Как проверить датчик абс мультиметром?
Каждый человек, даже никогда не сидевший за рулем, знает, насколько важна тормозная система автомобиля. От ее исправности во многом зависит безаварийная эксплуатация автомобиля и жизни многих людей. Для контроля экстренным торможением машины используется антиблокировочная система (abs). Она предотвращает блокирование колес при резком торможении, сохраняя возможность управления транспортом, сокращение тормозного пути и обеспечение устойчивости автомобиля. Сегодня расскажем, как проверить датчик абс мультиметром.
Антиблокировочная система – устройство, виды датчиков
- блок управления, обеспечивающий наиболее эффективную и стабильную работу тормозной системы путем подачи сигналов для исполнительных устройств;
- гидравлический блок, являющийся исполнительным устройством, включающим в себя электромагнитные клапаны, демпфирующие камеры и кулачковый насос;
- датчики, определяющие скорость вращения колес и передающие сигналы на блок управления (датчики АБС).
Современные транспортные средства могут быть оборудованы датчиками трех типов:
- пассивный (с индукционной катушкой);
- активный (используется эффект Холла);
- магниторезонансный (используется изменение сопротивления материалов вследствие воздействия магнитного поля).
Пассивные датчики включаются только по достижении скорости движения 5 км/час. Кроме того, их недостатками являются также: сравнительно большие габариты, срабатывание даже при минимальных вращениях колес, недостаточно высокая точность данных.
Активные и магниторезонансные типы датчиков обладают большей точностью данных, обеспечивают надежную работу АБС и повышают безопасность использования автомобиля.
Признаки неисправности датчиков
Нужно бить тревогу в следующих случаях:
- при резком торможении колеса непрерывно блокируются;
- когда вы разгоняетесь, стрелка спидометра запаздывает, либо вообще не двигается;
- при нажатии на педаль тормоза отсутствует такие признаки как характерные вибрация и стук;
- на приборной панели загорается и не гаснет индикатор стояночного тормоза (возникает при неисправности более двух датчиков абс).
Неисправность датчика АБС вызывает дезактивацию всей системы, о чем сигнализирует индикатор, расположенный на приборной панели. Поэтому каждый автовладелец должен знать, как проверить датчик абс на работоспособность мультиметром. Почему именно мультиметром? Потому что этот тестер есть в инструментальном наборе практически каждого водителя.
Как проверить датчик абс мультиметром: пошаговая инструкция
Прежде чем прозванивать сами датчики, нужно провести следующие проверки:
- Осмотр предохранителей (сверившись с инструкцией по эксплуатации авто). В случае обнаружения сгоревших элементов заменить их.
- Далее нужно проверять проводку – если есть потертости, то возможен риск короткого замыкания.
- Внешний осмотр деталей – возможно обнаружатся механические повреждения.
- Поверить фиксацию самого датчика и соединение его с массой.
В случае, когда осмотр ничего подозрительного не выявил, придется вспомнить, как прозвонить датчик АБС мультиметром.
Предварительно нужно найти описание модели датчика и его стандартные характеристики.
Далее нужно действовать в следующем порядке:
- Автомобиль устанавливается на ровной поверхности, после чего его положение нужно зафиксировать.
- Снять колесо, где предположительно находится неисправный датчик.
- Осмотр проводов и их соединений для выявления мест повреждения изоляции и потертостей.
- Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления. Диапазон измерения выставляется в зависимости от того, какое максимальное сопротивление указано в техпаспорте датчика – нужно выставить диапазон, величина которого выше указанного предела.
- Щупы прибора нужно приложить к контактам датчика и снять показание, появившееся на дисплее. В идеале сопротивление должно быть близким к указанному в документах на датчик. Если вдруг такой информации не оказалось, то за норму принимается показание в пределах 0,5 – 2 кОм.
- Не убирая щупы, колесо машины нужно вращать. При исправном датчике сопротивление на экране мультиметра будет меняться пропорционально увеличению скорости.
- Далее тестер включают в режим измерения напряжения и производятся замеры. При вращении колеса со скоростью 1 оборот/сек. напряжение должно составлять от 0,25 до 0,5 В. При увеличении скорости показатель должен расти.
Прозвонок должно быть столько, сколько датчиков. Учтите, что датчики задних и передних осей отличаются друг от друга как по конструкции, так и по значениям результатов испытаний.
Как расшифровать полученные результаты?
- если показания мультиметра ниже нормативных, датчик считается непригодным для дальнейшей эксплуатации;
- нулевой результат или совсем низкий показатель указывает на замыкание витков катушки;
- сопротивление, стремящееся к бесконечности – признак обрыва жилы индукционной катушки или проводника;
- если при сгибании жгута проводки показатель сопротивления изменяется, значит имеется повреждение жил проводов.
Также нужно учитывать, что если при проверке сопротивление одного из датчиков сильно отличается от результатов проверки остальных, с большой степенью вероятности он неисправен.
Как проверить датчик на работоспособность мультиметром – видео:
Вопрос — ответ
Вопрос: При проверке датчика абс мультиметром случайно было обнаружено повреждение проводки. Что делать?
Ответ: Нужно зачистить изоляцию и соединить жилы при помощи пайки, а затем заизолировать. Нельзя просто их скрутить и оставить под изоляцией – обрыв произойдет снова.
Вопрос: При замере мультитестером сопротивления датчиков абс получились разные результаты на передней и задней осях. Так и должно быть?
Имя: Альберт
Ответ: Да. Для датчиков передней оси показатель равен 1 – 1,3 кОм, а для задней оси – 1.8 – 2,3 кОм.
Вопрос: Если нет возможности прозвонить датчики мультиметром, то как можно хотя бы примерно установить их пригодность?
Имя: Ильдар
Ответ: Грубо проверить работоспособность датчиков АБС можно так: включите зажигание и приложите к корпусу датчика любой железный предмет. Если датчик рабочий, он должен притягиваться к нему. Но при любых сомнениях позже все-таки нужно провести замеры.
Вопрос: Как без мультиметра узнать о неполадках в системе АБС?
Имя: Кирилл
Ответ: Если вышел из строя один датчик, то загорится индикатор АБС, а если более одного, то еще и лампа ручного тормоза.
Источник
Способы проверки датчика АБС
Датчики АБС играют важную роль в работе тормозной системы автомобиля — от них зависит эффективность торможения и бесперебойная эксплуатация узла в целом. Сенсорные элементы посылают на блок управления данные о степени вращения колёс, а тот анализирует поступающую информацию, выстраивая нужный алгоритм действий. Но что делать, если появились сомнения в исправности устройств?
Признаки неисправности устройства
О том, что датчик ABS неисправен, просигнализирует индикатор на панели приборов — он загорается при дезактивации системы, которая выключается даже при малейшей неполадке.
Свидетельства того, что АБС перестала «вмешиваться» в работу тормозов:
- Непрерывно блокируются колёса при резком торможении.
- Отсутствует характерный стук с одновременной вибрацией при нажатии на педаль тормоза.
- Стрелка спидометра запаздывает относительно разгона либо не двигается с исходного положения вовсе.
- При неисправности двух (и более) датчиков на приборной панели дополнительно загорается и не гаснет индикатор стояночного тормоза.
Индикатор АБС на приборной панели сигнализирует о неисправности системы
Что же делать, если контрольная лампа АБС на приборной панели автомобиля ведёт себя не вполне корректно? Не стоит сразу же менять датчик, сначала устройства следует проверить – эту процедуру можно выполнить самостоятельно, не прибегая к услугам высокооплачиваемых мастеров.
Способы проверки работоспособности
Чтобы определить состояние детали, выполним ряд действий по её диагностике, двигаясь от простого к сложному:
- Проверим предохранители, вскрыв блок (внутри салона либо в подкапотном пространстве) и осмотрев соответствующие элементы (указаны в инструкции по ремонту/эксплуатации). При обнаружении сгоревшего компонента заменим его новым.
- Осмотрим и проверим:
- целостность разъёмов;
- проводку на предмет потёртостей, увеличивающих риск возникновения короткого замыкания;
- загрязнение детали, возможные внешние механические повреждения;
- фиксацию и соединение с массой самого датчика.
Если перечисленные мероприятия не помогают выявить неисправность устройства, его придётся проверить с помощью приборов — тестера (мультиметра) или осциллографа.
Тестером (мультиметром)
Этот способ диагностики датчика потребует наличия тестера (мультиметра), инструкции по эксплуатации и ремонту авто, а также ПИН — проводки со специальными разъёмами.
Прибор объединяет в себе функции омметра, амперметра и вольтметра
Тестер (мультиметр) – прибор для измерения параметров электрического тока, объединяющий функции вольтметра, амперметра и омметра. Существуют аналоговые и цифровые модели устройств.
Для получения полной информации о работоспособности датчика АБС нужно замерить сопротивление в цепи устройства:
- Поднимаем автомобиль домкратом или вывешиваем на подъёмнике.
- Снимаем колесо, если оно препятствует доступу к устройству.
- Снимаем крышку блока управления системой и отсоединяем разъёмы контроллеров.
- Подключаем ПИН к мультиметру и контактному гнезду датчика (разъёмы датчиков задних колёс расположены внутри салона, под сиденьями).
Подключаем ПИН к тестеру и контактному гнезду датчика
Показания прибора должны соответствовать данным, указанным в пособии по ремонту и эксплуатации конкретного автомобиля. Если сопротивление устройства:
- ниже минимального порога − датчик неисправен;
- приближается к нулю − короткое замыкание;
- нестабильное (скачущее) в момент подёргивания провода — нарушение контакта внутри проводки;
- бесконечность либо показания отсутствуют — обрыв провода.
Внимание! Сопротивление датчиков АБС на передней и задней осях различается. Рабочие параметры устройств составляют 1–1,3 кОм в первом случае и 1,8–2,3 кОм во втором.
Видео «Диагностика датчика АBS»
Как проверить с помощью осциллографа (со схемой подключения)
Помимо самостоятельной диагностики датчика тестером (мультиметром), его можно проверить с помощью более сложного прибора — осциллографа.
Прибор исследует амплитуду и временные параметры сигнала датчика
Осциллограф — устройство, исследующее амплитудные и временные параметры сигнала, которое предназначено для точной диагностики импульсных процессов в электронных схемах. Данным прибором определяются неполадки в разъёмах, нарушение соединения с массой и обрыв проводников. Проверка выполняется посредством визуального наблюдения колебаний на дисплее устройства.
Для диагностики датчика АБС осциллографом необходимо:
- Полностью зарядить аккумуляторную батарею, чтобы по ходу измерения наблюдать на разъёмах либо проводниках падения (скачки) напряжения.
- Найти сенсорный датчик и отсоединить верхний разъём детали.
- Подключить к контактному гнезду осциллоскоп.
Подключение прибора к разъёму датчика АБС (1 — зубчатый диск-ротор; 2 — датчик)
Об исправности датчика АБС свидетельствует:
- одинаковая амплитуда колебания сигнала при вращении колёс одной оси;
- отсутствие биений амплитуды при диагностике меньшим по частоте сигналом синусоиды;
- сохранение стабильной, ровной амплитуды колебания сигнала, не превышающей 0,5 B, при вращении колеса с частотой 2 об/сек.
Отметим, что осциллограф — прибор довольно сложный и дорогостоящий. Современные компьютерные технологии позволяют заменить это устройство специальной программой, скачанной из интернета и установленной на обычный ноутбук.
Видео «Ноутбук вместо осциллографа»
Проверка детали без приборов
Самым простым способом диагностики устройства без приборов является проверка магнитного клапана на индукционном датчике. К детали, внутри которой установлен магнит, прикладывают любое металлическое изделие (отвёртку, гаечный ключ). Если датчик не притягивает его − он неисправен.
Большинство систем антиблокировки тормозов современных автомобилей имеют функцию самодиагностики с выводом ошибок (в буквенно-цифровой кодировке) на экран бортового компьютера. Расшифровать эти символы можно с помощью интернета или инструкции по эксплуатации машины.
Что делать при обнаружении поломки
Что делать с датчиком АБС при обнаружении неисправности? Если проблемной точкой является само устройство, его придётся заменить, а вот в случае с электропроводкой – можно исправить дефект самостоятельно. Для восстановления её целостности используем метод «пайки», тщательно заматывая места соединений изоляционной лентой.
Если загорается индикатор ABS на приборной панели — это явный признак неисправности датчика. Описанные действия помогут выявить причину поломки, однако если не хватает знаний и опыта, лучше обратиться к мастерам автосервиса. В противном случае неграмотная диагностика состояния вкупе с неправильным ремонтом устройства снизят эффективность работы антиблокировочной системы и могут спровоцировать ДТП.
Источник