонтом и заменой датчика положения дроссельной заслонки закончено, теперь можно еще несколько лет эксплуатировать авто и даже не задумываться о подобных вопросах.

Источник

Электрическая принципиальная схема системы управления распределенным впрыском MFI (G4FA/G4FC: GAMMA 1.4L/1.6L) автомобиля Kia Rio (с 2011 года).

Электрическая принципиальная схема системы управления распределенным впрыском MFI (G4FA/G4FC: GAMMA 1.4L/1.6L) автомобиля Kia Rio (с 2011 года).

Электрическая принципиальная схема системы управления распределенным впрыском MFI (G4FA/G4FC: GAMMA 1.4L/1.6L).

Описание выводов ECM.

Система управления распределенным впрыском MFI (G4FA/G4FC: GAMMA 1.4L/1.6L).

Описание схемы.

Компоненты блока управления двигателем (датчики, приводы, ЕСМ, форсунка и т.д.) ожидают в режиме готовности при включении замка зажигания.

Двигатель запускается при включении зажигания и обменивается сигналами с компонентами блока управления двигателем (датчиком и приводом) постоянно или с перерывами, управляя впрыском топлива.

Он регулирует время работы форсунки на основе соотношения входящего воздушного потока в цилиндре и состава топливо-воздушной смеси, за счет чего снижается расход топлива, снижается токсичность отработавших газов и улучшается работа двигателя.

Назначение и функции каждого из компонентов описаны ниже.

Входной/выходной сигнал клеммы блока ЕСМ.

Разъем [EGG-K].

Датчик абсолютного давления в коллекторе (MAPS).

Данные о количестве впускного потока воздуха должны! передаваться в блок ЕСМ для определения количества впрыскиваемого топлива.

MAPS (Датчик абсолютного давления в коллекторе) косвенно рассчитывает количество воздуха, измеряя давление во впускном коллекторе. Такой принцип действия называется “Скорость-Плотность”.

Датчик MAPS передает аналоговый выходной сигнал пропорциональный изменению давления во впускном коллекторе, затем, по этому сигналу и оборотам двигателя блок ЕСМ рассчитывает поток впускного воздуха.

Датчик температуры впускного воздуха (IATS).

Датчик IATS расположен внутри датчика абсолютного давления впускного коллектора (MAPS).

На датчик IATS воздействует поток впускного воздуха.

При изменении значения сопротивления терморезистора в датчике IATS в зависимости от температуры впускного воздуха, напряжение сигнала тоже меняется.

С помощью этого сигнала, показаний температуры впускного воздуха, блок ЕСМ корректирует основное время впрыска топлива и угол опережения зажигания.

Датчик положения педали акселератора (APS).

Датчик определяет положение педали акселератора при нажатии на нее водителем с целью ускорения.

Для обеспечения надежности датчика APS, датчик APS состоит из двух датчиков. Датчика APS 1, выдающего основные сигналы, и датчика APS 2, контролирующего работу датчика APS 1.

Каждый из датчиков APS 1 и 2 имеют свой источник питания и провод соединения с “массой”.

Обычно, выходное напряжение датчика APS 2 вдвое меньше выходного напряжения датчика APS 1, и если отношение двух сигналов не в допуске заданного значения, то выдается ошибка.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECTS).

Резистор в блоке ЕСМ и терморезистор в датчике ECTS соединены последовательно.

При изменении значения сопротивления терморезистора в датчике ECTS в соответствии с изменением температуры охлаждающей жидкости двигателя, напряжение на выходе тоже меняется.

При холодном двигателе блок ЕСМ увеличивает продолжительность впрыска топлива и управляет углом опережения зажигания на основе показаний температуры охлаждающей жидкости двигателя, не допуская остановки двигателя и улучшая характеристики управляемости.

Электродвигатель ЕТС и датчик положения дроссельной заслонки.

С помощью электродвигателя ЕТС блок ЕСМ управляет открытием/закрытием дроссельной заслонки в соответствии с сигналами датчика положения педали акселератора (APS), установленного на модуле электронной педали акселератора. Это позволяет реализовать функцию контроля скорости автомобиля без дополнительного оборудования.

Датчик положения распределительного вала (CMPS).

Датчик определяет верхнюю мертвую точку цилиндра 1. Он установлен на конце распределительного вала и состоит из чувствительного элемента с отверстием и диска синхронизации.

Когда измерительная головка сигналов блокируется выступом диска синхронизации, возникает высокое напряжение, низкое напряжение возникает в противоположной ситуации.

Блок ЕСМ определяет положение каждого цилиндра при помощи сигнала, поступающего от датчика положения распределительного вала.

Датчик положения коленчатого вала (CKPS).

Датчик положения коленчатого вала (CKPS) представляет собой датчик Холла, который вырабатывает напряжение с помощью чувствительного элемента и диска синхронизации, установленных на коленчатом валу.

Блок ЕСМ рассчитывает обороты двигателя по сигналу датчика и управляет продолжительностью впрыска топлива и углом опережения зажигания.

Этот сигнал датчика CMPS передается в блок ЕСМ, который в свою очередь использует сигналы датчика CMPS для определения угла опережения зажигания. Датчик CMPS позволяет осуществлять последовательный впрыск топлива.

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан системы впрыска топлива с электронным управлением, который впрыскивает в двигатель точное рассчитанное количество топлива, оптимизируя сгорание в зависимости от различных режимов работы двигателя.

Блок ЕСМ регулирует время срабатывания форсунки путем отражения впускного воздуха в цилиндре и состава топливо-воздушной смеси, управляя количеством впрыскиваемого топлива с целью насыщения состава топливо-воздушной смеси, требуемой системой управления двигателем для уменьшения расхода топлива, улучшения работы двигателя и сокращения выбросов отработавших газов.

Читайте также:  Датчик скорости man tga

Катушка зажигания.

Угол опережения зажигания управляется блоком зажигания с электронным управлением.

Стандартные значения угла опережения зажигания в зависимости от состояния двигателя хранятся в памяти блока ЕСМ.

Режим работы двигателя (скорость, нагрузка, прогрев и т.д.) определяется различными датчиками.

В блок поступает сигнал выключения тока первичной цепи от блока ЕСМ, исходя из сигналов датчика и данных угла опережения зажигания, активируя катушку зажигания и управляя углом опережения зажигания.

Клапан регулирования подачи масла (OCV).

Клапан OCV представляет собой устройство, которое ускоряет или замедляет открытие или закрытие впускного или выпускного клапана по контрольному сигналу блока ЕСМ в зависимости от нагрузки двигателя.

Датчик кислорода.

Датчик определяет содержание кислорода в отработавших газах и направляет данные в блок ECM.

Его функцией является нагрев наконечника датчика до определенного значения или выше для нормальной работы датчика даже при низкой температуре отработавших газов.

В датчик кислорода встроен нагревательный элемент с возможностью управления.

Датчик детонации.

Этот датчик выдает сигнал детонации (напряжение).

При получении сигнала, блок ЕСМ управляет углом опережения зажигания для оптимизации выходного крутящего момента и расхода топлива, постоянно контролируя уменьшение угла опережения зажигания и увеличивая его при отсутствии детонации.

Электромагнитный клапан продувки адсорбера (PCSV).

Клапан PCSV управляет вакуумным трубопроводом, подсоединенным к бачку адсорбера.

Газ с парами топлива, скапливающийся в бачке, подается в камеру сгорания электромагнитным клапаном продувки адсорбера в соответствии с управлением блока ЕСМ.

Датчик давления хладагента (APT).

Датчик давления преобразует давление хладагента в контуре высокого давления в напряжение электрического сигнала.

С помощью этого сигнала ЕСМ управляет работой вентилятора системы охлаждения с высокой или низкой скоростью.

ЕСМ периодически останавливает компрессор кондиционера для оптимизации работы системы кондиционирования, если температура хладагента в контуре слишком высокая или слишком низкая.

Реле стоп-сигналов.

Оно используется для повышения долговременной надежности выключателя стоп-сигнала.

Выключатель стоп-сигналов.

Блок ЕСМ использует сигнал торможения для определения функциональных неисправностей в системе ЕТС.

Для диагностики выключателя педали тормоза используются два сигнала (аварийный выключатель тормоза и контрольный выключатель тормоза).

Эти два сигнала передают противоположные значения в зависимости от работы тормозов.

Если педаль тормоза не нажата, контрольный выключатель педали тормоза передает значение питающего напряжения, а аварийный выключатель педали тормоза передает значение О В.

Напротив, если педаль тормоза нажата, выводятся противоположные значения.

Сигнал скорости автомобиля.

Передаются данные о скорости автомобиля в блок ЕСМ.

Блок ЕСМ использует эти данные для управления впрыском топлива, углом опережения зажигания, схемой переключения КПП и схемой включения блокировочной муфты гидротрансформатора.

Датчик скорости колеса также используется для определения плохих дорожных условий.

Датчик педали сцепления.

Датчик педали сцепления подсоединен к педали сцепления и передает данные о положении педали сцепления в блок ЕСМ.

Работа педали сцепления определяется сигналом выключателя педали сцепления.

Сигнал позволяет блоку ЕСМ справиться с постоянным изменением режима нагрузки.

Кроме того, сигнал датчика педали сцепления используется для согласования включенной передачи со скоростью автомобиля и оборотами двигателя.

Индикатор “Check Engine”.

Индикатор “Check Engine” загорается при возникновении неисправности различных датчиков, используемых электронной системой управления двигателем или системой контроля выпуска газов, или при обнаружении утечки масла в топливной системе (топливный бак, штуцер топливного фильтра, топливопровод и т.д.) или утечки воды в системе улавливания паров топлива (адсорбер и подсоединенные трубки).

При загорании индикатора “Check Engine”, код неисправности сохраняется в блоке ЕСМ и код неисправности, сохраненный в памяти блока ЕСМ, не стирается даже при выключении двигателя.

Индикатор иммобилайзера.

Иммобилайзер передает данные о статусе системы и результатах идентификации миганием сигнальной лампы иммобилайзера, расположенной в комбинации приборов.

С системой электронного ключа.

Если электронный ключ находится в автомобиле, при нажатии кнопки запуска/ остановки двигателя в положение АСС или ON индикатор загорится примерно на 30 секунд, указывая на возможность запуска двигателя. Если же электронного ключа в автомобиле нет, при нажатии кнопки запуска/остановки двигателя индикатор будет мигать в течение нескольких секунд, напоминая о том, что запуск двигателя невозможен. Если источник питания электронного ключа разряжен, при нажатии кнопки запуска/остановки двигателя индикатор будет мигать и запустить двигатель не удастся. Тем не менее, остается возможным запуск двигателя путем нажатия кнопки запуска/остановки непосредственно электронным ключом. Индикатор также будет мигать, если в системе электронного ключа имеется неисправность какого-либо компонента.

Без системы электронного ключа.

Этот индикатор загорается, когда ключ с передатчиком иммобилайзера вставляется в замок зажигания и переводится в положение ON для запуска двигателя. В этот момент можно запустить двигатель. Индикатор гаснет через примерно 30 секунд. При возникновении неисправности в системе иммобилайзера или идентификации, сигнальная лампа мигает после включения зажигания.

Самодиагностика.

Блок ЕСМ обменивается сигналами с компонентами системы управления двигателем (датчиками и приводами) постоянно или прерывисто. Если аномальный сигнал генерируется в течение определенного периода времени, ЕСМ определяет это как неисправность и сохраняет соответствующий код ошибки. Затем он посылает сигнал неисправности на выходной контакт диагностического разъема. Код неисправности копируется аккумуляторной батареей во избежание его стирания при выключении замка зажигания.

Тем не менее, он стирается при отсоединении клеммы аккумуляторной батареи или разъема блока ЕСМ.

Источник

Adblock
detector