Меню

Замена датчика уровня топлива ваз 21213 карбюратор

Датчик уровня топлива автомобиля ВАЗ 21213

Российские автовладельцы с любовью относятся к первому отечественному кроссоверу ВАЗ 2121 «Нива» и продолжают его эксплуатировать на протяжении 40 лет. За эти годы автомобиль немного эволюционировал. Правда его внешность почти не изменилась, а вот силовая установка преобразилась: на смену карбюратору пришёл инжектор. И на тех, и на других модификация машины, владельцам загадывает непростые ребусы датчик уровня топлива (ДУТ). Это некомфортно сказывается на управлении, так как водитель не уверен в точном количестве бензина в баке.

Далее расскажем о причинах и признаках неисправности ДУТ, какие виды датчиков существуют, какой выбрать, как проверить, заменить и отрегулировать.

Принцип работы

На моделях ВАЗ 21213–21214 устанавливалось 2 вида датчика уровня топлива, но оба они рычажного типа. В инжекторной модификации автомобиля, к ранее существующему механизму просто добавили электронасос. Поэтому теперь узел называется — модуль ЭБН. Но при этом основная конструкция ДУТ не изменилась. И на первом, и на втором виде датчика остались главные элементы, такие как:

  1. Резистор (потенциометр).
  2. Подвижной контакт (ползунок).
  3. Металлический рычаг.
  4. Поплавок.
  5. Топливозаборник.

Как механизм работает? При заправке бензина в бак, поплавок датчика топлива остаётся на поверхности и поднимается вместе с уровнем. Ползунок, интегрированный в металлический рычаг, тоже начинает двигаться по резистору вверх. При этом параметры сопротивления понижаются (при максимуме должно быть 20 Ом, а при минимуме 250 Ом), поэтому напряжение увеличивается (закон Ома U=IR). Более высокое напряжение поступает по проводу на указатель уровня в панели приборов и показывает больше бензина. Так водитель следит за изменением в баке.

Причины и признаки неисправности

Рычажный механизм ДУТ постоянно находится в агрессивной среде, то есть, в бензине. Топливо не идеальное и часто в нём присутствует вода. Поэтому со временем контакты окисляются и перестают работать должным образом. Кроме того, подвижные механизмы банально изнашиваются, в первую очередь это относится к ползунку и резистору. Нередко происходит разгерметизация поплавка, из-за чего он частично наполняется бензином и начинает давать некорректные данные. Иногда причиной неисправности становится отсоединение (обрыв) провода в комбинации панели приборов.

Главные неисправности и способы устранения

Стрелка указателя лежит на 0, независимо от количества бензина в топливном баке:

  • Снимите лючок ДУТ (под 2-м рядом сидений) и отсоедините розовый провод. Включите зажигание. Если стрелка поднялась, то датчик «приказал долго жить». Требуется замена.

Стрелка зависает на максимальном значении шкалы (1) и более:

  • Снимите комбинацию приборов. Отсоедините красный провод от колодки №3 в панели и включите зажигание. Если стрелка упала, значит ДУТ неисправен, а если нет, то проблема в проводке. Возможно где-то короткое замыкание.

Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива:

  • Вероятнее всего произошло замыкание провода датчика с массой. Проверьте механизм и устраните замыкание.

Иногда стрелка указателя дёргается и замирает в произвольном положении. Эти признаки говорят о том, что скорее всего заклинил ползунок на резисторе.

Виды датчиков

Несмотря на устоявшийся десятилетиями классический внешний стиль, «Нива» пережила некоторые метаморфозы внутри себя. Одним из самых массовых преобразований можно считать «фокусы» с датчиком топлива, которые провернул АвтоВАЗ. Если открыть каталог, то даже у бывалого механика разбегутся глаза от разнообразия. Мы разобрались, всё упорядочили и составили номенклатуру согласно хронологии выхода ДУТ.

Таблица 1. Оригинальные номера датчиков уровня топлива

Годы выпуска Код Описание
С 1981 г. 21210-3827064-00 Впервые появился в каталогах.
До 2000 гг. ВАЗ 21213 21210-3827010-02 В каталогах не встречается. Выпускался ПО «Постас», г. Энгельс. В продаже почти не найти.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-00 Модернизированный датчик на базе первого ДУТ (…00). Изменения претерпел резистор: теперь его сопротивление стало 250 Ом, взамен прежних 350 Ом.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-01 Для АвтоВАЗа датчики изготавливались на предприятии «Точмаш» г. Владимир.
С 1990 гг. ВАЗ 21213 21213-3827010-02 Информация о производителе отсутствует.
ВАЗ 21214 С 1999 г. 21214-1139009-01 Для инжекторных машин. Модульный узел, состоящий из датчика уровня топлива и электронасоса. В каталогах идёт под аббревиатурой ЭБН. Производитель GM.
ВАЗ 21214 С 1999 г 21214-1139009-00 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch.
ВАЗ 21214 С 2005 г. 21214-1139009-10 Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Для автомобилей с системой Bosch MP7.0Н.
ВАЗ 21214 С 2009 г. 21214-1139009-20
21214-1139009-21
Модуль ЭБН. Производитель ОАО «Утёс». Насос марки Bosch, резистор 3М-01. Производитель ООО «АВТОЭЛЕМЕНТ».
В настоящее время Lada 4×4 (4×4M), Urban 21214-1139009-22
21214-3827010-15-0
Модуль ЭБН. Изготовитель «СЭПО». Насос Aisan 81B.
Второй номер (…15–0), это датчик уровня топлива новейшего образца, как на Ниве Шевроле (на защёлках).
Читайте также:  Нужно ли чистить датчик массового расхода воздуха

Комментарий с тематического форума: «ВАЗ наделал невероятное количество модификаций этих датчиков, поэтому найти необходимый сложно. По крайней мере 3-е моих знакомых, которые проводили эту замену из-за износа резистора, так и не смогли подобрать такой же. Пришлось ставить что было. Стрелка указателя при этом подвирает. Но приспособится можно».

Купить ДУТ для ВАЗ 21213-21214 можно во многих магазинах запчастей. Но профессионалы сервисных мастерских рекомендуют обращаться в специализированные торговые точки «LADA», а ещё лучше в монобрендовые магазины «Нива». Здесь менеджеры более компетентные и понимают проблемы покупателей. Если рекомендованного производителем датчика топлива нет в наличии, то подойдёт вариант заказа через интернет.

Таблица 2. Стоимость ДУТ для ВАЗ 21213–21214

Производитель Код Цена, руб.
Точмаш 21213382701001 585
Пекар 212133827010 540
АвтоВАЗ 21213-3827010-01 365
ВАЗ (Модуль ЭБН) 21214-1139009-20 1 670
Стартвольт (Модуль ЭБН) SFM 0124 2 120
VOLTON (съёмный датчик) 21214-3827010-15-0 380

Источники: old.autopiter.ru, ada-original.ru

Перед заменой рекомендуется посмотреть на оригинальный номер датчика, чтобы купить именно тот, что и должен стоять. Хоть они и могут взаимозаменяться, производитель всё же не рекомендует использовать другую деталь. Иначе стрелка может «врать», как это выше написал участник форума.

Как проверить

На рынке запчастей полно контрафакта и деталей плохого качества. Независимые эксперты автоизданий рекомендуют проверить новый датчик уровня топлива перед установкой. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Его потребуется переключить в омметр.

Сверху на крыше ДУМ есть 2 электрических выхода. В них вставлены штекеры: один для уровня, другой для сигнальной лампочки. Установите плюсовой щуп тестера на выход уровня, а минусовой щуп на массу. Далее двигайте рычаг датчика, имитируя полную заправку или пустой бак. Параметры на тестере должны меняться, от 20 (верхнее положение) до 250 Ом (нижнее). Никаких скачков и перепадов не допускается. Если дефекты есть, то выявлена некачественная деталь. Её необходимо вернуть в магазин.

Замена

Для демонтажа старого датчика уровня топлива и установки нового в бак, придётся снять много деталей задней части салона. Вам потребуется инструмент: крестовая и плоская отвёртки, ключи 7 мм, 10 мм, пассатижи (2 шт), маркер и ветошь. Ремонт желательно проводить на улице или в просторном помещении, чтобы не отравиться парами бензина. А ещё рекомендуется купить прокладку под ДУТ (45–50 руб.), так как старая часто не подлежит повторной установке. Сам процесс замены выглядит так:

Читайте также:  Датчик температуры масла в акпп пассат б6

  1. Установите машину на ручной тормоз.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Отверните по 2 самореза коврика с каждой стороны.
  4. Снимите клипсы с боковых обшивок и сами обшивки.
  5. Отверните 4 болта с 2-х кронштейнов заднего ряда сидений.
  6. Сложите спинку и выньте сиденье из салона.
  7. Откиньте коврик бензобака.
  8. Отверните 2 самореза, крепящих лючок ДУТ.
  9. Маркером пометьте одну фишку, чтобы затем не перепутать.
  10. Снимите 2 штекера (уровень бензина и сигнальная лампа).
  11. Крестовой отвёрткой ослабьте 2 хомута топливопроводов.
  12. Отверните 7 гаек крышки датчика (ключ 7 мм).
  13. Аккуратно выньте ДУТ из бака.
  14. Дождитесь, пока топливо из фильтра (сеточки) сольётся.
  15. Снимите прокладку (осторожно, чтобы её части не упали в бак).
  16. Почистите посадочное место.
  17. Установите новый датчик уровня топлива, но не закрывайте лючок.
  18. Включите зажигание и проверьте работу ДУТ на приборной панели.
  19. Соберите всё в обратной хронологии.

На инжекторной «Ниве» снятие и установка модуля ЭБН проходит в такой же последовательности. Только для отсоединения 2-х штуцеров шлангов понадобится 2 ключа на 17 мм. А перед снятием топливопроводов необходимо скинуть давление бензина в рампе.

Как отрегулировать

Если не удалось найти оригинальный датчик и пришлось купить аналог, то новый резистор после замены будет врать, так как немного не подходит по параметрам. Такой недостаток можно исправить. Именно для этого и понадобятся пассатижи (2 шт.). Порядок следующий:

  1. Залейте полный бак топлива.
  2. Включите зажигание и запомните показания стрелки (можно нарисовать на бумаге).
  3. Снимите минусовую клемму с АКБ.
  4. Демонтируйте ДУТ и немного подогните пассатижами рычаг (одними плоскогубцами крепко держите у основания).
  5. Затем установите датчик в бак, подключите АКБ и поверните замок зажигания.

Ваша задача состоит в том, чтобы стрелка точно совпала со шкалой единицы (1). Операцию необходимо повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обычно это занимает 2–3 подхода.

Заключение

Датчик уровня топлива потрепал немало нервов владельцам ВАЗ 21213–21214. Даже после установки нового узла, прибор не всегда показывает верные параметры. Всё потому, что тольяттинский автогигант придумал целую династию датчиков. Поэтому перед покупкой, разумно будет снять заднее сиденье и посмотреть номер ДУТ на верхней крышке. Зная код можно купить именно тот датчик, что рекомендовал производитель. Если оригинала нет и пришлось взять аналог, то есть проверенный способ устранить дефект некорректной работы: достаточно подрегулировать загиб металлического рычага.

Видео по теме

Источник

Датчики уровня топлива ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213

Карбюраторные модели имели (а у кого-то и ныне здравствуют) раздельно расположенные топливный насос и датчик уровня топлива, что обуславливает и разницу в номерах, используемых в каталогах, для инжекторных и карбюраторных моделей. А в контексте разговора о ДУТ стоит лишь упоминуть, что и на 21 и на 213 использовался копеешный насос — 21010-1106010-00 с некоторыми изменениями под определнные модификации. В принципе-то и о датчиках рассказать нечего — их было два вида и разделяются они по используемым моделям.

ДУТ ВАЗ 2121

21210-3827010-00. Один из самых первых каталогов (81 год), что есть у нас, говорит о том, что в конструкции используется указанный датчик в сборе с поплавком 21210-3827064-00. Да и наиболее поздний из имеющихся — 88 года, также указывает на него.

Читайте также:  Vq35de датчик коленвала расположение

21210-3827010-02. Данный номер не встречается в каталогах, однако имел место быть, но уже после закрытия производства карбюраторных моделей в России. К началу 2000-х -02 ДУТ выпускала ПО «Постас», г. Энгельс, которые заменили -00 датчики. По нашим данным обратная замена (с 02 на 00) заводом не рекомендуется, да и не осталось их.

ДУТ ВАЗ 21213

21213-3827010-00. При разработке 213 модели в 90-х притерпели изменения корпус датчика и реостат — теперь его сопротивление равнялось 250 Ом, в отличие от 350 у 21.

21213-3827010-01. Когда-то давно непосредственным изготовителем был ПО «Постас» из г.Энгельс. Последним же кто поставлял на АВТОВАЗ датчики 213-01 был Точмаш из Владимира.

21213-3827010-02. Никакой информации о данной модели, к сожалению, нет. Но все 213 ДУТ взаимозаменяемы, так что любой из них может быть использован при ремонте.

Подбор ДУТ на карбюраторные Нивы

Естественно говорить об оригинале сейчас уже невозможно. Так что при выборе датчика на рассматриваемые модели, в первую очередь, ориентируйтесь на производителя, так как взаимозаменяемость у них в рамках модели: 21 между собой, 213 между собой.

Источник

Замена (снятие) бензонасоса и датчика уровня топлива

Модуль электробензонасоса погружного типа установлен в топливном баке. В его состав входит электробензонасос турбинного типа, регулятор давления топлива, фильтр грубой очистки и датчик уровня топлива.

Бак должен быть наполнен топливом не более чем наполовину.

Работу проводим для очистки сетчатого фильтра, замены датчика указателя уровня топлива, топливного
насоса и топливного модуля в сборе.

Сбрасываем давление топлива (см. тут).

Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи.

Люк в крышке отсека топливного бака не позволяет снять электробензонасос,…

. поэтому необходимо демонтировать крышку отсека топливного бака.

Отгибаем вперед обивку багажника.

Головкой «на 7» отворачиваем по два самореза крепления крышки отсека топливного бака справа и слева (они одновременно прижимают обивки боковин).

. пять саморезов по передней кромке крышки.

Сдвинув вперед, снимаем крышку отсека топливного бака.

Отсоединяем разъем электробензонасоса, отжав фиксаторы

Помечаем краской трубки электробензонасоса и шланги подачи слива топлива.

Удерживая ключом «на 17» штуцер шланга, отворачиваем гайку сливной трубки электробензонасоса ключом той же размерности.

Либо (при другой конструкции) .

Нажимаем на фиксатор наконечника шланга.

. и снимаем шланг сливной магистрали с трубки крышки топливного модуля.
При этом надо быть готовым к тому, что небольшое количество топлива вытечет из шланга.

Отворачиваем гайку сначала на небольшой угол, стравливая давление топлива.

Соединение уплотнено резиновым кольцом, которое при сборке заменяем новым.

Аналогично отсоединяем шланг от трубки подачи топлива электробензонасоса.

Головкой «на 7» отворачиваем восемь гаек крепления электробензонасоса к топливному баку.

Приподнимаем электробензонасос и, поворачивая по часовой стрелке.

. извлекаем его из бака, стараясь не повредить поплавок указателя уровня топлива.

Снимать и устанавливать модуль нкжно осторожно, чтобы не повредить рычаг датчика уровня топлива, что приведёт к ошибочным показаниям уровня топлива.

Соединение уплотнено резиновой прокладкой.

Вынимаем центрирующее пластмассовое кольцо.

Во избежание попадания грязи, или посторонних предметов в бак, закрываем его полиэтиленом.


Топливный модуль в сборе

Устанавливаем электробензонасос (модуль) в обратном порядке. Соединяем трубки и шланги по меткам.

Для замены самого насоса, сетчатого фильтра насоса или топливного датчика разбираем топливный модуль

Видео

Источник

Adblock
detector