АКПП Toyota / Aisin U140, U140E, U140F, U240, U240E, U241, U241E -340-
4-х скоростные АКПП U140E , U240 , U241 и все семейство этих трансмиссий от Aisin Co является самым популярным и самым массовым в ремонте. Конструкция U140E строилась с перспективой расширения до 5-ти скоростей (для чего в конструкцию ввели дополнительный (третий) планетарный ряд Underdrive.)
Пилотная U140E была выпущена в 1998 г. для Лексуса RX330 (под айсиновским именем AW90-40LS) с двигателем 2.4 л. Первый же год эксплуатации дал положительные отзывы и на следующий год 90-40LS (U140) опробовали уже на Лексус ES300 с 6-ти цилиндровым 3-х литровым двигателем.
А с 2000-го года вышла усиленная модификация U240 (для Лексуса — 91-40LS) и началось массовая установка U140\ U240 на весь ряд популярных машин Тойоты для японского рынка (Caldina, Harrier, Highlander итд.)
Модификация для полноприводных авто (4WD — FullWeelDrive) носит литеру F — U140F. Но с 3-х литровыми моторами эта серия не пошла и ее вскоре (в 2003-м) заменили на более надежные и современные пятиступки U250. А с моторами до 2.5 литров U140 стала неубиваемой.
U241E (U240E) успешно и надежно работают с 2000 года на переднеприводных (и полно-приводных) автомобилях среднего класса с двигателями от 2 до 3-х литров. Это — популярные Camry, RAV4, Avensis, Highlander, Celica, итд (полный список — внизу). U241 несколько усилена по сравнению с U240E (усилены некоторые узлы «железа» — насоса, осей, барабанов, планет) чтобы уверенно передавать чуть больший момент. Разница между близнецами — в пакете Underdrive, самом нагруженном (справа).
Конструкция этих автоматов настолько надежна и современна, даже имея ненужное ослабляющее звено в виде третьей планеты, автоматы U240-241 до сих пор устанавливаются в самой Японии на мегапопулярные Короллы, Камри и RAV4. ( полный список — внизу )
Kогда «детские болезни» U140 были изучены и излечены, Айсин в 2001-м выпустила на этой конструктивной базе более комфортную 5-ступенчатую семью АКПП: U150- U250 .
Замена масла
Самый популярный сервис U140 \U241 — смена масла и фильтра (№ 340010 ) с прокладкой поддона.
До 2004-2005 годов Тойота-Лексус применяли масло T-IV, потом Тойота постепенно стала переводить все АКПП на синтетическое «несменяемое» масло WS с соответствующими изменениями программ управления электроники. А с новыми гидроблоками 2006 года рекомендуется применять только WS. Нужно ли менять «несменяемое» масло АКПП и когда это стоит делать — здесь.
Самые продаваемые Прокладки поддона — пробковые № 340300 .
Фильтр — одноразовый с фетровой двойной мембраной, на 100% выполняет свои функции первые 150-180 ткм, # 340010 . Но желательно менять его с каждой второй сменой масла. И по мере старения трансмиссии, когда изношенные узлы начинают интенсивно «пачкать» масло — с каждой сменой масла.
Кстати, если масло ATF становится непрозрачным уже после 20-30 ткм пробега, то это — один из признаков того, что пришло время для диагностики и плановой переборки коробки, гидротрансформатора ( 340001 ) и замены расходников.
Типичные неисправности U240\U141
Подобрать ремкомплекты — нажми клавишу слева.
Для полной переборки U140, U241E часто заказывают полный комплект расходников — Мастеркит № 340007 .
С Мастеркитом обычно меняют: фильтр, втулку насоса 330034 и поршни Директ и Андедрайв 340960 и 340965 . Вскрытие может показать необходимость замены планетарного ряда Output, реже — задней крышки с барабаном Direct, масляного насоса.
Из Ремкомплектов прокладок и сальников мастера заказывают только неоригинальные Оверолы. В основном берут АТОК, реже — Пресижн: — № 340002 .
Ф рикционы U140, U241E всем комплектом — № 340003 меняют всегда, если машина пришла в ремонт с горелым маслом . Фрикционы, пропитанные горелым маслом, значительно меняют свои характеристики, хуже отводят тепло, включаются с толчками, что неумолимо приближает «большой» капремонт.
«Железо» Айсин всегда отличалось неприхотливостью и надежностью и автомат семейства U140 — U240 можно встретить с пробегом в миллион км всего с одним капремонтом.
Слабые места железа АКПП серии U140, U241E:
В группе риска находятся машины с 3-х литровыми двигателями, у которых «железо» нагружено до предела и срок первых капремонтов водитель может приблизить даже раньше 300 ткм. У них обычно первым требует ремонта гидротрансформатор — 340001 .
Первым делаом при вскрытии проверяют — Планетарный Ряд Передний, (Output Planet) № 340582 . (справа)
Как правило, от предельных нагрузок разбиваются оси шестерен-сателлитов. В результате уменьшается пятно контакта между шестернями-сателлитами и солнечной шестерни ( 340612 ), что приводит к ускоренному разрушению «зубов».
Причина обычная для всех авто с мощным (3л) двигателем — Передний планетарный ряд первым не выдерживает высокого крутящего момента в условиях недостатка масла.
Если на магнитах поддона есть ежики стружки — это скорее всего передний планетарный ряд. Если обнаружены крошки крупнее 1 мм — знак, что началась цепная реакция разрушения шестерен, когда изношенный планетарный ряд начинает убивать насос и другие планеты.
При этом обязательно меняют тефлоновые уплотнительные кольца ( 340199 ) и прокладку насоса ( 340320 )
Вместе с сателлитами п ланеты 340582 зеркально разбивается и солнечная шестерня ( 340612 ).
С ними вместе меняют и подшипник ( 340238 ). Если машину с такой неисправностью продолжали эксплуатировать дальше, то процесс разрушения идет дальше: крошками металла разбивает и Коронную шестерню планеты ( 340592 ).
На следующем этапе разрушений, осколками раскрошившегося металла переднего планетарного ряда разбивает — Задний Планетарный Ряд U140, 340584 .
С ним вместе меняют: Барабан-Ракушка (Шелл) ( 340624 ). (Output Planet).
Также в цепочку повреждений, следующей за задней планетой иногда попадает:
— Ступица под фрикционы (Hub), 340576 .
Или солнечная шестерня на барабане 340575 . Все зависит от того — куда занесет маслом металлические крошки.
Задняя Крышка 340759 , — второе «слабое звено» — головная боль Айсин: она в конструкции U140-240 выполняет роль суппорта.
Эта проблема характерна для мощных двигателей как RAV-4, так и для Camry, Lexus RX300. И в большей части для выпусков последних лет, где компьютер (в погоне за характеристиками ДСГ) позволяет водителю нагружать трансмиссию до предела.
Многие машины приходят в сервис с задней крышкой, разбитой клинящим тефлоновым кольцом ( 340179AT ). От потери давления масла через этот узел, начинают проскальзывать и гореть фрикционы пакета сцепления Директ.
Этот узел долго искал своего решения, так как мягкий сплав крышки не выдерживал предельных боковых нагрузок. Практически ежегодно с 1999 года конструкция (и материал) задней крышки для тяжелых авто совершенствовалась и сейчас на рынке существует несколько модификаций крышек — 340759 .
Проблема связана со значительной изгибающей нагрузкой, передаваемой на вал барабана Директ от дифференциала (№340720) при агрессивной езде (высоких крутящих моментах) и дополнительно провоцируется грязным маслом. Водителю надо понимать замысел конструкторов, предложивших 3 варианта коробок: 4-х, 5-ти (U150) и 6-ти (U660) ступенчатых. Если «неубиваемая» 4-х ступенчатая АКПП рассчитана на спокойный стиль вождения, то чтобы почувствовать себя «шумахером» за свои деньги — выпускается 6-ти ступенчатый автомат U660 .
Замену фрикционов и стальных дисков в пакете Direct по статистике производят в 3-4 раза чаще, чем в остальных. В типичный заказ входят фрикционы Директ — 340106 и стальные диски 340126 . В половине случаев к ним заказывают еще второй по нагруженности пакет — Форвард № 340108 (фрикционы) со стальными дисками 340128 .
Часто причина как и упомянуто выше — компрессионное тефлоновое кольцо ( 340179AT ) симметрично разбивает кроме крышки и посадочное место Барабана (Direct) -# 340555 ( справа ).
Что и является причиной ухода давления из пакета, недостаточного прижимания фрикционов и выгорания всего пакета Директ. Поэтому при первых же признаках пробуксовки пакета Директ ( стол-тест ) стоит не дожидаясь фатальных последствий для Барабана или Задней крышки менять кольца и другие расходники, чтобы не доводить дело до замены железа — крышки и барабана.
И стоит иметь ввиду, что настройки компьютера на тяжелых машинах часто позволяют нагружать ее свыше предельного крутящего момента.
Еще одна популярная замена в этом же пакете сцепления Директ:
— Поршень обрезиненный с держателем, (Direct Clutch) 340965AK .
Резина ускоренно стареет, не выдерживаея повышенной температуры, работы всухую и с вибрациями.
Одна из частых замен, связанных с долгой эксплуатацией с грязным маслом и недостатком масла или с разбитой планетой:
— замена втулки насоса 330034 .
А если водитель долго эксплуатировал АКПП с подтекающим сальником насоса 340070 то заказывают и Масляный насос 340510 .(справа)
С разбитой втулкой насоса всегда ремонтируют гидротрансформатор — 340001 .
Для капремонта возрастных автоматов также часто меняют:
— Поршень, Piston U240/ U241 Underdrive Clutch#1 в комплекте с с ретейнером (обрезиненный) — 340960AK
Типичная «детская болезнь» Электронных Блоков Управления от Фуджитсу первых лет (Engine Control Unit — ECU) — 340450 . Непропайка контактов, из-за чего непредсказуемо горели пакеты, скачет давление. Ремонт блока несложен, недорог и надежно решает эту фабричную недоделку без демонтажа коробки.
Проблема встречалась как детская болезнь в основном на RAV4 первых лет выпуска.
Практически при каждом приходе в ремонт не обходится без профилактической замены Сальника-манжеты насоса — 340070 слева.
И — Сальника левой полуоси со стороны корпуса (нар. диаметр 80.26мм) 340077 .
Сальники полуоси пр\лев. различаются для U240 — U140Е — U246 — 141F.
Если на возрастной машине начинают течь сальники при прочей нормальной работе коробки — сигнал, что наступило время для самого недорогого планового капремонта.