Меню

Кв 120 компрессор как запустить без реле

Как запустить компрессор холодильника

Кухня в современном доме немыслима без холодильного шкафа, неожиданная поломка которого доставит хозяевам массу проблем. Чтобы быстро оценить ситуацию, выясним, как запустить компрессор от холодильника без пускового реле.

Устройство компрессора холодильника

Фундаментальное физическое правило действует и в быту: тепло передается от тела с большей температурой к менее нагретому. Чтобы происходил обратный процесс, и в бытовом приборе создавался холод, нужно приложить внешнюю энергию в форме механической работы.

Именно по такой схеме действуют холодильные системы. Электричество приводит в действие специальное устройство, которое создает давление и сжимает газообразный хладагент, чтобы перевести его в жидкое состояние. Такой деталью является компрессор, который часто называют «сердцем холодильника». Ведь если он перестает нормально работать, процесс генерации холода невозможен. Помимо компрессионных, известны иные разновидности установок (абсорбционные, термоэлектрические), но в бытовых решениях для дома их не найти.

По конструкции компрессоры чаще всего представляют собой электродвигатель, приводящий в действие одноцилиндровый поршневой насос с клапанным механизмом. Реже встречаются установки линейного типа, где нет вращающихся деталей, а поршень насоса вибрирует от возвратно-поступательных движений сердечника электромагнитной катушки. Однако эти устройства не так распространены, их практически нет на старых моделях холодильников.

Еще одна разновидность привода – системы с частотным управлением оборотами двигателя, которые иначе называются инверторными. Конструктивно это такие же электромоторы с обмотками, но схема подачи тока на них существенно сложнее привычной. Современные электронные платы управления преобразуют переменное напряжение бытовой сети 50 герц в постоянный ток, который затем вновь трансформируется в периодическую форму, но уже изменяемых параметров.

Инверторные компрессоры считаются наиболее передовым типом техники, имея ряд заметных преимуществ перед прежними моделями. Их выпускают сегодня ведущие компании отрасли:

Однако оборотной стороной оказывается их избыточная сложность, не позволяющая делать диагностику и ремонт системы в домашних условиях своими руками.

Когда сломался холодильник с инверторным компрессором, не стоит пытаться что-то делать с ним самостоятельно, обращайтесь к квалифицированным мастерам в сервис. Если же установка обычного типа с прямым питанием от 220В, есть шанс запустить заклинивший компрессор холодильника, не прибегая к посторонней помощи. Традиционно более пригодна к самодеятельному ремонту техника отечественных марок («Атлант», «Свияга»).

Где находится компрессор

Двигатель компрессора вместе с поршневым насосом, клапанным механизмом и ресиверами для фреона принято устанавливать на демпфирующих пружинах внутри герметично заваренного металлического кожуха. Эта деталь обычно красится в черный цвет для лучшей теплоотдачи и выглядит как округлый бак с выходящими из него трубками. Размещают его в задней стенке холодильника на металлической раме неподалеку от конденсатора (рассеивающего избыток тепла змеевика из трубок).

Давление внутри запаянного корпуса компрессора при нормальной работе – 10 атмосфер. Электропитание к мотору подается через контакты на наружной стенке бака.

Проверка компрессора на работоспособность

Результат штатной работы компрессора – создание необходимого давления хладагента в системе трубок. Для разных моделей этот показатель варьируется, но принципиально считают, что при выходном давлении меньше 4 атмосфер устройство для эксплуатации непригодно.

Непосредственно убедиться в работоспособности мотора, замеряя давление, получится, только перекусив фреоновые трубки. После этого хладагент улетучится наружу, и домашний ремонт станет невозможен. Чтобы вновь запаять магистраль и закачать в систему фреон, придется приглашать мастера с оборудованием. Хотя некоторые владельцы старых холодильников делают из их компрессионных камер воздушные насосы для домашних нужд – работы с окрасочным пульверизатором или подкачки колес. В этих случаях проверку устройства делают прямым замером давления.

Если же целью ремонта будет попытка восстановить нормальную работу холодильника, оценивать состояние компрессора придется по косвенным приметам (шум, вибрация). По отзывам мастеров, две наиболее частые поломки:

  • неисправность электрооборудования, в том числе отказ пускозащитного реле;
  • заклинивание механической части компрессора (ротора его двигателя либо поршня в цилиндре насоса).

Систему проверяют отдельно на каждую из указанных проблем, чтобы понять, какая именно деталь требует ремонта или замены. Для этого понадобится напрямую запустить компрессор холодильника без реле.

Описание устройства пускового реле

Без реле старый холодильник запускают при сомнениях в работе его автоматики. Пускозащитное реле обычно объединяет в одном устройстве две важных функции: обеспечение запуска электромотора компрессора и его сохранность при перегрузках.

Читайте также:  Компрессор винтовой erstevak esc 10b

Двигатель имеет две статорных обмотки: рабочую и пусковую. Питание на рабочую подается постоянно, а пусковая запитывается кратковременным импульсом в момент, когда нужно включить мотор. Сигнал на старт подается от цепи регулятора температуры морозильной камеры. Запустить компрессор от холодильника без пускового реле возможно, лишь вмешавшись в схему его работы.

Местоположение реле

Чаще всего деталь в закрытой коробке крепится непосредственно к запаянному корпусу бака компрессора рядом с его контактами. Для доступа к ней в некоторых моделях потребуется демонтировать лоток, собирающий талую воду из морозилки.

Проверка реле питания в холодильнике на исправность

Для испытания работы реле потребуется электроизмерительный прибор. При включении в сеть на клемму рабочей обмотки электродвигателя подключается ток 0,7-1,2 А, а также слышен характерный щелчок замыкания контакта пускового контура. Если двигатель заклинен и не вращается, ток через рабочую обмотку вырастает до 4-5 А. Через несколько секунд защитная цепь реле перегревается и отключает питание. Этот цикл повторяется неоднократно.

Зачем необходимо запускать холодильник без реле питания

Пробовать запустить двигатель от холодильника без реле нужно, чтобы понять, нет ли «клина» в механической части установки. Если при подключении по временной схеме мотор начнет работать, причина неисправности в электрической части. Тогда заметно возрастают шансы починить агрегат быстро и самому.

Запускать компрессор холодильника без реле можно только с обязательным выполнением всех мер безопасности! Неграмотные эксперименты с электричеством завершаются печально.

Подключение реле холодильника

Чертеж электрических цепей реле двигателя приведен на рисунке:

Если в незнакомом холодильнике вместо нехитрой коробочки с несколькими проводами вам попадется электронная плата с микросхемами и множеством мелких деталей – этот компрессор инверторного типа. Без специального инструмента и необходимых знаний экспериментировать с его запуском не имеет смысла.

Схема запуска двигателя холодильника без пускового реле

Чтобы попытаться запустить компрессор от холодильника без реле, соберите несложную схему из сетевого шнура 220 В, на который установите контактные клеммы или зажимы типа «крокодил». Определите, какой из выходов на корпусе бака относится к рабочей обмотке, а какой – к пусковой. Это делается замером сопротивления между общим контактом и каждым из двух оставшихся – показания в рабочей цепи должны быть ниже, чем в пусковой (для разных моделей 10-15 и 25-30 ом соответственно).

Питание сети 220 В подключите к контакту общего выхода и рабочей обмотке. После этого подходящим инструментом (отвертка с изолированной ручкой) кратковременно замкните пусковую обмотку с рабочей (осторожный электрик применит нефиксирующуюся кнопку). Так исправный мотор от холодильника запустится без реле.

Если звука работающего компрессора нет – мотор заклинило. Так нередко случается на старых машинах из-за общего износа, нехватки масла в картере или поломки клапанных пластин поршневого насоса.

Некоторые мастера пробуют расклинить электродвигатель, сделав схему из двух подключенных к его обмоткам мощных диодов, направленных встречно. Если причина «клина» в подшипниках ротора, а не в поршневой, иногда это удается. После расклинивания снова запускают холодильник без пускового реле, чтобы окончательно понять, в чем была поломка. Но если «клин» случился от отсутствия масла в компрессоре, без профессиональной помощи уже не обойтись, потому что причина не устранена.

Источник

Как запустить холодильник без пускового реле с тремя контактами?

Устройство пускозащитного реле

Рассмотрим структуру реле на примере «Планшета». Интересующая нас деталь находится рядом с двигателем компрессора. Его цвет — черный, потому что он поглощает тепло лучше, чем все остальные оттенки. Кроме того, обратите внимание на две фазы (одна для 220 вольт, другая для земли) и два входа/выхода соответственно. Некоторые модели холодильников имеют три фазы (третья считается фазой заземления). Также имеется обмотка двигателя и прямой стартер. Подключить реле стартера холодильника несложно. Главное — иметь некоторые навыки, схему и руководство по эксплуатации холодильника. Чтобы облегчить работу мастеров и обычных пользователей, провода уже окрашены. Вам просто нужно запомнить их положение при снятии старого реле, а при установке нового — вернуть их на место. Затем необходимо будет только подключить работающее устройство. Но даже провода, оформленные каждый в свой цвет, не предотвратят поломку. Независимо от типа операции, все движения должны быть осторожными и плавными. Один резкий рывок реально выведет холодильник из строя навсегда. Перед началом работы проверьте все контакты. Самый простой способ сделать это — удалить краску с корпуса, но это следует делать только в крайнем случае.

Читайте также:  Компрессор автомобильный сити уп неисправности

Как работает пусковое реле

Несмотря на большое количество запатентованных изделий различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пускового реле практически одинаковы. Поняв принцип их работы, можно самостоятельно найти и устранить неисправность.

Замыкание контактов в пусковом реле

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контактов для проведения тока через пусковую катушку. Основным рабочим элементом устройства является электромагнитная катушка, включенная последовательно с основной обмоткой двигателя. При запуске компрессора, когда ротор неподвижен, через соленоид протекает большой пусковой ток. Это создает магнитное поле, которое индуцирует подвижный сердечник (якорь) с установленным на нем токопроводящим стержнем, замыкающим контакт в соленоиде стартера. Это запускает ускорение ротора. При увеличении скорости вращения ротора ток, протекающий через катушку, уменьшается, а значит, уменьшается напряженность магнитного поля. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается в исходное положение и размыкает контакт. Двигатель компрессора продолжает работать в режиме поддержки ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. В следующий раз, когда на реле подается напряжение, ротор останавливается.

Проблемы с контактами электроцепи

Неисправность реле защиты при запуске можно определить с помощью мультиметра. Для этого необходимо проверить три участка электрической цепи:

  • Если есть обрыв на участке от входа до выхода на рабочую обмотку, то проверьте место размыкания контактов защитного механизма. Возможно, он сработал и не вернулся в исходное состояние или контакты, которые необходимо разомкнуть, окислились.
  • Обрыв в передней (нулевой) секции указывает на механическое повреждение цепи — его легче всего найти и устранить.
  • Если на участке от входа до выхода нет контакта с пусковой обмоткой, то, помимо банального обрыва токопроводящей жилы, возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта стержнем.

Если работа реле основана на индукционной катушке, необходимо с усилием поднять стержень — иначе контакта не будет.

Неполадки в работе

С конструктивной точки зрения реле с катушкой представляет собой устройство с нормально разомкнутыми контактами, а позисторная версия — устройство с нормально замкнутыми контактами. Хотя в обоих случаях возможно, что пусковая обмотка не будет запитана при запуске или, наоборот, не будет обесточена. Если компрессор работает, но не запускается по команде контроллера холодильника, это указывает на отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора. Если холодильник включается на 5-20 секунд, а затем отключается, это чаще всего является результатом срабатывания механизма релейной защиты.

  • Механизм защиты неисправен, и отключение вызвано проблемой в обмотке двигателя;
  • механизм защиты двигателя неисправен, но сработал из-за проблемы в обмотке двигателя; — механизм защиты неисправен, но сработал из-за проблемы в обмотке двигателя.
  • механизм защиты неисправен, но контакт в обмотке пускателя не размыкается;

Поскольку причин неисправности может быть несколько, перед запуском холодильника необходимо провести полную диагностику реле защиты.

Нештатное срабатывание токовой защиты

Если проверка проводов выявляет отсутствие контакта между входом и обеими обмотками, вероятно, имеется обрыв в защитной зоне. В большинстве случаев это либо неисправность контакта, размыкаемого биметаллической пластиной, либо неисправность в зоне нагревательной спирали. Если вы не можете устранить повреждение другим способом, вам придется купить новое реле.

Как проверить пусковое реле холодильника на работоспособность

Задача первого — запустить двигатель и защитить его при превышении рабочей скорости. Второй вариант считается лучшим, поскольку он способен предотвратить поломки двигателя, возникающие при слишком высокой температуре. Он посылает сигнал сброса на пусковую обмотку, что снижает вероятность отказа детали. В холодильниках Indesit, Nord и Atlant чаще всего устанавливается реле защиты от пуска. Некоторые владельцы пытаются заменить первый тип деталей на второй сразу после покупки прибора. По принципу действия различают следующие типы пусковых реле:

  1. Планшеты. В их основе лежит материал, который расширяется под воздействием тепла. При подаче тока на пусковую обмотку температура «гранул» повышается, двигатель запускается. О поломке часто свидетельствует звук дробящегося порошка, сопровождаемый опрокидыванием.
  2. Индукция. Работает на основе электромагнитов. Под воздействием тока сердечник прижимает контакты к пусковой катушке, те постепенно размыкаются, вызывая запуск компрессора.
Читайте также:  Что делать если в компрессор для аквариума попала вода

Проверьте работу реле, если температура внутри камер выше заданной, холодильник не запускается (если в сети есть ток и кабель не поврежден), двигатель отключается после непродолжительной работы.

  1. Проверьте правильность положения запасной части. Он должен находиться в вертикальном положении. Если вы наблюдаете наклон реле, сердечник катушки не сможет втянуться за отведенное время. Скорректируйте положение детали. Если такой проблемы нет, ищите причину неисправности в другом месте.
  2. Снимите реле. Расположите PTP-1 и PTC-X так, чтобы стрелка была направлена вниз, LS-08B — задней поверхностью вверх, а DXR — клеммами внутрь.
  3. Проверьте состояние контактов. Если они окислены или сильно загрязнены, они могут работать неправильно. Если на гнездах есть следы подгорания, диагностика бесполезна, замените реле.
  4. Используйте тестер для проверки контакта между клеммами. Если он отсутствует, очистите контакты абразивной тканью.
  5. Поднимите пластину и проверьте направляющий стержень. Если вы видите ржавчину, обработайте ее специальным раствором.
  6. Если ни одно из вышеперечисленных отклонений не наблюдается, проверьте, получает ли реле напряжение. Эта процедура называется зондированием. Он выполняется с помощью омметра или мультиметра. Полученные данные по сопротивлению следует сверить с таблицей, в которой приведено оптимальное значение для каждой модели.

Механизм индукционного замыкания

Схема подключения реле несложная. На вход устройства условно подаются «ноль» и «фаза», а выход «фаза» делится на две линии. Первый провод соединяется с рабочей обмоткой электродвигателя, а второй провод подходит к пусковой обмотке через пусковой контакт. В реле старых и современных холодильников ток к рабочей обмотке подводится через пружину высокого сопротивления, а затем через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивание двигателя, короткое замыкание и другие неисправности) пружина, контактирующая с перемычкой, нагревается, которая под воздействием температуры изменяет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор. В этой схеме для запуска электродвигателя используется катушка (K1), которая соединена последовательно с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя увеличивает ток в катушке, создавая магнитное поле, которое притягивает подвижный сердечник, замыкая пусковой контакт. Когда ротор достигает скорости, ток в цепи уменьшается, магнитное поле в катушке уменьшается, и пусковой контакт размыкается под действием силы тяжести или компенсирующей пружины.

Алгоритм проверки пускового реле холодильника

Положите реле RTP-1 (альтернатива RTC-X) на стол стрелкой вниз и проверьте цепь между гнездами 1 и 3. Или в RTP-1 между гнездом и нижней клеммой (в RTC-X между гнездом и верхней клеммой). Установите реле LS-08B обратной стороной вверх и проверьте цепь между клеммами и гнездом 2 (или 3 — в зависимости от модификации). Реле DXR должно быть размещено клеммной колодкой вверх и проверено между клеммами 1 и 3 (или 4 в зависимости от модификации). Если есть неисправность, то контакта не будет. Там, где нет контакта, находится причина неисправности. Однако у стартовых реле RTK-X и LS-08B есть особенность: две пары кантонов. Если один из них неисправен, цепь может замкнуться через планку держателя контактов, которая проводит ток. Поэтому необходимо также провести визуальный осмотр. Первый шаг — очистить отмершие контакты тончайшей тканью и промыть их спиртом. На реле RTP-1 может потребоваться согнуть ферулу неподвижного контакта для обеспечения плотного контакта. Теперь все должно работать. Холодильник по-прежнему не включается? Возможно, вам придется купить новое реле. Или, возможно, дело не в реле, а в самом компрессоре. Стоит проверить и компрессор, чтобы не потратить деньги впустую. Для его проверки вам понадобится простое устройство, состоящее из двухжильного провода, вилки, кнопки звонка, трех зажимов типа «крокодил». С его помощью можно запустить двигатель компрессора без пускового реле, но с защитой от перегрева обмотки. Компрессор можно запустить следующим образом.

Источник

Adblock
detector