Меню

Датчик температуры охлаждающей жидкости ямз 240

Датчик температуры охлаждающей жидкости ямз 240

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ И СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-240Б

Последовательность выполнения задания:
Рассмотрим обе системы раздельно.

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б

1. С помощью плакатов изучите устройство и работу системы охлаждения. Система охлаждения — жидкостная, с принуди-

тельной циркуляцией, организованная, закрытая. Вспомните, что означают эти определения.

Она состоит из водяной рубашки блока и головок цилиндров правого и левого рядов, водяного насоса, вентилятора, радиатора, соединительных патрубков.

Обратите внимание, что вентилятор и насос разделены. Насос приводится через шестерни от коленчатого вала, а вентилятор

— от шкива коленчатого вала ременной передачей через гидромуфту. Гидромуфта автоматически вступает в работу при температуре охлаждающей жидкости выше 90 °С. При температуре ниже 75 С° гидромуфта выключается, и вращение не передается на вентилятор. Это позволяет быстрее прогревать холодный двигатель.

2. Найдите все приборы системы охлаждения на двигателе. Изучите конструкцию и работу водяной рубашки блока и головок цилиндров, радиатора и его шторки, крышки радиатора (порядок изучения см. задание 1).

3. Найдите на двигателе водяной насос. Рассмотрите, как соединены с ним патрубки.

В корпусе насоса найдите входной и выходной каналы. Изучите работу насоса; вспомните, почему крыльчатка насоса засасывает в центральную часть и гонит воду к периферии и далее в выходной канал. При износе колец 15 и 16 просочившаяся через торцовое уплотнение вода сливается через дренажное отверстие. Найдите его.

4. С помощью плаката изучите работу вентилятора.

5. Изучите работу гидромуфты (рис. 2.7). Она представляет собой два лопастных колеса — насосное (ведущее) 16 и турбинное (ведомое) 21. Насосное колесо через шкив 12 и ремни связано с коленчатым валом. Если между лопастями колес имеется масло, то насосное колесо разгоняет масло с большой скоростью и направляет его на лопатки турбинного колеса. Энергия скоростного напора масла заставляет вращаться турбинное колесо. Масло подается в полость гидромуфты из смазочной системы двигателя через автоматический включатель, проходит по трубке к торцовому уплотнению, сверлениям вала 8 и втулке 1. Из полости гидромуфты масло сливается в поддон.

Рис. 2.7. Агрегаты системы охлаждения двигателя ЯМЗ-240Б: а — водяной насос: 1 — упорный фланец; 2 и 4 — подшипники; 3 -корпус; 5 — прокладка; 6 — крышка; 7 — крыльчатка; 8, 19 и 23 —
стопорные шайбы; 9, 12 и 22 —
гайки; 10 — вал; 11 и 18 — манжеты; 13 — пружинная шайба; 14 -пружина; 15 — упорное кольцо уплотнения; 16 — неподвижное кольцо уплотнения; 17 — втулка; 20 — болт; 21 — шпонка; 24 — шестерня привода; б — схема гидросистемы автоматического управления вентилятором: 1, 2, 10 и 27 — втулки; 3 и 7 — манжеты; 4, 11 и 22 — ступицы; 5, 9, 23 и 34 — гайки; 6, 13, 15 и 29 — подшипники; 8 — ведомый вал; 12 — шкив; 14 — ведущий вал; 16 — ведущее колесо; 17 и 40 -корпуса; 18, 24 и 28 — прокладки; 19 — корпус-кронштейн; 20 — кожух; 21 —
ведомое колесо; 25 и 37 — пружины; 26 — фланец; 30 — маслозаборник; 31 —
поддон; 32 — масляный насос; 33 — датчик; 35 — регулировочные шайбы; 36 и 39 — уплотнительные кольца; 33 — крышка; 41 — золотник; 42 — водяная труба

Автоматический выключатель установлен на водосборной труб правого ряда цилиндров. В корпусе 40 расположен золотник 41, на который с одной стороны воздействует термосиловой датчик 33, а с другой — пружина 37. При достижении температуры воды 90. 95 С° термосиловой датчик, преодолевая действие пружины 37, перемещает золотник 33, проточка которого соединяет входной и выходной каналы. Масло при этом поступает в гидромуфту, которая начинает вращать вентилятор. При понижении температуры воды до 75. 80 °С пружина возвращает золотник в положение, перекрывающее подачу масла к гидромуфте.

6. Регулировки системы охлаждения. Регулируют натяжение ремней привода вентилятора. При нажатии на наиболее длинную ветвь каждого ремня с усилием 40 Н прогиб должен составлять

15. 22 мм. При обрыве одного ремня заменяют все четыре.

При температуре охлаждающей жидкости выше 100 °С регулируют автоматический включатель гидромуфты. Для уменьшения температуры включения гидромуфты нужно переставить регулировочные шайбы 35 сверху под низ термосилового датчика.

Читайте также:  Замена датчика детонации кайрон дизель

7. Во время работы нужно поддерживать требуемый тепловой режим двигателя. Температура жидкости в системе должна быть в пределах 80. 100 °С.

При работе должны периодически отключаться гидромуфта и вентилятор. Полностью вентилятор останавливаться не должен. При перегреве корпуса гидромуфты проверьте работу автоматического выключателя, так как указанное явление свидетельствует о плохом поступлении масла в гидромуфту.

При подтекании воды через дренажное отверстие в корпусе насоса следует произвести ремонт торцового уплотнения.

Источник

Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.

Система охлаждения ЯМЗ-240

Система охлаждения предназначена для отвода тепла от нагруженных деталей и поддержания оптимального температурного режима работающего двигателя.

На дизеле ЯМЗ-240НМ2 применена жидкостная циркуляционная система охлаждения закрытого типа.

Основные ее части: водяной насос 26 (рис. 36); рубашки охлаждения блока и головок цилиндров; расширительный бак 13; радиатор; вентилятор 12 с автоматически управляемой гидромуфтой 19 привода и включателем 18 гидромуфты; дистанционный термометр.

Водяной насос ЯМЗ-240 (рис. 37) центробежного типа с шестеренным приводом от коленчатого вала через промежуточную шестерню. Валик 10 насоса установлен на двух шарикоподшипниках, полость которых уплотнена манжетой 18.

По концам валика размещены крыльчатка 7 и шестерня 24 привода. На уступ валика
напрессована втулка 17.

Между крыльчаткой и кольцом 16 корпуса расположены упорное кольцо 15, манжета 11 и пружина 14. Полированные поверхности втулки 17 и кольца 16 образуют подвижное уплотнение, препятствующее попаданию воды в полость подшипников.

Резиновая манжета 11 снабжена двумя латунными обоймами, предохраняющими ее от деформации при вращении.

Вода, просачивающаяся через зазор между втулкой и валиком водяного насоса, сливается
через дренажное отверстие в корпусе. Подшипники насоса смазываются разбрызгиванием из смазочной системы дизеля.

Расширительный бак предназначен для обеспечения расширения охлаждающей жидкости при нагревании и сбора выделившихся из нее воздуха и пара. В него вмонтированы коллектор 16 (см. рис. 36), пробка 15 заливной горловины и паровоздушный клапан 14.

Расширительный бак установлен на двух кронштейнах радиатора с амортизаторами. Каждый амортизатор состоит из резиновой втулки, двух резиновых колец и четырех стальных шайб.

Гидросистема автоматического управления вентилятором предназначена для поддержания оптимального теплового состояния двс ЯМЗ-240М2.

Она состоит из гидромуфты, закрепленной на переднем торце блок-картера, включателя гидромуфты, установленного в правом водосборном коллекторе дизеля, вентилятора и трубопроводов. Схема системы и гидромуфты показана на рисунке 39.

Гидромуфта предназначена для управления вентилятором и гашения инерционных нагрузок в приводе, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Она состоит из неподвижных (корпус-кронштейн 19, фланец 26, уплотнительная втулка 27, пружина 25, корпус 17 с наружными обоймами шарикоподшипников 13 и 15 и манжетой 3), ведущих (шкив 12, ступица 4, вал 14, насосное колесо 16 с кожухом 20) и ведомых (турбинное колесо 21, ступица 22, вал 8, уплотнительная втулка 1 с тремя уплотнительными кольцами и ступица 11) частей.

Ведущие части муфты приводятся во вращение ременным приводом от шкива коленчатого вала. Рабочие колеса имеют различное число лопаток (насосное — 36, турбинное — 34) для предотвращения резонансных вибраций.

В ведомом валу 8 выполнены центральное и радиальные сверления для прохода масла, которое к валу поступает через торцовую уплотнительную втулку 27, установленную во фланце 26 и прижатую пружиной 25 к валу 5.

Масло из рабочих полостей колес сливается через одно радиальное отверстие в кожухе 20 в полость, образованную корпусом-кронштейном 19 и корпусом 17, и далее по трубопроводу в поддон 31 дизеля. К ступице 11 прикреплена крыльчатка вентилятора.

Шкив гидромуфты ЯМЗ-240 соединен четырьмя клиновыми ремнями с ведущим шкивом, установленным на носке коленчатого вала. Пятый ручей шкива гидромуфты используют для привода генератора и пневмокомпрессора.

Натяжное устройство ремней привода вентилятора установлено на корпусе-кронштейне
гидромуфты и представляет собой перемещающийся по направляющим с помощью винта и гайки четырех-ручьевой шкив.

Включатель гидромуфты золотникового типа состоит из корпуса 40 (см. рис. 39), крышки 38, золотника 41, возвратной пружины 37, регулировочных шайб 35, гайки 34 и термосилового датчика 33. К корпусу 40 штуцерами присоединены подводящая и отводящая масляные трубки.

Читайте также:  Замена заднего датчика абс тойота королла е150

Принцип действия системы охлаждения. При работе дизеля крыльчатка насоса 26 (см. рис. 36) засасывает охлаждающую жидкость из нижнего бака 8 радиатора и нагнетает ее в рубашки и полости охлаждения цилиндров и их головок.

Нагнетаемая жидкость собирается в выходных коллекторах (трубах) и направляется через коллектор 16 расширительного бака в верхний бак 11 радиатора.

Далее охлаждающая жидкость по трубкам сердцевины 10 радиатора возвращается в нижний бак 5, охлаждаясь потоком воздуха, создаваемым крыльчаткой 12 вентилятора.

Режимы работы системы охлаждения ЯМЗ-240

Прогрев дизеля до 348-353К (75-80С)

В выключателе гидромуфты золотник 41 (см. рис. 39) и шток термосилового датчика 33 под действием возвратной пружины 37 занимает нижнее положение.

Правое сверление в корпусе 40, соединенное с подводящим маслопроводом, перекрыто золотником, и масло не поступает в гидромуфту.

Вследствие этого крыльчатка вентилятора не вращается, жидкость в радиаторе не охлаждается, а температура ее в системе по мере работы дизеля повышается.

Паровоздушный клапан закрыт, и система изолирована от окружающей среды, что способствует уменьшению потерь охлаждающей жидкости от испарения и выкипания и позволяет увеличить скорость циркуляции без опасности кавитации жидкости. На этом режиме уровень жидкости в расширительном баке постоянен.

Поддерживание оптимального теплового состояния дизеля (353-373К, или 80-100С)

На этом режиме охлаждающая жидкость, увеличиваясь в объеме вследствие интенсивного нагревания, перетекает в расширительный бак, где накапливаются воздух и пар.

Периодически открывается паровоздушный клапан, и пар поступает в окружающую среду.

Во включателе гидромуфты шток термосилового датчика 33 (см. рис. 39) выдвигается и перемещает золотник 41 в положение, при котором сообщаются подводящая и отводящая полости в корпусе 40.

Масло подается нагнетающей секцией масляного насоса 32 к корпусу включателя и через каналы в золотнике поступает к фланцу 26 гидромуфты, а затем по каналам ведомого 8 и ведущего 14 валов — на лопатки ведущего колеса 16.

Под действием центробежных сил масло отбрасывается на ведомое колесо, вращая его в том же направлении, что и ведущее.

Пройдя между лопатками ведомого колеса, масло снова попадает на лопатки ведущего. Таким образом, крутящий момент от одного колеса к другому передается через масляную среду.

Крутящий момент от ведомого колеса 21 передается через вал 8 и ступицу 11 крыльчатке вентилятора, создающей при вращении воздушный поток через радиатор. Благодаря этому температура охлаждающей жидкости поддерживается в оптимальном интервале.

Проскальзывание ведомого колеса относительно ведущего вследствие разности их частот вращения увеличивается при уменьшении частоты вращения ведущего колеса и уменьшается до 2 % при ее увеличении до максимального значения холостого хода.

Вследствие проскальзывания колес обеспечивается плавность разгона, а также постепенность возрастания нагрузки на вентилятор и гашения резких колебаний. Выделяемая при проскальзывании теплота отводится протекающим через муфту маслом.

Остановка и охлаждение дизеля ЯМЗ-240НМ2

На этом режиме гидромуфта не работает. Вентилятор при отключении некоторое время продолжает вращаться (ведет) за счет инерционного момента ведущих деталей и затем полностью останавливается.

С этого момента времени через радиатор перестает протягиваться воздух, и уменьшается интенсивность охлаждения дизеля.

При остановленном двигателе ЯМЗ-240М2 температура охлаждающей жидкости постепенно понижается до температуры окружающего воздуха. Объем охлаждающей жидкости уменьшается, а пары ее конденсируются.

В системе создается разрежение, вследствие которого охлаждающая жидкость из расширительного бака засасывается в радиатор.

При снижении давления в баке наружный воздух открывает паровоздушный клапан и проникает в бак, что предотвращает разрушение сборочных единиц системы.

Для системе охлаждения ЯМЗ-240 характерны следующие особенности: тепловое
состояние дизеля регулируется автоматически с помощью термостатов и вручную с помощью матерчатой шторки; при работе дизеля вентилятор системы постоянно включен; в период разогрева дизеля в радиаторе нет принудительной циркуляции охлаждающей жидкости; водяной насос имеет ременный привод и ниппель для соединения с перепускной трубкой термостатов; расширительный бак — однополостной, не имеет конденсационного контура и включен в систему последовательно; вентилятор имеет шестеренный привод и упругую муфту.

Система регулирования теплового состояния дизеля. На выходе охлаждающей жидкости из рубашек охлаждения в коллекторах установлены термостаты, предназначенные для автоматического регулирования теплового состояния дизеля.

При температуре охлаждающей жидкости в системе ниже 343К (70С) термостаты направляют весь поток жидкости по перепускной трубе к насосу, минуя радиатор. При температуре выше 358К (85С) вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор.

Читайте также:  Плавает датчик уровня топлива приора

В интервале температур 343-358К (70-85С) поток охлаждающей жидкости делится на два потока, один из которых проходит через водяной радиатор, а другой — через перепускную трубу.

Источник

Что делать, если датчик температуры ЯМЗ 238 вышел из строя?

Данную аббревиатуру носят двигатели дизельного типа, производимые Ярославским моторным заводом. Этот производитель выпускает довольно широкую линейку движков, среди которых как более старые ЯМЗ 240, так и современные мощные ЯМЗ 7511.

Характеристики двигателя ЯМЗ 238:

  • 8 цилиндров;
  • 16 клапанов;
  • объем 14,9 см кубических;
  • количество лошадиных сил зависит от модификации (240 в основной модели).
  • 6 цилиндров;
  • 12 клапанов;
  • объем 11,1 кубических см;
  • л.с. зависят от конкретной модели (в базовом варианте 180).

Данными двигателями оснащались многие автомобили марки МАЗ, Камаз, Лиаз, Краз и Урал.

Более современной модификацией 238 модели является ЯМЗ 7511, обладающая более высокими техническими данными.

Как контролируется температура двигателя?

В моторах подобного типа для отслеживания температурного норматива используются датчики типа ТМ 100 различных модификаций.

По своей сути он является термистором с отрицательным коэффициентом, что значит — при повышении нагрева сопротивление прибора снижается. Он является полупроводниковым измерителем, что позволяет ему более наглядно и оперативно показывать изменения температуры.

  1. температурный диапазон 40-120 градусов Цельсия;
  2. напряжение 12 В;
  3. нагрузка 0,1 А;
  4. демонтируется при помощи ключа на 19.

Как диагностировать неполадку ДТОЖ в моторах данного типа? Стоит сказать, что марка автомобиля не влияет на признаки поломки системы охлаждения. Независимо от размера и сложности двигателя, неприятности он доставит одинаковые, будь владелец за рулем Лады или грузовика под управлением ЯМЗ 536.

Если что-то из охлаждающего комплекса неисправно, это всегда будет приводить к сбоям в работе двигателя, перерасходу горючего, снижению качества выхлопа, а также появлению сигнала неполадки на приборной панели (не ищите все признаки сразу, их может и не быть одновременно)

Что делать, если датчик температуры ЯМЗ 238 вышел из строя?

В первую очередь, нужно завести движок и проследить за поведением указателя температуры двигателя.

Если до того, как мотор прогреется, стрелка укажет высокие температуры, нужно отсоединить анализатор и проверить показания прибора еще раз.

Если стрелка изменила свое положение — проверить целостность проводки. Если нет — снять щиток и обесточить прибор, идущий на указатель.

Отсутствие изменений – признаки неисправности указателя. Если стрелка пришла в движение — возможно короткое замыкание на пути к детектору.

В том случае, если указатель температуры перемещается рывками, нужно осмотреть указатель и произвести его чистку или замену. Если плавно и медленно — заменить датчик.

Кроме того, если при запуске мотора, стрелка неподвижна, необходимо отключить провод датчика и поднести его к «массе».

Движения стрелки — признак неисправности проводки. Если никакой активности не замечается — нужно снять щиток и подключить к «массе» вывод указателя.

Если в этом случае стрелка неподвижна — заменить указатель. Если перемещается — в проводке на пути от датчика к указателю, скорее всего, обрыв.

Исправность детектора также можно проверить при помощи мультиметра и термометра. Для этого датчик подключается к прибору диагностики, включенному в режим омметра, после чего он вместе с градусником опускается в подготовленную тару с жидкостью.

Производится нагрев, в процессе которого идет сравнения данных температуры и сопротивления. Для прибора ТМ 100 А характерны следующие числа — при сорока градусах Цельсия уровень сопротивления будет равен значению 320-440 Ом, а при 110 примерно 55-62.

Неисправность в системе охлаждения моторов ЯМЗ 7511 и подобных ему нечасто связана с поломкой именно детектора. Поэтому, прежде чем менять датчики, стоит удостовериться в том, что контакты, проводка и вентиляторы находятся в норме. Так как неисправность проводов может привести к тому, что каждый новый детектор будет работать довольно недолго не из-за того, что сам является некачественным, а, к примеру, из-за повреждения проводов, которое приводит к постоянным перепадам напряжения.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Источник

Adblock
detector