Меню

Protherm с датчиком тяги

Как бороться с ошибкой f36 газового котла Protherm (Протерм)

36-й код из таблицы неисправностей необычен тем, что вызывает массу вопросов даже у профессионалов. Ошибка f36 в газовых моделях Протерм появляется без определенной закономерности, хаотично, что осложняет диагностику; характерна для котлов атмосферных. Что делать, рассказывается в статье.

Расшифровка

Газовые котлы Protherm категории atmo выпускаются в разных модификациях, отличающихся конструктивными особенностями, характеристиками. Но трактовка ошибки f36 одинакова – проблема с тягой. Если «выхлопные газы» полностью не уходят через дымоход, есть риск их проникновения в комнату, где установлен отопительный агрегат. Именно об этом говорится в инструкции производителя.

Код формируется электроникой Протерм по сигналу с аварийного датчика (термостата), установленного в колпаке канала дымоудаления.

Блокировка тракта, недостаточная скорость протока летучих продуктов горения приводит к резкому повышению температуры среды – инициируется срабатывание прибора, размыкание электрической цепи, подача соответствующего сигнала на ЭПУ. Плата управления выдает команду на отключение газового клапана – работа отопительной установки прекращается с ошибкой f36.

Данный код редко вызывается неисправностью котельного оборудования – агрегаты Protherm надежны. Поиск причины появления f36 на дисплее нужно начинать с внешних факторов. В Протерм с естественной тягой (серии atmo) под колпаком установлен датчик с контактной группой из биметаллических пластин. По сути, температурное реле, срабатывающее при заданной t0 (70 0С): значение обозначено на корпусе.

Понимая, чем это вызывается, несложно убрать ошибку f36 самостоятельно.

Причины

Нарушение правил монтажа/эксплуатации

Атмосферные котлы, и не только Протерм, оснащаются камерой сгорания открытой. Забор воздуха для составления горючей смеси производится из помещения.

  • В инструкции на отопительный агрегат указывается, что размеры комнаты, где он монтируется, должны соответствовать его мощности. Габариты рассчитываются с учетом эффективности вентиляции (от 0,8 до 2 м3 свободного пространства на 1 кВт). Невыполнение данного требования приводит к ошибке f36.
  • Неправильное расположение котла в помещении также становится причиной перегрева. В документации оговаривается отстояние агрегата от стен, потолка, оконных и дверных проемов и еще ряд условий. Их игнорирование – причина ошибки f36.
  • Неграмотно выбрано место вывода трубы. Неправильно определено расстояние до конька, возвышение над кровлей (с учетом снегового наста). Придется устранять ошибку проектирования.
  • Запрещается располагать и использовать принудительную вытяжку рядом с отопительными агрегатами атмосферного типа. Мало кто учитывает, что подобные устройства влияют на циркуляцию воздушных потоков по помещениям и работу котельного оборудования – снижается тяга, Протерм останавливается с ошибкой f36.

Убедиться в недостатке притока воздуха несложно выключением вытяжного устройства, распахиванием оконных, дверных створок с целью создания сквозняка.

Мусор в дымоходе

Частая причина ошибки f36. В трубу попадает листва, накапливается пыль, паутина, на срезе наледь, иней – и тяга падает. Проблема решается чисткой полости.

Неграмотное обустройство дымохода

Параметры канала рассчитываются применительно к мощности котла Протерм. В инструкции (раздел по монтажу) указана длина трассы, сечение, количество поворотов, уклон и ряд других характеристик.

  • Ошибка f36 появляется, если патрубок Protherm стыкуется с дымоходом, использовавшимся ранее для обеспечения работы другого котла. Распространенная причина, когда собственник пытается экономить буквально на всем.
  • Не учтена «роза ветров» в месте вывода трубы из здания. При сильных порывах, смене направления дымоход задувает, тяга опрокидывается, аварийная блокировка котла с ошибкой f36. Решение: поставить на вывод трубы регулятор (стабилизатор). Выйдет дешевле переделки схемы.

Датчик тяги

В атмосферных котлах Протерм его функцию выполняет аварийный термостат. В интернете имеются рекомендации по проверке прибора (зеркальцем, заслонкой), но это тестирование на срабатывание. С определением поломки трудности – нигде не сказано о типе контактной группы: НР (нормально разомкнутая) или НЗ (замкнутая). Автор склоняется ко второму варианту, исходя из особенностей устройства термореле.

Читайте также:  Где находятся датчики включения вентиляторов ваз 21214

Причины ошибки f36

  • Сигнальная линия. Обрыв, замыкание проводов, оплавление изоляции, конденсат на выводах термостата, попадающий в котел из сырого помещения вместе с воздухом. Выявить, устранить – здесь сервисный мастер не требуется.
  • Датчик. Изменение характеристик – причина ошибки f36. Аварийный прибор работает в зоне высоких температур: нередко приводит к тому, что параметры «плывут», и срабатывание происходит при значении t0 ниже расчетного.
  • «Залипание» контактов характерно для реле любого типа, и термостат Protherm не исключение. Ремонту не подлежит – замена.

Убедиться в работоспособности датчика, имея под рукой мультиметр, несложно. Измеряется сопротивление между выводами до включения котла Протерм, повторно – сразу после остановки по ошибке f36. Если термостат сработал, изменяется R (с 0 на ∞ или наоборот).

Плата управления

Ошибки формируются электроникой, и исключать ЭПУ из числа «подозреваемых» не стоит. Тестирование выполняется на стенде, в условиях стационара, имитацией работы котла Протерм в разных режимах. Самостоятельно получится выявить лишь видимые дефекты: повреждение деталей и дорожек, расколы, темные пятна (результат термического воздействия), конденсат, пыль. Ее слой, накапливая влагу, становится токопроводящим. Отсюда замыкания и коды неисправностей на дисплее Protherm.

Не удается убрать ошибку f36 своими силами – обращаться в авторизованный сервис. При подаче заявки на вызов мастера указать модель котла Протерм, год выпуска, обозначение ЭПУ (буквы, цифры на панели). Если неисправна плата, проблема с ошибкой f36 решается быстро – заменой электронного узла.

Совет

В котлах Protherm устанавливаются термостаты невозвратные и возвратные. У последних приборов имеется кнопка (показана на рисунке вверху) – после устранения причины появления ошибки f36 не забыть нажатием привести датчик в рабочее положение!

Оригинал статьи размещен на сайте fixbroken.ru

Поделитесь опытом

Если у вас есть опыт в исправлении ошибки F 36 в газовом котле Protherm — пишите в комментариях к этой статье, мы постараемся рассмотреть ваш вариант и подробно разобрать его в данной или одной из следующих статей. Можете так же присылать фото и видео с комментариями и описанием.

Источник

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Как он выглядит и где расположен

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Читайте также:  Не падает датчик топлива ваз 2114

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркалов месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

Читайте также:  Датчик дроссельной заслонки kraft

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котла Код/артикул Подходящие модели Цена, руб.
Vaillant atmoTEC 0020039083 Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-5 1 900–3 200
BAXI atmoMAIN 600870 DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB 1 200–1 800
Vaillant turboTEC 0020041905 Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-5 2 400–3 100
BAXI turboSLIM 721890400 1.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi 2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Источник

Adblock
detector