Меню

Датчик температуры трансмиссионного масла

Зачем нужен датчик температуры АКПП?

Стабильность работы и ресурс эксплуатации любой автоматической коробки передач зависит от состояния трансмиссионной жидкости. В этой статье вы узнаете, как работает датчик температуры АКПП и чем опасен его выход из строя?

Как работает датчик температуры АКПП: коротко о важном

Трансмиссионная жидкость в гидромеханической или преселективной коробки передач выполняет исполнительную, охлаждающую и смазывающую функции. Именно масло в коробке, подаваемое под давлением через маслонасос в гидравлические магистрали позволяет передать крутящий момент с двигателя на гидротрансформатор и планетарный ряд передач, а также смазать и снизить рабочую температуру комплектующих АКПП.

Критическое увеличение температуры трансмиссионной жидкости негативно сказывается на состоянии всех узлов АКПП и ускоряет износ всего агрегата – датчик температуры АКПП позволяет своевременно отследить перегрев трансмиссии и предупредить водителя об наличии неисправности.

Датчик температуры АКПП состоит из термочувствительного элемента, по строению схожим с термостатом – при нагревании элемент расширяется, вследствие чего замыкается контакт электроцепи, передающий электронному блоку управления информацию о возможном перегреве трансмиссии. ЭБУ в свою очередь усиливает давление рабочей жидкости на охлаждающий контур, ведущий к радиатору охлаждения или при необходимости переводит коробку в режим аварийной эксплуатации.

В современных моделях АКПП переключение трансмиссии в аварийным режим позволяет полностью устранить риск повреждения комплектующих коробки из-за перегрева, а также максимально быстро снизить температуру рабочей жидкости. Тем не менее при загорании ошибки о перегреве АКПП рекомендуется прекратить движение на авто и принять профилактические меры.

Неисправный датчик температуры АКПП: почему выходит из строя и чем это чревато?

Датчик расположен в картере трансмиссии, где находится наибольший объем масла, что позволяет увеличить точность изменения температуры. Однако данные, передаваемые датчиком температуры на ЭБУ АКПП не всегда являются корректными – основными причинами неисправности данного узла трансмиссии считаются:

  • Критически низкий или завышенный уровень масла в АКПП.
  • Засоренный масляный фильтр.
  • Переизбыток фрикционной пыли в трансмиссионной жидкости.
  • Налипание сажи и нагара на термочувствительную поверхность датчика.
  • Обрыв электроцепи контрольного элемента.

Также причинами проблемной работы датчика температуры масла в АКПП может быть нестабильная работа ЭБУ, вызванная программной или физической неисправностью в блоке.

Помните! Нагрев трансмиссионной жидкости до температуры в 100 градусов уже считается перегревом, который может спровоцировать:

  • Изменение химического состава масла в АКПП.
  • Перегрев и ускоренный износ фрикционных пакетов.
  • Повреждение гидротрансформатора или планетарного ряда передач.
  • Выход из строя маслонасоса АКПП или разрыв гидравлических магистралей.
  • Перегрев и выход из строя электронного блока управления и контрольных датчиков.
  • Засорение соленоидов и гидроблока стружкой сгоревших фрикционов.

Ущерб, наносимый коробке передач, равно пропорционален времени эксплуатации трансмиссии в перегретом состоянии. Оперативная диагностика, а также проведение ремонта и внепланового ТО позволит устранить причины перегрева и продлить срок эксплуатации трансмиссии.

Источник

Рабочая температура масла в АКПП: причины, симптомы и последствия перегрева коробки

Срок службы автоматической трансмиссии превысит 300 000 км, если регулярно ухаживать за узлом и контролировать такой показатель, как рабочая температура АКПП. Игнорирование высоких значений приводит к аварии автомобиля, ремонту или полной замене коробки. Зная причины повышения температуры, можно предотвратить появление неисправности, и обезопасить управление.

Нормальная температура АКПП

Степень нагрева «классической» коробки связана с качеством рабочей жидкости ATF — трансмиссионного масла в автомате.

В отличие от моторного оно выполняет больше функций:

  1. Смазывает узел.
  2. Охлаждает зоны трения.
  3. Защищает конструкцию от коррозии.
  4. Создает рабочее давление для сжатия фрикционов, которые переключают передачу.
  5. Передает крутящий момент от двигателя к колесам через гидротрансформатор, т.е. работает сцеплением в АКПП.
Читайте также:  Замена датчика положения распредвала рено флюенс

При высоких рабочих нагрузках двигателя ATF нагревается до 150℃ и быстро изнашивается. Для предотвращения перегрева масло АКПП проходит через контур охлаждения, который понижает его рабочую температуру до нормы 75—95℃.

Показатель рабочей температуры масла в АКПП можно отследить на приборной панели автомобиля или с помощью программы Torque Pro и адаптера ELM327. Сканер подключают к диагностическому разъему бортового компьютера и получают данные в приложении по Bluetooth, Wi-Fi или USB в зависимости от модели.

Причины перегрева

Главные проблемы, ведущие к повышению рабочей температуры — стиль вождения и качество ухода за автомобилем.

Перегрев АКПП свыше 95℃ наблюдается при:

  • толкании в заторах;
  • движении в жарком климате;
  • буксовке на высоких оборотах;
  • буксировке прицепа или автомобиля;
  • подъеме в гору.

Если рабочая температура АКПП повышается при вождении без нагрузки, то причины могут быть следующие:

  • загрязнен основной радиатор охлаждения;
  • забит радиатор АКПП;
  • уровень масла ниже или выше нормы;
  • давно не меняли или залили неподходящую жидкость.

Проблемы радиатора

Охлаждающая способность радиатора в жару и в пробке снижается, поскольку поток воздуха для обдува слишком слаб. Кроме того, соты теплообменника постоянно засоряются мусором, прилетающим извне: пухом, насекомыми, пылью. В итоге радиатор не рассеивает тепло автомобиля в полной мере, и рабочая температура повышается.

Контур охлаждения АКПП встроен в радиатор двигателя. С учетом того, что в основном теплообменнике антифриз может нагреваться до 100℃, то радиатор автомата не сможет охладить ATF до требуемой нормы рабочей температуры.

Повышенные нагрузки

Автоматическое переключение передач при долгой буксовке приводит к высоким перегрузкам системы: в погоне за передачей большого крутящего момента рабочая температура масла в гидротрансформаторе быстро растет.

Количество масла

При нехватке ATF насос подхватывает воздух. Полученная масляно-воздушная эмульсия имеет низкую теплоемкость, легко сжимается, качество смазки падает. Из-за высокого трения рабочая температура АКПП начинает расти.

Если жидкость в избытке, то на высоких скоростях она вспенивается, увеличивается в объеме и выплескивается наружу. В итоге уровень масла снижается и происходит ситуация, описанная выше.

Качество ATF

Производители регламентируют проводить частичную или аппаратную замену жидкости АКПП каждые 60 000 км. Учитывая смену времен года, качество дорог и стиль вождения, периодичность замены масла нужно сократить до 30—40000 км.

Что произойдет, если игнорировать рекомендации: за 100 000 км пробега масло насытится шлаками и металлической стружкой, потеряет свои свойства, и узел перестанет работать в нормальном режиме.

Симптомы перегрева

О превышение нормы рабочей температуры АКПП подскажет лампочка перегрева или падения давления уровня жидкости на панели бортового компьютера. Если же цвет индикатора масла не горит красным, то состояние АКПП может выдать ее поведение. Для лучшего понимания связи симптомов и причин их появления информация сведена в таблицу.

Толчки при переключении передачи Нагретое масло, загрязненное продуктами износа, забивает соленоиды и тонкие каналы гидроблока, что приводит к падению давления. Фрикционные диски перестают сжиматься, буксуют друг об друга, что и приводит к жесткой работе коробки. Передачи переключаются с задержкой Повышенная передача сбрасывается на пониженную Запах горелого масла ATF начала пригорать.

Что делать, если масло в коробке перегрелось

Оказание «скорой помощи» при появлении признаков повышения рабочей температуры поможет сохранить работоспособность агрегата.

Мигает значок AT или A\T Oil Temp во время движения

В этом случае нужно снизить скорость и дождаться, пока АКПП не охладится до нормальной рабочей температуры, а лампочка не погаснет.

Промыть радиаторы охлаждения

Чистить теплообменники снаружи рекомендуется не реже 1 раза в год. Грязь смывают струями воды под напором или мини-мойкой, главное, не повредить соты высоким давлением. Для большей эффективности используют автошампуни.

Читайте также:  Датчики уровня в пожарном резервуаре

Поменять масло в АКПП

Уровень и качество масла проверяют при работающем двигателе и установке селектора в положение «Р», предварительно проехав 10—20 км. Верхние метки на щупе с надписью «Hot» соответствуют правильному уровню ATF.

Трансмиссионное масло АКПП отличается от других жидкостей красным или светло-желтым цветом. При проверке щупом красный цвет говорит о хорошем состоянии масла. Усиление оттенка до темного указывает на уровень загрязнения и износа. Черный — сигнализирует о старении и непригодности.

Заменить масло можно полностью аппаратом или частично даже в необслуживаемых коробках. При частичной замене снимают и моют поддон, сливают до 50% жидкости, меняют масляный фильтр, устанавливают поддон и заливают свежее масло в количестве слитого. Процедуру повторяют 2—3 раза.

Если ATF недавно меняли на другую марку, возможно, что она не подходит по степени вязкости и не справляется с рабочими температурами трансмиссии. Посмотреть рекомендации производителя по выбору состава можно на щупе АКПП, на таблице под капотом и в инструкции.

Если ни один из вариантов не помог, и рабочая температура не опускается до нормы 75—95℃, нужно провести диагностику автомобиля.

Последствия перегрева

Вследствие износа рабочего тела и повышения рабочей температуры, крутящий момент теряет эффективность, снижая динамические свойства автомобиля. Например, при обгоне водитель неистово жмет педаль газа, но из-за медленной работы трансмиссии маневр затормозится, пока автомобиль не наберет нужные обороты для ускорения.

Воздействие на конструкцию

Эксплуатация коробки при рабочей температуре выше 95℃ приводит к быстрому износу компонентов АКПП. Трансмиссионная жидкость теряет свои свойства при температуре 120—130℃, становится менее вязкой. Фрикционная пыль и другие продукты износа быстро осаждают каналы трубопроводов, детали и радиатор. Смазка подшипников, зубчатых передач и валов происходит неэффективно. Трение возрастает. Узел работает неправильно, приближая срок проведения капремонта или замены АКПП.

Современные конструкции гидроблоков и соленоидов имеют пластиковые корпуса и втулки. Без смазки в условиях повышенной температуры эти части плавятся. Элемент выходит из строя. Помимо этого, около соленоидов проходит проводка датчиков АКПП, которая также повреждается от высокой температуры.

Как избежать перегрева масла в АКПП

Увеличить контур охлаждения. Установка дополнительного радиатора АКПП поможет избежать повышения рабочей температуры, и продлить жизнь автомату. В автомобилях, где радиатор АКПП встроен в основной охладитель, дополнительную секцию врезают в общий контур и монтируют с внешней стороны радиатора.

Выбор размера теплообменника должен быть обоснован. Слишком большой окажется затратным по содержанию, в то время как маленький не поможет регулировать рабочую температуру.

Производители радиаторов рекомендуют придерживаться таких расчетов:

  • для легковых машин с объемом двигателя до 2.0 л — 4-рядная конструкция;
  • автомобилям с прицепом и двигателем до 3.0 л — 6-рядный;
  • более мощным машинам — 8-рядный.

Изначально контур охлаждения проектируется под конкретную тепловую мощность, а установка дополнительного радиатора нарушает баланс теплообмена, т.е. зимой потребуется больше времени на прогревание АКПП. Чтобы решить эту проблему, на пути к дополнительному теплообменнику устанавливают термостаты. Система сможет подключать охладитель автоматически при достижении порога опасной рабочей температуры масла АКПП.

Если радиатор трансмиссии монтирован на основной, то прежде чем устанавливать дополнительную конструкцию, нужно проверить состояние имеющихся. Возможно, достаточно их почистить или заменить.

Заботиться об автомобиле

Замена ATF каждые 40—60 000 км поможет избежать опасностей, вызванных повышением рабочей температуры. Регламент обслуживания зависит от марки автомобиля. Так, 6-ступенчатые АКПП производства ZF установлены на BMW и Range Rover. BMW называет свою коробку необслуживаемой, а Range Rover рекомендует обновлять смазку каждые 60 000 км.

Читайте также:  Инерциальный датчик mpu 6000

Источник

Датчик температуры АКПП

Автоматическая трансмиссия представляет собой достаточно сложно устроенный технический узел. Он включает в себя несколько сотен составляющих, которые взаимодействуют друг с другом и обеспечивают ровный и комфортный разгон машины в различных ездовых режимах. Одним из таких элементов является датчик температуры масла АКПП. О том, зачем он нужен и как он работает, читайте в этой статье.

Строгая необходимость

Коробка-автомат устроена таким образом, что практически все манипуляции в ней происходят при помощи масла, нагнетаемого под давлением. Нагнетает давление специальный масляный насос, который по своему строению и устройству напоминает помпу охлаждения двигателя и работает аналогично.

Масло циркулирует с невероятной скоростью. Чтобы хотя бы примерно представить, какова эта скорость, необходимо открыть кран с водой и в воображении увеличить давление и напор этой воды в несколько десятков раз.

У неопытного автомобилиста, да и вообще человека, который не ремонтирует коробки-автомат самостоятельно, возникнет закономерный вопрос: зачем же нужно столь высокое давление, и почему оно так полезно при работе коробки-автомат?

На самом деле все движения фрикционов, которые по принципу работы походят на шестеренчатые валы механических трансмиссий, осуществляются именно за счет мощной струи масла. Это масло проходит по системе автоматически перекрывающихся каналов, называемых соленоидами. В зависимости от того, какой путь для масла предоставляет соленоид, фрикционы под напором передвигаются таким образом, что в итоге из них образуются пакеты, определенным образом соединяющие двигатель и колеса.

При работе коробки-автомат масло нагревается неизбежно: это вызвано одновременно большим давлением в масляных каналах и сильным трением, достигаемым при соединении фрикционов и их синхронном движении. Датчик температуры позволяет блоку управления коробкой-автомат получать данные о том, в каком состоянии находится техническая жидкость в картере и насколько работоспособен весь функциональный блок.

Как это работает?

Вообще говоря, смысл той роли, которую выполняет температурный датчик коробки-автомат, достаточно прозрачен. Если по каким-либо причинам температура жидкости превышает запрограммированный порог, то блок управления принимает цепочку решений. Эти решения направлены на информирование водителя о том, что возникла проблема, и выработку действий по восстановлению работоспособности коробки-автомат и ее реабилитации.

К примеру, на большинстве автомобилей приборная панель оборудуется индикатором перегрева коробки-автомат. Как только датчик срабатывает и дает сигнал блоку управления, тот выводит информацию на панель приборов, и водитель уже понимает, что что-то пошло не так.

На наиболее современных моделях трансмиссий реализован специальный алгоритм, который в экстренных случаях позволяет привести трансмиссию в состояние нормы. К примеру, передачи начинают переключаться более плавно, а максимальная скорость машины снижается. Вдобавок ко всему режим работы двигателя становится таким, чтобы трансмиссия не подвергалась чрезмерным нагрузкам.

Для многих остается непонятным, где располагается такой датчик, и как он выглядит. На вид такое устройство представляет собой небольшой металлический цилиндр. Этот цилиндр имеет на выходе несколько проводов, которые подсоединяются к источнику питания и блоку управления, а вернее, его входным радиоканалам. Устройство находится в картере трансмиссии — там располагается наибольшее количество масла, и контролировать его температуру таким образом намного проще и рациональнее.

Резюме

Современные коробки-автомат в обязательном порядке оборудуются столь полезным устройством, как датчик температуры масла АКПП. Благодаря этому, многократно снижается риск вывести трансмиссию из строя, а срок службы всех функциональных элементов увеличивается в разы.

Источник

Adblock
detector