Турбинное масло для компрессора
17.02.2009
Обзор : компрессоры и компрессорные масла
Компрессорные масла широко применяются для смазывания компрессоров, эксплуатируемых в различных отраслях промышленности и на транспорте.
Компрессор – это устройство для сжатия и подачи воздуха или другого газа под давлением.
Его основное назначение – превращение механической энергии во внутреннюю энергию сжатого газа.
Основные функции компрессоров:
приведение в действие пневматических инструментов;
обеспечение охлаждения;
обеспечение функционирования механического оборудования;
управление производственными процессами различных типов.
В зависимости от назначения компрессоров, обеспечивающих работу механизмов в определенных условиях (высоких или низких температур, на воздухе или в воде, в химически агрессивной среде и т.д.), к компрессорным маслам предъявляются соответствующие требования.
Компрессоры различаются:
По принципу действия и основным конструктивным особенностям;
По роду сжимаемого газа:
- воздух (до 90% всех компрессоров)
- газы:
— химически неактивные – CO2, CO, N2, инертные газы;
— химически активные – O2, Cl2, HCl, H2S, SO2;
— углеводороды.
По создаваемому давлению: - низкого (с конечным давлением до 1 МПа)
- среднего (от 1 до 10 МПа)
- высокого (от 10 до 100 МПа)
- сверхвысокого (свыше 100 МПа)
По производительности (от 2 до 20 000 м 3 /мин)
Масла для компрессоров холодильных машин
- Минеральные: ХА-30; ХФ12-16; ХФ22-24
- Синтетические: ХФ22С; ХС-40
Масла для поршневых и ротационных компрессоров:
- Для поршневых компрессоров среднего и высокого давления: К-19; КС-19
- Для поршневых и ротационных компрессоров с температурой нагнетания
до 200 o С: К3-10; К3-10Н - Для тяжелонагруженных компрессоров высокого давления: К2-24; К3-20; К4-20; К2-220
Масла для турбокомпрессорных машин
Условия работы компрессорных масел и требования, предъявляемые к ним.
Поршневые и ротационные компрессоры
Условия работы масел :
Непосредственный контакт со сжатым газом, имеющим высокую температуру. Масло работает как уплотняющая среда (герметизирует камеру сжатия), смазывает цилиндры и клапана.
Требования к маслам:
Высокая термоокислительная стабильность, способность предотвращать или сводить к минимуму образование коксообразных масляных отложений в нагнетательных линиях компрессоров, антипенные свойства, определенный уровень вязкости.
Турбокомпрессорные машины
Условия работы масел:
Смазывание и охлаждение подшипников, валов и других деталей, защита от коррозии.
Требования к маслам:
Оптимальная вязкость, хорошая антиокислительная стабильность, устойчивость к осадкообразованию. Возможно применение турбинных масел (Тп-22С, Тп-22Б)
Компрессоры для холодильных машин
Условия работы масел:
Непрерывный контакт с хладагентом – образуется смесь хладагента и масла, которая выполняет одновременно функции и рабочего вещества, и смазывающей жидкости.
Постоянные колебания температуры и давления.
Требования к маслам:
Низкая температура застывания, высокая химическая стабильность (масло не должно вступать во взаимодействие с хладагентами), нейтральность по отношению к деталям холодильной установки.
Классификация и обозначения отечественных компрессорных масел
По своему назначению масла подразделяются на 4 группы:
первая – для компрессоров, работающих при умеренных режимах, сжимающих воздух и другие нерастворимые в масле газы при температуре нагнетания ниже 160 o С
вторая – то же, при температуре нагнетания ниже 180 o С
третья – для компрессоров, работающих в тяжелых условиях при температуре нагнетания ниже 200 o С
четвертая – для компрессоров высокого давления, работающих в особо тяжелых условиях при температура нагнетания выше 200 o С
Маркировка масел и расшифровка
Пример:
«КС-19п», «Кп-8С», «К2-24», «К3-10» и др.
«К» — означает принадлежность к компрессорным маслам.
Цифра после «К» (кроме 1) — группа масла .
Цифра после дефиса — кинематическая вязкость при 100 0С.
«п» — масло с присадками.
Буква «С» — масло вырабатывается из сернистых нефтей.
Зарубежные стандарты на компрессорные масла
Стандарт DIN 51506 предусматривает классификацию масел для воздушных компрессоров по степени напряженности:
- сорта VB, VB-L – для всех воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 140 o С
- сорта VC, VC-L – для стационарных воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 160 0С и компрессоров, установленных на транспортных средствах, с температурой нагнетания до 220 o С
- сорта VD, VD-L – для стационарных воздушных компрессоров с конечной температурой сжатия до 220 0С и компрессоров, установленных на транспортных средствах, с температурой нагнетания до 220 o С
Буква L в обозначении класса означает, что масло легировано присадками
Области применения компрессоров в различных областях промышленности
Поршневые компрессоры – химическая промышленность, холодильные установки, питание пневматических систем, гаражное хозяйство.
Ротационные компрессоры – химическая промышленность, дутье в некоторых металлургических печах и др.
Центробежные компрессоры – центральные компрессорные станции в металлургической, машиностроительной, горнорудной, нефтеперерабатывающей, газодобывающей промышленности
Осевые компрессоры – доменные и сталелитейные заводы, наддув поршневых двигателей, газотурбинных установок, авиационных реактивных двигателей и др.
Компрессорные масла, выпускаемые Газпромнефть-СМ
Для смазывания центробежных и турбокомпрессорных машин применяется турбинное масло ТП-22с, которое гарантирует высокую устойчивость к образованию осадка, хорошую антиокислительную стабильность и необходимые противоизносные свойства.
Масло КС-19п – предназначено для смазывания поршневых компрессоров среднего и высокого давления, содержит антиокислительную присадку, соответствует классу вязкости ISО VG 220.
Высококачественная собственная база позволяет гарантировать высокий уровень эксплуатационных свойств в течение всего срока работы масла – устойчивость против окисления, пониженную склонность к образованию отложений, безопасность при эксплуатации компрессора
Основные характеристики масел Серии Газпромнефть Компрессор VDL:
Существенное превышение по эксплуатационным свойствам масел уровня ГОСТ;
Содержание высокоэффективного импортного пакета присадок, который обеспечивает:
практически полное отсутствие склонности к образованию углеродистых отложений и нагара на деталях компрессора;
- повышенную защиту деталей от коррозии и износа и тем самым продлённый срок службы компрессора;
повышенные деэмульгирующие, антипенные и антиокислительные свойства и тем самым увеличенный срок замены масел;
Компрессорные масла серии Газпромнефть Компрессор VDL отвечают нормам DIN 51506 и требованиям ведущих производителей компрессоров, что позволяет использовать эти масла в импортной технике.
В ближайшее время планируется выпуск масел Кп-8с (для турбокомпрессоров) и Тп-32Р (для турбокомпрессоров, работающих с агрессивными средами (сероводород и др.), используемых предприятиями группы ГАЗПРОМ).
Источник
Турбинное масло — свойства, применение и характеристики
Турбины относятся к механизмам, работающим в сложных температурных условиях, и с повышенными нагрузками. Соответственно, к обслуживанию этих агрегатов предъявляются высокие требования, которые распространяются и на расходные материалы.
По этой причине турбинное масло отличается по составу и характеристикам от любых других смазочных материалов, и к его подбору следует относиться более внимательно.
Любая попытка сэкономить на обслуживании, влечет за собой серьезные проблемы с оборудованием, и, как следствие, высокие дополнительные расходы впоследствии.
Вопрос даже не в потере гарантии на агрегат, или стоимости ремонта, любая неисправность, вызванная некачественными смазочными материалами, приводит к простою оборудования.
Назначение турбинного масла
- Разумеется, основная задача – смазывание высоко оборотистых подшипников, установленных в турбо установках.
- Кроме того, учитывая термическую нагрузку, смазочные материалы этого типа работают в качестве охладителя: отводят тепло от рабочего узла в зону охлаждения.
- Турбинное масло также используется в качестве гидравлической жидкости для обеспечения работы механизмов управления и регулирования турбоагрегатов.
Требования, предъявляемые к смазочным материалам для турбин
С учетом условий технического задания изготовителей турбинных агрегатов, производители масел производители турбинного масла используют нефть только высокого качества.
Сырье подвергается глубокой очистке, а в базовую основу вводится целый комплекс специальных присадок.
Благодаря этому продукт получает уникальные свойства:
- высокая стабильность против окисления при работе в различных условиях взаимодействия с кислородом;
- низкий процент выпадения осадков, которые могут разрушить высоко оборотистые механизмы турбин;
- противодействие образованию эмульсии с водой (при смене температуры внутри турбины может образовываться конденсат);
- по этой же причине, смазки должны стойко противостоять коррозии на поверхности металлических деталей;
- противостояние вспениванию – важное требование, с учетом скоростей работы подвижных узлов турбин;
- кавитация должна быть минимальной.
Кроме того, в маслопроводах турбоагрегатов накапливаются мельчайшие продукты износа, которые могут вывести из строя всю систему. Поэтому турбинное масло (чаще всего применяется ТП 22С) должно хорошо очищаться фильтрами в текущем режиме эксплуатации.
Общие требования для всех типов турбинных согласно ГОСТ 9972-74 масел изложены в перечне. Эти же параметры необходимо соблюдать при эксплуатации электрических станций, в которых применяются турбины:
- кислотность нового масла не более 0,3 мг согласно методике измерения;
- после окисления в процессе эксплуатации не более 0,8 мг;
- содержание воды в составе – 0%;
- на просвет не должны обнаруживаться механические примеси, доля осадка менее 0,15%;
- стабильность при эксплуатации при температуре 120°C должна сохраняться на протяжении не менее 14 часов непрерывной работы.
Требования к высокотемпературным турбинным маслам, DiN51 515, часть 2, ноябрь 2004 г. L-TG для эксплуатации в условиях высоких температур | ||||
---|---|---|---|---|
Группа смазочных масел | Предельные значения | Испытания в соответствии с | Сопоставимы с ISO стандартами | |
TG 32 | TG 46 | |||
Класс вязкости по ISO | TSOVC 32 | TSOVC 46 | D/W51 519 | ISO 3448 |
Кинематическая вязкость: при 40 °С, | DIN 51 550 в соответствии с DIN 51 561 или DIN 51 562-1 | ISO 3104 | ||
минимальная, мм*/с | 28,8 | 41,4 | ||
максимальная, мм*/с | 35,2 | 50,6 | ||
Температура вспышки (в закрытом тигле), минимальная, °С | 160 | 185 | DIN. ISO 2592 | ISO 2592 |
Деаэрационные свойства при 50 °С, максимальные, мин. | 5 | 5 | DIN 51 381 | — |
Плотность при 15 °С, минимальная, г/мл | Должно быть указано поставщиком | DIN 51 757 | ISO 3675 | |
Температура застывания, максимальная, °С | ≤-6 | DIN ISO 3016 | ISO 3016 | |
Кислотное число, мг КОН/г | Должно быть указано поставщиком | DIN51 558-1 | ISO/DIS6618 | |
Зола (оксидная зола), %масс. | Должно быть указано поставщиком | DIN EN 7 | ISO 6245 | |
Содержание воды, максимальное, мг/кг | 150 | DIN51 777-1 | ISO/DIS12937 | |
Уровень чистоты, минимальный | 20/17/14 | DIN ISO 5884 с DIN ISO 4406 | ISO 5884 с ISO 4406 | |
Пена: | ISO 6247 | |||
Ступень 1 при 24 °С, максимально, мл | 450/0 | |||
Ступень II при 93 °С, максимально, мл | 100/0 | |||
Ступень 111 при 24 °С после 93 °С, максимально, кг, | 450/0 | |||
Деэмульгируемость, мин | Должно быть указано поставщиком | DIN51 599 | ASTM-D 1401 | |
Водоотделение (после обработки паром), максимальная, с | 300 | 300 | DIN51 589, часть 1 | |
Медная коррозия, максимальная | 2-125/43 | DIN 51 759 | ISO 2160 | |
Защита стали от коррозии. Коррозионная агрессивность, максимальная | 0-А | DIN 51 585 | ISO/DIS 7120 | |
Стойкость к коррозии | 3,000 | DIN 51 587 | ISO DIS 4263 | |
Время в часах до достижения дельта NZ 2,0 мг КОН/г |
ASTM-D 2272
методе испытания