Как проверить термостат двигателя H4M на Lada Vesta, XRAY
В ходе эксплуатации автомобиля в работе системы охлаждения двигателя могут возникнуть неисправности. Причин может быть несколько, в некоторых случаях проблема связана с неправильной работой термостата. А вы знаете, как проверить термостат двигателя Renault-Nissan H4M-HR16DE на автомобилях семейства Лада Веста и Иксрей?
Первым делом следует выполнить диагностику и проверить наличие ошибок в ЭБУ. Например, код ошибки Р0217 «Перегрев двигателя» свидетельствует, что ЭСУД зафиксировала достижение температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) значения +121 ℃.
Провести внешний осмотр и проверить:
- уровень ОЖ в системе охлаждения, который должен находиться между метками «min» и «max» расширительного бачка;
- затяжку пробки расширительного бачка;
- система охлаждения должна быть заправлена ОЖ, применение воды в качестве ОЖ не допустимо;
- состояние (загрязнение, замятие и прочее) поверхности радиатора системы охлаждения;
- соответствие комплектации системы охлаждения документации, внесение изменений в конструкцию системы охлаждения не допускается;
- наличие механических повреждений на деталях системы охлаждения;
- видимые неисправности системы охлаждения, подтекание ОЖ, ослабление затяжки хомутов, порывы и порезы шлангов;
- исправность привода насоса ОЖ.
Проверить герметичности системы охлаждения:
- Проверку герметичности заправленной системы охлаждения проводить сжатым воздухом при давлении 1,4±0,1 бар (140±10 кПа).
- Сжатый воздух подвести к штуцеру пароотводящего шланга на расширительном бачке, пароотводящий шланг при этом заглушить.
- Вместо пробки расширительного бачка допускается использовать технологическую пробку-заглушку с заблокированными клапанами.
Внимание! Соблюдать меры предосторожности, обратить внимание на состояние расширительного бачка системы охлаждения – при наличии видимых трещин возможен разрыв бачка при подаче давления.
- После подачи давления в систему охлаждения замерить время – падение давления в течение 1 мин в системе не допускается. При выявлении негерметичности системы охлаждения определить конкретные места негерметичности и устранить неисправность заменой деталей-виновниц или восстановлением моментов затяжки элементов крепежа.
- Проверить пробку расширительного бачка. Давление открытия выпускного клапана должно составлять 1,4±0,1 бар (140±10 кПа), давление (разрежение) открытия впускного клапана должно составлять 0,15±0,05 бар (15±5 кПа).
- После проведения работ, связанных со сливом ОЖ, требуется заправка системы охлаждения, во избежание завоздушивания системы охлаждения.
- По окончании заправки при температуре ОЖ 25±5℃ ее уровень должен находиться между метками «min» и «max» расширительного бачка.
Проверить температуру начала открытия клапана термостата:
Проверка температуры начала открытия термостата субъективным методом оценки нагрева шлангов рукой не допустима, так как приводит к ошибкам в десятки градусов и к необоснованному признанию термостата несоответствующим требованиям.
При инструментальной проверке температуры начала открытия термостата для измерения температуры ОЖ использовать диагностический прибор.
Выдержать автомобиль в обогреваемом помещении до выравнивания температуры автомобиля примерно до температуры воздуха в помещении.
Запустить двигатель и прогревать на режиме минимальной частоты вращения холостого хода с выключенным вентилятором системы отопления салона.
В процессе прогрева двигателя контролировать температуру ОЖ по диагностическому прибору.
Проверку допускается проводить и вне помещения, в том числе при отрицательной температуре воздуха, однако при этом будет затрачено больше времени на прогрев.
После начала открытия термостата дальнейший процесс сопровождается прогревом отводящего шланга радиатора системы охлаждения по всей его длине и появлением циркуляции ОЖ через пароотводящий шланг в расширительный бачок (с задержкой по времени при повышении частоты вращения двигателя до 3000 мин-1).
При прогреве двигателя температура ОЖ, контролируемая по диагностическому прибору, будет увеличиваться. Момент начала открытия термостата определяется по незначительному, от 2 до 4 °С, снижению температуры ОЖ, которое легко может быть замечено на фоне предшествующего увеличения температуры.
Величину максимальной температуры ОЖ tmax1 перед упомянутым снижением следует записать.
При определении температуры начала открытия термостата на автомобиле описанным выше методом следует учесть особенность измерения температуры диагностическим прибором с использованием сигнала с датчика температуры ОЖ ЭСУД.
Из-за инертности этого датчика реальное значение температуры ОЖ, определенное специально установленной термопарой, при прогреве двигателя превышает температуру, определенную с датчика ОЖ ЭСУД, в среднем на 4 °С.
Рисунок 1 – Пример записи температуры ОЖ с двух источников: с датчика температуры ОЖ ЭСУД и со специально установленной термопары. Режим двигателя: прогрев при минимальной частоте вращения холостого хода. Отопитель выключен.
Кривая красного цвета (термопара) лежит выше кривой синего цвета (датчик ЭСУД) в среднем на 4 °С. Поэтому для получения реальной температуры начала открытия клапана термостата методом прогрева двигателя на автомобиле необходимо к максимальному значению температуры tmax1 (см. п.3.2), измеренному диагностическим прибором, прибавить 4 °С. Получим значение температуры ОЖ tmax2, которое следует считать реальной измеренной температурой начала открытия клапана термостата.
Температура начала открытия клапана термостата 212007696R tmax2, определенная на автомобиле вышеописанным инструментальным методом, должна соответствовать следующим требованиям. В конструкторской документации на новый термостат 212007696R допуск на температуру начала открытия клапана составляет 82±1,5 °С. Но использовать этот допуск при измерении на автомобиле нельзя. По объективным причинам этот допуск должен быть расширен. Правомочны следующие расширения допуска:
- На бывший в употреблении термостат технической документацией предусмотрено расширение допуска дополнительно на ±2,8 °С. То есть, суммарный допуск на температуру начала открытия клапана бывшего в употреблении термостата 212007696R составляет 82±4,3 °С. Но этот допуск применим только для точных измерений в стендовых условиях (вне автомобиля).
- Определение температуры начала открытия термостата в составе автомобиля косвенным методом по изменению температуры ОЖ является менее точным, чем прямое физическое измерение хода клапана термостата на 0,1 мм (принимаемое за начало открытия) на стенде. Поэтому допуск для бывшего в употреблении термостата 82±4,3 °С должен быть дополнительно расширен на ±2 °С. Тогда суммарный допуск составит 82±6,3°С.
- На показания датчика температуры ОЖ ЭСУД, участвующего в измерении tmax2 на автомобиле, технической документацией предусмотрен допуск ±1,5 °С. Тогда суммарный допуск составит 82±7,8 °С.
Соответственно, по совокупности всех правомочных расширений допуска, измеренная на автомобиле температура начала открытия клапана термостата 212007696R tmax2 должна соответствовать диапазону от 74,2 до 89,8 °С или округленно от 74 до 90 °С.
Прогрев двигателя следует проводить до трёх включений-выключений электровентилятора системы охлаждения. Температура включения и выключения электровентилятора системы охлаждения фиксируется по показаниям диагностического прибора. Величины порогов включения-выключения электровентилятора системы охлаждения должны соответствовать требованиям технологической документации к ЭСУД.
Для охлаждения двигателя реле ВЕНТ1 активируется, когда температура охлаждающей жидкости превышает 102 °C, и деактивируется, когда температура охлаждающей жидкости становится ниже 98 °C.
Если температура охлаждающей жидкости продолжает увеличиваться, реле ВЕНТ2 активируется, когда температура охлаждающей жидкости превышает 103 °C, и деактивируется, когда температура охлаждающей жидкости становится ниже 98 °C.
Проверить негерметичность клапана термостата:
Установить автомобиль на двухстоечный подъемник, затормозить стояночным тормозом, выключить зажигание, открыть капот и отсоединить клемму провода «массы» от аккумуляторной батареи (подъемник электрогидравлический типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т, ключ гаечный 10).
Выдержать автомобиль до полного остывания ОЖ в системе охлаждения двигателя.
Нажать на фиксаторы и снять заборник 1, рисунок 2, холодного воздуха.
С помощью струбцины пережать подводящий шланг 2 радиатора системы охлаждения (струбцина для пережатия резиновых шлангов).
Рисунок 2 – Вид моторного отсека автомобиля LADA XRAYс двигателем H4M: 1 – заборник холодного воздуха; 2 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения
Отвернуть болты крепления и снять брызговик двигателя (головка сменная 10, удлинитель, вороток).
Установить воронку и емкость для слива ОЖ, разжать хомут 1, рисунок 3, крепления, снять подводящий шланг 4 радиатора системы охлаждения с патрубка крышки 2 термостата и аккуратно слить в емкость часть ОЖ из системы охлаждения двигателя до полного прекращения ее вытекания. Принять меры для исключения пролива ОЖ и попадания ее на элементы электрооборудования (плоскогубцы, воронка, емкость технологическая).
Установить технологический шланг на патрубок крышки термостата и опустить его в чистую емкость для сбора ОЖ (шланг технологический, емкость технологическая).
Снять со штуцера расширительного бачка 1, рисунок 4, пароотводящий шланг 3 и заглушить его болтом (плоскогубцы).
Установить шланг 2 магистрали подачи сжатого воздуха на штуцер расширительного бачка 1 и закрепить хомутом (отвертка крестообразная).
Подать сжатый воздух через редуктор под давлением 1,37 бар (137 кПа) в систему охлаждения в течение 1 мин. Следить за вытеканием ОЖ из патрубка термостата в технологическую емкость во избежание пролива ОЖ. Вытекания ОЖ может не произойти, если клапан термостата герметичен. Утечка ОЖ при указанном давлении не допускается.
Замену термостата (инструкция) производят после проведения диагностики системы охлаждения и обнаружения несоответствия одного или нескольких параметров:
- несоответствии температуры открытия клапана
- негерметичности клапана
- герметичности корпуса термостата.
Рисунок 3 – Место установки клапана термостата: 1 – хомут крепления; 2 – крышка термостата; 3 – болт крепления крышки термостата; 4 – подводящий шланг радиатора системы охлаждения
Рисунок 4 – Пароотводящий шланг заглушен, к расширительному бачку подключена магистраль подачи сжатого воздуха: 1 – бачок расширительный; 2 – шланг магистрали подачи сжатого воздуха; 3 – шланг пароотводящий
Источник
Двигатель Renault H4M (HR16DE) для Vesta, Logan, Duster, Arkana. Алюминиевая замена K4M?
Введение
В настоящее время в новых моделях Renault, Nissan и Lada стал широко применяться двигатель с обозначением Renault H4M.
Его принято позиционировать, как «усовершенствованный» и «пришедший на смену» старому-доброму и давно известному 16-клапаннику K4M c чугунным блоком цилиндров.
Действительно, перечень моделей, на которые устанавливается силовой агрегат H4M , весьма широк:
- Lada: Vesta и Lada Xray
- Renault: Logan, Sandero, Kaptur, Duster, Arkana (а также Fluence, Megane и т. д.)
- Nissan: Qashqai, Terrano (а также Tiida, Juke, Sentra и т.д.)
Но, в целом, позиционировать этот двигатель, как улучшенный K4M — неправильно. H4M имеет такое же отношение у K4M , как ёж к ужу.
Двигатель H4M является версией исходного двигателя HR16DE собственной разработки Nissan, который стал доступен в линейке Renault после слияния концернов. У Nissan двигатель HR16DE пришел на замену еще более старому QG16DE, который в середине 2000-ных ставили на Примеру, Альмеру, Альмеру Классик.
От Nissan HR16DE двигатель Renault H4M , собираемый на АвтоВАЗе, имеет следующие отличия:
- электронный блок управления двигателм Renault (Siemens), вместо исходного от Nissan
- по одной форсунке впрыска топлива на цилиндр, вместо исходных двух
- установлены датчик абсолютного давления и датчик температуры воздуха, вместо исходного MAF-сенсора
Если рассматривать H4M как «эволюцию» K4M, то можно отметить:
- двигатель стал полностью алюминиевым
- приобрел цепной привод ГРМ вместо ременного
- приобрел новые распределительные валы
- появился механизм изменения фаз газораспределения, но только на впускном валу
- лишился гидрокомпенсаторов.
Технические характеристики
Объем двигателя — 1,6 л
Материал блока цилиндров — алюминий, масса двигателя — 105 кг
Количество цилиндров — 4, клапанов — 16
Ход поршня — 83,6 мм, диаметр цилиндра — 78 мм
Топливо — 95, cтепень сжатия — 10.7
Мощность двигателя — 113—117 л.с. (6000 об. мин.)
Крутящий момент — 156—158 Нм (4000 об. мин.)
Расход масла — до 500 гр. на 1000 км
Средний ресурс — 250 тыс. км. (напомню, K4M легко бегал до 400 тыс. км и более).
Производство — АвтоВАЗ (с марта 2015)
- В современных реалиях и в своем классе мотор вполне обыкновенный — не хуже, но и не лучше аналогов. Он не самый сложный, к бензину не требовательный, при рекомендованном заводом 95-м, можно лить и 92-й (детонации, как на вазовском 21129, при работе на 92-м не будет).
- По конструктиву — алюминиевый блок цилиндров. В блок установлены цельнолитые чугунные гильзы. Литой алюминиевый масляный картер. Алюминиевый блок, по сравнению со старым чугунным, лучше прогревается, но быстрее остывает, легче по массе, но хуже держит нагрузку и перегрев. Вот вам и две стороны одной медали.
- Имеется система изменения фаз газораспределения, фазовращатель установлен на впускном валу, используется электронная дроссельная заслонка.
- В системе ГРМ используется тонкая цепь, растяжение которой можно ожидать примерно к 120 тыс. км. пробега. Привод масляного насоса также цепной.
- Двигатель явно не предназначен для установки ГБО. Нужно регулировать зазоры клапанов, а гидрокомпенсаторов нет. Зазоры регулируются подбором толкателя, примерно раз в 80 — 100 тыс. км. пробега (а на газу — раза в 3 чаще). Шум и стук двигателя — основной признак скорой поездки на регулировку.
- Регулировка клапанов делается методом подбора и замены толкателей (процедура долгая и дорогая, разбирается вся головка блока цилиндров). К слову, существует 26 типоразмеров толкателей со значениями от 3 до 3,5 мм с шагом 0,02 мм. И подбирать эти 26 размеров к 16 клапанам несколько сложновато (и дороговато), да и соответствующее оборудование не везде есть.
- Кроме того, есть отзывы, что мотор H4M может плохо заводиться и глохнет в сильный мороз (от -15 С). Но, как показывает практика, это информация зачастую исходит от лиц, перепечатывающих друг у друга, и никогда не эксплуатировавших сей агрегат. Я заводил Logan с H4M в минус 22 градуса без всяких вопросов практически с «полтыка».
Расход масла
Многие жалуются, что Н4М подъедает масло. У кого-то 100 грамм на 1000 км, у кого-то и поллитра. Особенно при кривой сборке автомобиля в пятницу вечером или в понедельник утром :).
А если серьезно, то: интенсивное наваливание, езда без всякого прогрева, городская езда на короткие дистанции, «пенсионерский» стиль вождения (движение на низких оборотах на всех передачах) — грозит залеганием колец.
Некорректная обкатка авто (производитель рекомендует первые 3000 км движение со скоростью не более 100км/ч и оборотов коленчатого вала в минуту не более 3000), и контрафактное масло ведут к масложору.
Причин на то достаточно, самая значимая из них — облегчённая поршневая группа с «короткими» поршнями и тоненькими колечками. Трение и потери энергии при скольжении таких поршней, конечно, меньше, но зато больше масла начинает просачиваться в камеру сгорания.
Также в некоторых случаях расход масла возникает из-за утечки по поддону картера, либо по крышке цепи ГРМ. Сервисмены смотрят на это сквозь пальцы, так как ремонт по гарантии не провести, а владелец за свой счёт делать отказывается.
В общем, за маслом в этом двигателе нужно «бдить».
Если просмотрите уровень, тотальные разрушения неизбежны (при этом лампа давления не загорится, даже если масла останется 800мл). Детали настолько нежные, что задиры появляются сразу, двигатель начнет плохо заводиться, падает компрессия, начнет постукивать коленчатый вал и т.д.
Трудности при замене свечей
Простейшая для рядового автолюбителя процедура — замена свечей зажигания — на данном двигателе сильно осложнена расположением и конструкцией впускного коллектора, полностью перекрывающего доступ к свечам и катушкам.
Кратко опишу, в чем заключается эта увлекательная процедура, ведь по статистике, подготовительные действия занимают от 15 минут. и до часа, а стоимость замены колеблется в пределах от 1500 до 5000 рублей:
- В первую очередь необходимо снять впускной коллектор. Затем —открутить дроссельную заслонку. Разъем с дросселя без нужды снимать не нужно, иначе потом придется делать перекалибровку.
- Далее с впускного коллектора отсоединяются все трубки и откручивается порядка 10-ти болтов крепления коллектора в передней части моторного отсека.
- Помимо самих свечей зажигания, необходимо приобрести прокладки впускного коллектора, так как они являются деталями разового монтажа. Цена — от 400 рублей за AJUSA. Это самый дешевый и хороший по качеству аналог. Прокладок нужно 4 штуки. Код оригинала — 140328698R. При желании можно заменить также прокладку дросселя. Код оригинала — 161757436R.
- Далее, все нужно аккуратно собрать в обратной последовательности, не допуская неплотностей, через которые будет попадать воздух. Будьте крайне внимательны.
- Стоит отметить, что свечи зажигания, традиционные для других моделей Рено и ВАЗа, для H4M не подходят. Здесь стоят другие свечи зажигания, меньшего диаметра, с удлиненной резьбовой частью. Чтобы не ошибиться, можно купить оригинальные свечи — 224011561R.
Источник