Меню

Датчик заряда аккумулятора урал 4320

Датчик заряда аккумулятора урал 4320

Регулятор напряжения автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31

Бесконтактный регулятор напряжения с тремя уровнями настройки служит для поддержания постоянства напряжения в электрической сети автомобиля. Он представляет собой электронный прибор на полупроводниковых элементах.

Напряжение настраивайте переключателем, расположенным на передней

крышке регулятора (рис. 90). Положение рычажка переключателя соответствует напряжениям: горизонтальное правое (среднее), горизонтальное левое (максимальное), вертикальное (минимальное).

Рис. 90. Регулятор напряжения:

1 —корпус; 2 — переключатель; 3,4,5 — клеммы

Маркировка уровней напряжения расположена на передней крышке регулятора. Регулятор выпускается с завода со средним уровнем настройки.

Если температура окружающей среды установилась 0 °С и ниже, переведите рычажок переключателя в положение «МАКС» для предотвращения недозаряда аккумуляторных батарей. При температуре 0 °С и выше рычажок переведите в положение «МИН» для предотвращения выкипания электролита. При недозаряде батарей или при выкипании электролита рычажок установите в положение «СР».

Во избежание выхода из строя регулятора напряжения не замыкайте выводы « + » и «Ш» между собой. Провода подсоединяйте согласно маркировке, указанной на генераторе и регуляторе.

При необходимости проверки регулируемого напряжения на автомобиле:

— подключите вольтметр класса точности не ниже 0,5 со шкалой 0-30 В между клеммой « + » и корпусом регулятора;

— запустите двигатель автомобиля, установите среднюю частоту вращения коленчатого вала;

— включите в качестве нагрузки дальний свет фар и зафиксируйте регулируемое напряжение по показанию вольтметра.

Напряжение, поддерживаемое регулятором при 15-35 °С, должно быть 26,5-27,9 В на минимальном уровне, 28,1-28,7 В на среднем уровне, 28,7-30,1 В на максимальном уровне настройки.

При проверке на стенде (рис. 91) частота вращения ротора генератора, при которой проверяется регулируемое напряжение, должна быть 3500 мин-1, а ток нагрузки — 18 А. Если напряжение выходит за пределы технических данных, регулятор замените.



Рис. 91. Схема соединения регулятора напряжения и генератора при проверке регулируемого напряжения на стенде:

1 —генератор; 2 — выключатель зажигания; 3 — регулятор напряжения; 4 —указатель тока; 5 —батарея аккумуляторная; 6 —вольтметр; 7 — нагрузка; 8 — выключатель «массы»

Источник

Датчик заряда аккумулятора урал 4320

Библиографическая ссылка на статью:
// Современная техника и технологии. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2012/03/310 (дата обращения: 21.11.2021).

канд. техн. наук Гумелёв В.Ю.,

канд. техн. наук Картуков А.Г.,

Автомобиль Урал-4320-31 – одна из основных марок военной автомобильной техники (ВАТ), используемой в Вооружённых Силах РФ.

Готовность к использованию автомобилей в значительной мере определяется техническим состоянием электрооборудования, и в первую очередь системой электроснабжения. Система электроснабжения включает в себя источники электрической энергии: основной – генераторная установка; дополнительный – аккумуляторные батареи. Генератор должен при работающем двигателе обеспечить электроснабжения приемников электроэнергии автомобиля и заряд аккумуляторных батарей. Реле-регулятор состоит из одного регулирующего элемента – регулятора напряжения.

Генератор с регулятором напряжения образует генераторную установку. На автомобиле Урал-4320-31 устанавливаются генератор 1702.3771 или Г 288Е [1]. Бесконтактный регулятор напряжения 2712.3702 служит для поддержания постоянства напряжения в электрической сети автомобиля. Он представляет собой электронный прибор на 3-х кремниевых транзисторах, неэкранированный, пылебрызгозащищенный. Регулятор напряжения установлен под капотом автомобиля УРАЛ-4320-31 на передней панели кабины.

Проверку приборов генераторной установки и ее цепей можно провести простейшими способами в соответствии с предложенной ниже методикой.

Общая проверка генераторной установки проводится по указателю тока автомобиля. Если стрелка указателя тока показывает разряд, то необходимо проверить зарядную цепь и цепь обмотки возбуждения генератора, работу генератора и регулятора напряжения. Проверка работы генераторной установки по показанию указателя тока. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 2000мин -1 и включенном дальнем свете фар указатель тока должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере заряда аккумуляторных батарей [1].

При исправных и полностью заряженных аккумуляторных батареях, исправном генераторе и правильно выбранном уровне регулируемого напряжения стрелка указателя тока должна показывать небольшой зарядный ток или находиться на отметке «0». Если стрелка указателя тока показывает разряд, то необходимо проверить зарядную цепь и цепь обмотки возбуждения генератора, работу генератора и регулятора напряжения.

Читайте также:  Датчики мицубиси спейс раннер

При проверке может наблюдаться большое колебание стрелки указателя тока. Одновременно также имеет место большое колебание стрелки тахометра, так как его датчиком является генератор автомобиля (переменный ток подается на тахометр с вывода фазы генератора «W»).

Причины такого колебания стрелок приборов следующие:

– замасливание контактных колец и зависание щеток генератора (при вибрации во время работы двигателя автомобиля контакт между щетками и контактными кольцами ротора периодически нарушается и восстанавливается);

– неплотное соединение наконечников проводов в цепях зарядного тока и возбуждения генератора;

– слабое натяжение ремней привода или попадание на них охлаждающей жидкости или горюче-смазочных материалов, что приводит к пробуксовке ремней и, как результат, к неравномерной частоте вращения ротора генератора.

Причины большого колебания стрелки указателя тока при работе двигателя необходимо определить и устранить.

При проверке работы генератора по показанию указателя тока стрелка указателя может постоянно показывать зарядный ток. Причины этого следующие:

– величина зарядного тока не возрастает при увеличении частоты вращения коленчатого вала (это значит, что имеет место неисправность аккумуляторных батарей
возможно короткое замыкание внутри одного или двух аккумуляторов или батареи сильно разряжены; в этом случае при включении помимо фар других приемников электрической энергии, сила зарядного тока резко уменьшится или указатель тока покажет разрядный ток);

– величина зарядного тока возрастает при увеличении частоты вращения коленчатого вала (это значит, что регулятор напряжения не ограничивает напряжение генератора; возможно также замыкание на корпус провода от вывода «Ш» щеткодержателя генератора к выводу «Ш» регулятора напряжения).

Причины того, что стрелка указателя ток постоянно показывает зарядный ток необходимо определить и устранить.

Ряд проверок можно выполнить с помощью контрольной лампы, представленной на рисунке 1. Ее легко изготовить в условиях практически любого войскового подразделения.

1 – патрон с лампой на 24 В; 2 – провода с зажимами для подключения к проводам цепей электрооборудования

Рисунок 1 – Контрольная лампа для проверки

Проверка зарядной цепи. Включить выключатель аккумуляторных батарей, двигатель не пускать, провод от вывода «+» генератора не отсоединять. Подсоединить один вывод контрольной лампы к выводу «+» генератора, другой – к корпусу генератора (к клемме «») в соответствии с рисунком 2 а. Если контрольная лампа загорелась, то зарядная цепь исправна. Если контрольная лампа не горит, то зарядная цепь неисправна. Неисправность необходимо найти и устранить.

Проверка цепи обмотки возбуждения. Включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в фиксированное положение «I». Двигатель не пускать. В соответствии с рисунком 2 б поднести к задней крышке генератора ключ 8х10 или 10х12. Если ключ притягивается к генератору, то цепь обмотки возбуждения генератора исправна. Если не притягивается, то зарядная цепь неисправна [1]. Неисправность необходимо найти и устранить.


а – проверка зарядной цепи генератора; б – проверка цепи обмотки возбуждения генератора

Рисунок 2 – Проверка электрических цепей генераторной установки

Проверка цепей генераторной установки на обрыв провода. В случае неисправности электрических цепей генераторной установки необходимо найти обрыв. Для этого следует включить выключатель аккумуляторных батарей и выключатель стартера и приборов в фиксированное положение «I». Двигатель не пускать и подключать контрольную лампу к отдельным участкам цепи, начиная от аккумуляторных батарей и далее последовательно по цепи в соответствии с рисунком 3.

HL1 – HL6 – последовательность подключения контрольной лампы при проверки зарядной цепи; HL7 – HL14 – последовательность подключения контрольной лампы при проверки цепи обмотки возбуждения

1 – генератор; 2 – регулятор напряжения; 3 – реле отключения регулятора напряжения;
4 – указатель тока; 5 – выключатель стартера и приборов; 6 – стартер; 7 – выключатель аккумуляторных батарей; 8 – аккумуляторные батареи 9 – реле стартера; 10 – предохранитель биметаллический

Читайте также:  Датчик дождя где находится у ниссана кашкая

Рисунок 3 – Последовательность подключения контрольной лампы

при проверке зарядной цепи и цепи обмотки возбуждения генератора

На рисунке 4 представлена контрольная лампа с наконечниками для подключения к проводам цепей электрооборудования.

При проверке на обрыв провода один наконечник контрольной лампы, в соответствии с рисунком 4 а, подключается к его разъему, другой – к корпусу (к «массе» автомобиля). Место подключения наконечника контрольной лампы к корпусу должно быть без коррозии и защитного покрытия (краски и т.п.) для обеспечения надежного электрического контакта.

На том участке цепи, где при подключении к разъему провода контрольная лампа не загорится, имеется обрыв провода до его разъема. Неисправность необходимо устранить заменой провода или устранением его обрыва. В месте обрыва провода должны быть надежно соединены пайкой и изолированы от контакта с корпусом при помощи изоляционной ленты.

Небрежное соединение проводов в виде скрутки и ненадежная изоляция их соединения может привести к короткому замыканию проводов на корпус и возгоранию в результате этого автомобиля.


а – проверка провода на обрыв на участке цепи; б – проверка исправности контактов реле отключения обмотки возбуждения генератора

1 – контрольная лампа; 2 – корпус автомобиля; 3 – разъем; 4 – реле отключения регулятора напряжения

Рисунок 4 – Проверка цепей генераторной установки с помощью

На рисунке 4 б представлена проверка исправности нормально замкнутых контактов реле (реле 901.3747) отключения регулятора напряжения, которые включены последовательно цепь между выводами «ВК» выключателя стартера и приборов и выводом «+» регулятора напряжения (реле отключения регулятора напряжения входит в состав ЭФУ). К штекерному разъему реле подключено пять проводов, из них к контактам реле подключены синий (от вывода «ВК» выключателя стартера и приборов) и оранжевый (к выводу «+» регулятора напряжения). Два красных провода большего сечения подключены к приборам ЭФУ, а желтый провод соединен с корпусом. Контрольная лампа сначала подключается к наконечнику синего провода, а затем, если лампа горит, то лампа подключается к клемме реле, подсоединенной к оранжевому проводу. Провода при этом не отсоединяют от штекерного разъема.

Если контрольная лампа не горит при первом подключении, то имеется обрыв провода в цепи до контактов реле отключения регулятора напряжения. Обрыв необходимо устранить. При исправных контактах реле контрольная лампа при втором подключении горит. Если лампа не горит, то неисправны контакты реле. Реле необходимо заменить или соединить между собой напрямую синий и оранжевый провода. Следует помнить, что до подключения исправного реле пользоваться электрофакельным устройством (ЭФУ) нельзя.

Внешний вид реле и его установка на автомобиле представлены на рисунке 5. Реле установлено на передней панели кабины автомобиля под капотом.


а – реле отключения регулятора напряжения; б – установка и подключение реле

На рисунке 6 представлена проверка исправности выключателя стартера и приборов с помощью контрольной лампы. Выключатель, внешний вид которого представлен на рисунке 7 а, имеет четыре положения: «0», «I», «II» и «III».

1 – выключатель стартера и приборов; 2 – зажим «-»контрольной лампы; 3 – зажим «+»контрольной лампы и вывод «ВК» выключателя стартера и приборов (подходит синий провод); 4 – контрольная лампа

Рисунок 6 – Проверка исправности выключателя стартера и приборов

с помощью контрольной лампы


а – внешний вид выключателя стартера и приборов ВК 353; б – выводы выключателя;

Рисунок 7 –
Выключатель стартера и приборов ВК 353

Выключатель ВК353 выполняет функции выключателя и замочного устройства, поскольку для управления им необходим специальный ключ. Корпус выключателя изготавливается разборным и устанавливается на передней панели кабины. На корпусе выключателя расположено пять выводов (рисунок 7 б), «АМ» – соединяется с клеммой «+» указателя тока. К этому выводу подводится напряжение от генератора и аккумуляторных батарей. К нему подсоединены два красных провода; «СТ» – используется для подключения управляющей цепи стартера и к нему подсоединены два серо-зеленых провода; «ПР» – свободен; «КЗ» – используется для подключения реле блокировки стартера и к нему подсоединены два черных провода; «ВК» соединяется с выводом «+» регулятора напряжения и к нему подключены два синих провода. В фиксированном положении «I» с «АМ» соединены все выводы, кроме «СТ», поэтому включены все приемники электроэнергии, кроме стартера. В положении «II» (нефиксированном) с «АМ» соединены выводы «СТ», «ВК» и «КЗ», а в положении «III» соединены выводы «АМ» и «ПР».

Читайте также:  Как работает насос с датчиком давления

Для проверки исправности выключателя стартера и приборов необходимо отвернуть гайку, крепящую его к панели приборов. Затем, включая одно из положений («I», «II» или «III») проверить напряжение на выводах выключателя.

Проверка исправности регулятора напряжения. Пустить двигатель автомобиля. Подсоединить зажимы контрольной лампы к выводу “Ш” регулятора напряжения и к корпусу (к выводу «-») как показано на рисунке 8. При исправном регуляторе на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя лампа не горит, на средней частоте – начинает мигать, а на большой частоте – горит. Если этого не происходит, то регулятор напряжения неисправен и его необходимо отдать в ремонт или заменить.

Рисунок 8 – Проверка исправности регулятора напряжения

Проверка исправности генератора.

Пробой диодов выпрямительного блока одновременно в плюсовой и минусовой шинах одной фазы обмотки статора генератора приводит к быстрому разряду аккумуляторных батарей, так как в зарядной цепи устанавливается большой ток.
В результате происходит «выгорание» проводов зарядной цепи.

Пробой диодов можно определить непосредственно на автомобиле не разбирая генератора. Для этого необходимо отсоединить провод от вывода «+» генератора. Отсоединенный от вывода «+» генератора провод находится под напряжением аккумуляторных батарей. Его следует надежно зафиксировать, так как наконечник провода не должен касаться корпуса автомобиля во избежание короткого замыкания. Включить выключатель батарей, двигатель не пускать. В соответствии с рисунком 9 а вывод «+» генератора соединить через контрольную лампу мощностью (1-3) Вт последовательно с наконечником отсоединенного от него провода. Если лампа горит, то диоды одной фазы в выпрямительном блоке (в плюсовой и минусовой его шинах) пробиты [2].

а – проверка исправности регулятора напряжения; б – проверка исправности выпрямительного блока генератора; в – проверка исправности генератора

Рисунок 9 – Проверка исправности генератора

При проверке исправности генератора отсоединить провод от вывода «+» генератора и зафиксировать его. Подсоединить один вывод контрольной лампы к выводу «+» генератора, другой – к его корпусу (к клемме «-») как показано на рисунке 9 б. Пустить двигатель и установить обороты холостого хода. Если лампа горит, то генератор исправен. Ели нет, то снять генератор с двигателя и испытать его на контрольно-испытательном стенде (например, на стенде модели Э240 или Э242 Новгородского завода ГАРО, которые поставляются в Вооруженные силы РФ).

По результатам испытаний провести ремонт или заменить генератор.

1 Данов, Б.А. Электрооборудование автомобилей КамАЗ [Текст] / Б. А. Данов, В.Д. Рогачев – М.: Транспорт, 2000. – 126 с.

2 Тимофеев, Ю.Л. Электрооборудование автомобилей: устранение и предупреждение неисправностей [Текст] / Ю.Л. Тимофеев, Г.Л. Тимофеев, Н.М. Ильин – М.: Транспорт, 1994. – 301 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».

Источник

Adblock
detector