Меню

Датчик холостого хода для заз вида

Неисправности РХХ: профилактика и устранение

РХХ ( регулятор холостого хода ) бывает двух видов: шаговый (о котором пойдёт речь ниже) и моментный (который так же иногда именуется регулятором добавочного воздуха — РДВ). В карбюраторных автомобилях применялся электромагнитный клапан холостого хода. Почему-то большинство автолюбителей называют РХХ (а заодно и клапан) «датчиком», а это не правильно: всё это исполнительные механизмы ! Впредь призываю называть вещи своими именами: регулятор — «регулятором», а клапан — «клапаном»:

Итак, с этим с технической точки зрения довольно простым механизмом (РХХ) могут приключаться самые различные неприятности. Рассмотрим детально самые распространённые.

1. Образование нагара на наконечнике РХХ

Основная причина — угар моторного масла; причины же повышенного угара — завышенный интервал замены моторного масла либо низкое качество самого масла. Для очистки РХХ потребуется ветошь и бензин. Для удаления отложений можно так же воспользоваться аэрозолем «очиститель карбюратора». Не забываем чистить так же посадочное отверстие (воздушный канал) РХХ!

При выборе нового регулятора следует отдать предпочтение изделию с защитой от нагара (это может быть «юбка» в основании наконечника, но лучше если защищён весь шток с пружиной)

Основные причины: дефект дроссельного патрубка (неправильно центровано отверстие); низкое качество исполнения (слишком хрупкий материал). Пластиковый наконечник может оплавиться на автомобиле, оснащённым газобалонным оборудованием: для таких автомобилей допустимо использование только регуляторов с металлическими наконечниками. Регулятор со следами износа подлежит замене

В процессе эксплуатации подвижные детали изнашиваются, в следствии чего РХХ начинает «буксовать», и благополучно «проскальзывать» заданные блоком управления «шаги». Например, шаг на холостом ходу в статике равен 35. Смещение в движении составляет 15 шагов, но вместо расстояния, соответствующего 15 шагам, шток регулятора дважды пробуксовывает, и «выползает» лишь на расстояние, соответствующее 13 шагам. При переходе на холостой ход РХХ в процессе «заползания» проскочил один шаг, таким образом общая установка уже сместилась на шаг (блок «думает», что положение РХХ = 35 шагов, а фактическое положение штока и пропускная способность соответствуют 34). Так, пробуксовывая каждый раз разное количество шагов, взаимосвязь между учтёнными блоком управления шагами и пропускной способностью РХХ — утрачивается.

На диагностике это будет видно по изменению шага на холостом ходу при одной и той же температуре в процессе нескольких «подгазовок» и последующих переходов в режим холостого хода. При этом, если заглушить мотор и заново запустить его через 30 секунд — всё начнёт работать как надо (но ненадолго).

Как правило, в памяти ЭБУ автомобиля с таким дефектом РХХ хранится ошибка P0505 (лампа неисправности при этом может не гореть). Ещё интересная деталь: если «пробуксовывающий» РХХ снять с «СЕНСа» (автомобиля, оснащённого ЭБУ МИКАС-10.3) и установить, например, в «Самару» (автомобиль, оснащённый ЭБУ ЯНВАРЬ-7.2) — он будет какое-то время работать вполне адекватно. Связано это с тем, что разные блоки управления имеют различные алгоритмы регулировки холостого хода

Шток регулятора может заклинить «намертво» (не стоит путать этот дефект с неисправностью шагового двигателя: при заклинивании механической части шаговый мотор продолжает работать — РХХ «шуршит»), а может «подклинивать» в каком-то одном положении (как правило, в крайнем), при этом если демонтировать РХХ и вручную чуть сместить шток — РХХ продолжит какое-то время работать штатно.

Читайте также:  Как сбросить датчик давления в шинах мерседес 222

Профилактика и «клина», и «пробуксовки» заключается в переодической очистке и смазке РХХ : наконечник и шток промываются аэрозолем «Очиститель карбюратора» (при этом регулятор держим наконечником вниз), а механизм — обрабатывается жидкой силиконовой смазкой (при этом регулятор держим наконечником вверх). Рекомендую производить подобного рода «профилактику» при каждой смене моторного масла.

5. Отказ шагового двигателя

При отказе моторчика РХХ шток вручную будет перемещаться, но при подключении разъёма никаких «признаков жизни» РХХ подавать (шуршать) не будет… На панели приборов при этом зажигается лампа неисправности , и это однозначное показание к замене регулятора. Убедиться в отказе моторчика можно, «прозвонив» РХХ: переключите тестер в режим омметра и измерьте сопротивление между выводами «А» и «В» регулятора, затем между выводами «C» и «D». Сопротивление должно быть в пределах 0,040–0,080 кОм.

Явление довольно редкое, но крайне неприятное. Иногда внештатный «подсос» воздуха во впуск имеет место быть через корпус РХХ . Обычно это сопровождается характерным «шипением», но способ диагностики РХХ «по шипению» подходит только обладателям музыкального слуха. Для всех остальных есть наглядный способ для обнаружения подкачки воздуха через корпус РХХ: полив его водой при работе двигателя на холостом ходу; для этого:

1. Набираем в 0.35 — 0.5 л ПЭТ бутылку воду и проделываем в крышке бутылки дырочку шилом

2. Запускаем мотор и начинаем проливать РХХ (особо тщательно в местах стыка «бочки» и задней части регулятора)

При отсутствии подкачки воздуха через корпус РХХ никаких изменений в работе двигателя быть не должно. Если через корпус регулятора всё же попадает воздух в систему — обороты начнут снижаться, и возможно мотор даже начнёт «троить»: в этом случае РХХ подлежит замене (даже если Вы приобрели его совсем недавно)

Неисправность чрезвычайно распространённая. Распад может быть полным (когда регулятор разделяется на несколько частей) или частичным (когда вылетает одна или две заклёпки). Полный распад РХХ — однозначное показание к его замене так как зачастую не удаётся даже обнаружить все его части под капотом автомобиля… При частичном распаде на помощь могут придти. ЗУБОЧИСТКИ!

Источник

Нет тяги ЗАЗ Вида, большой расход топлива

Некоторые владельцы ZAZ Vida сталкиваются с ситуацией, когда силовой агрегат на глазах теряет свой потенциал. Опасность кроется в том, что малоопытные водители долгое время не замечают, что ДВС работает неправильно. Длительная езда с неправильно работающим мотором обычно приводит к необходимости покупать автозапчасти ЗАЗ Вида и проводить весьма трудоемкий ремонт .

Некоторые модификации ZAZ Vida используют в качестве блока управления (ЭБУ) систему МИКАС 10.3. Многие специалисты сходятся во мнении, что причиной большого числа каверзных поломок силового агрегата, которым управляет МИКАС 10.3, является данная разновидность ЭБУ.

Проблемная работа мотора ЗАЗ Вида обычно выражается в следующем:

  1. Теряется динамика разгона
  2. Возрастает расход топлива
  3. Двигатель неправильно реагирует на нажатие педали акселератора
  4. и пр.
Читайте также:  Подогреваемый кислородный датчик 1 банк 1 опорное напряжение обрыв цепи

Обычно неправильная работа двигателя сопровождается появлением ошибок в системном трее аварийного индикатора Check Engine. Если лампочка аварийного индикатора мигает, значит переключаемся к считыванию кодов и расшифровке ошибок .

Компьютерная диагностика ЗАЗ Вида

Данный автомобиль, как и любая другая машина, имеет диагностический разъем. С его помощью можно подключиться к ЭБУ и считать коды ошибок, а также провести диагностику многих функциональных систем силового агрегата и не только.

В автомобиле ЗАЗ Вида разъем диагностики находится у правой ноги водителя . Расположение разъема показано на картинке ниже.

Зависимо от модификации авто в качестве разъема диагностики может использоваться GM12 (он же OBD) или OBD II. Если машина укомплектована электронным блоком управления МИКАС 10.3, то скорее всего диагностический разъем представлен соединением GM12.

GM12 или OBD – классический 12-пиновый разъем, который на сегодняшний день считается устаревшим. Но эта разновидность диагностического порта все же еще встречается сегодня на многих авто, даже сравнительно молодых.

  • Второй конец провода, на котором находится разъем USB, подключаем к компьютерному устройству.
  • Запускаем диагностическую программу и проверяем имеющиеся ошибки.

Нестабильная работа мотора ZAZ Vida очень часто связана с проблемной работой датчиков кислорода. Это авто использует несколько лямбда-зондов. Первый датчик находится перед катализатором, а второй в районе приемной трубы. Как проверить лямбда-зонды.

Диагностика кислородных датчиков ЗАЗ Вида

Многие программы диагностики позволяют в режиме реального времени проконтролировать работу многих элементов ДВС, среди которых находятся и датчики кислорода. Работу кислородных датчиков ЗАЗ Вида следует проверять на включенном двигателе.

  • Запускаем мотор.
  • Включаем в программе диагностики проверку потока данных.
  • Находим информацию о датчиках кислорода и смотрим на показания опорного напряжения. Пример такой информации указан на картинке ниже.

В исправных датчиках кислорода напряжение будет динамическим, то есть непостоянным. Оно будет все время меняться в весьма широком диапазоне значений. Если же с каким-то из лямбда-зондов ZAZ Vida что-то не так, то опорное напряжение будет статическим . Оно не будет меняться.

Настороженность должен вызывать случай, когда из двух лямбда-зондов неправильно работают оба датчика. При некорректной работе всех датчиков кислорода высока вероятность повреждения провода либо же поломки самого блока управления.

При выявлении неисправности датчиков кислорода ремонт следует начинать с осмотра лямбда-зондов.

Как проверить работоспособность датчиков кислорода ЗАЗ Вида

Непосредственно с ЭБУ сообщается управляющий датчик кислорода, который находится на выпускном коллекторе, перед каталитическим нейтрализатором. Проверить работу управляющего датчика кислорода ЗАЗ Вида можно по следующей схеме:

  • Готовим к работе мультитестер. Измерительный прибор следует настроить на проверку напряжения. Уровень чувствительности можно поставить до 20 (В).
Читайте также:  Датчик температуры тигуан 2013

  • Находим сигнальный провод. Проводная колодка лямбда-зонда, как управляющего, так и диагностического, имеет 4 провода: питание, нагрев чувствительного элемента, масса и сигнальная линия. Передача информации на ЭБУ осуществляется посредством сигнального провода.

  • Один из щупов подключаем к массе. Лучше всего накинуть щуп на клемму «-» аккумуляторного блока. ​
  • Протыкаем сигнальный провод измерительным щупом. Нужен специальный игольчатый щуп. Если нет острого щупа, можно прибегнуть к помощи скрепки или даже иголки-невидимки.

Мастеру следует проткнуть оплетку сигнального провода датчика кислорода ZAZ Vida и коснуться острием оголенного проводника. При использовании скрепки/иголки, просто подключаем щуп к металлической части приспособления.

  • Заводим мотор.
  • Контролируем напряжение на сигнальном проводе управляющего лямбда-зонда.

Такое иногда бывает, что диагностическая программа показывает статическое напряжение лямбда-зонда, а при натуральной проверке датчика кислорода выясняется, что напряжение статическое, то есть постоянно меняется. Подобная ситуация указывает на то, что датчик кислорода является исправным, проблема кроется либо в проводке, либо в ЭБУ .

Как проверить проводку от лямбда-зонда к ЭБУ

Сигнальный провод датчика кислорода ЗАЗ Вида подвержен нескольким неисправностям:

  1. Обрыв
  2. Замыкание

Ч аще всего разрушается оплетка провода, что ведет к контакту оголенной части к массе либо другому оголенному проводу . Но бывает и такое, что сигнальный провод просто обрывается.

Проверить целостность сигнального провода управляющего лямбда-зонда можно методом прозвона. Для этого нужно подключить один щуп к сигнальному проводу на разъеме датчика кислорода, а вторым щупом следует подключиться к ответному пину на проводной колодке ЭБУ.

За передачу сигнала от управляющего датчика кислорода к электронному блоку управления ZAZ Vida отвечает пин №18 .

Если сигнал проходит, значит провод является абсолютно целым. Дополнительно есть смысл проверить, пробивает ли соединение на массу. Для этого нужно вспомогательным щупом подключиться к кузову автомобиля. Если сигнал не пропадает, значит в проводном соединении нет ни обрыва, ни пробоя.

С одной стороны новости о нормальной работе датчика кислорода ЗАЗ Вида и цельности проводки являются хорошими. Но с другой стороны, если лямбда зонд и проводка нормальные, значит неисправность кроется в ЭБУ. Обычно перегорает микросхема блока управления, отвечающая за обработку сигнала лямбда-зонда .

Можно попробовать восстановить неправильно работающий ЭБУ. Но в большинстве случаев неисправный блок управления просто меняют на новый. Особенно актуальна замена для системы МИКАС 10.3.

Дополнительная информация

Выхлопную систему автомобиля ЗАЗ Вида нередко изменяют путем удаления катализатора. В данном случае диагностический лямбда-зонд, который находится на приемной трубе приходится глушить обманкой. Но в качестве альтернативы некоторые водители перепрошивают блок управления, что позволяет настроить работу двигателя на стандарт экологичности Евро-2.

И в первом, и во втором случаях диагностический датчик кислорода может являться источником проблемной работы мотора ZAZ Vida. Это обусловлено манипуляциями с лямбда-зондом, а точнее с использованием несовершенных методов модернизации выхлопной системы .

Источник

Adblock
detector