Меню

Датчики алкоголя в каршеринге

Как в каршеринге следят за водителями и машинами

Услуга по кратковременной аренде автомобилей становится более технологичной

Российский каршеринг уже находится среди мировых лидеров по количеству автомобилей. В скором времени мы можем занять и первое место, поскольку вслед за «Яндексом» на этот рынок выходит Mail.ru Group. Компания приобрела контрольный пакет сервиса YouDrive и планирует увеличить автопарк с 2,5 тыс. до 10 тыс. машин в течение года. IT-гиганты задают тренд на использование в каршеринге современных информационных технологий: в ближайшей перспективе акцент в бизнесе будет смещаться в сторону аналитики больших данных. Но пока операторы совершенствуют способы защиты своего имущества от угона и порчи, а также внедряют скоринговые решения для оценки поведения водителей.

ВЗРЫВНОЙ РОСТ РЫНКА

Каршеринг в России появился в 2012 году и за шесть лет превратился в популярный способ перемещения по городу. Взять автомобиль в аренду на короткий срок можно уже не только в мегаполисах, список населенных пунктов постоянно пополняется. По данным «Трушеринга» на 1 июня,

количество машин в российском каршеринге превысило 28 тыс., при этом на долю столицы приходится более 80% автопарка

Рынок быстро растет и в финансовом отношении. В 2018 году его объем составил 7,4 млрд рублей, в 2019-м он, по прогнозам компании UBS, увеличится почти втрое – до 20,1 миллиарда.

Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр»:

– Сейчас услуга краткосрочной аренды авто в Москве стала популярнее в три раза по сравнению с 2017 годом. Рынок каршеринга продолжает развиваться как в столице, так и в других мегаполисах – Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Краснодаре, а также в курортных регионах во время отпускного сезона – городах Кавказских Минеральных Вод, Адлере, Сочи, Севастополе.

Одна из причин такого взрывного роста – развитие телеком-технологий, которые позволили сделать эту услугу массовой. Одновременно с привлечением потребителей операторы каршеринга решают задачу защиты своих активов – автомобилей – от неправомерного использования. Это означает, что компании должны следить за:

  • Состоянием и местонахождением автомобиля.
  • Состоянием и поведением водителя-клиента.
  • Безопасностью IT-системы и аккаунтов.

СТАНДАРТНЫЙ МИНИМУМ ОБОРУДОВАНИЯ

Первая задача – контроль состояния и местонахождения автомобиля – решается стандартными средствами. Для этого в первую очередь компании внедряют системы мониторинга транспорта. Как правило, в их состав входят:

  • модули дистанционного управления системами автомобиля (зажигание, открытие и закрытие дверей, остановка двигателя и т. д.);
  • GPS-датчики, которые позволяют отследить местонахождение автомобиля.

Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто»:

– Система мониторинга транспорта отслеживает все перемещения автомобиля, зажигание, местоположение, маршрут, скорость и прочее. Дополнительные датчики слежения позволяют операторам и менеджерам контролировать, не выехала ли машина за контур, разрешенный для передвижения. Как только автомобиль пересекает его, поступает сигнал диспетчеру, а он в свою очередь может удаленно заглушить двигатель машины с помощью реле блокировки двигателя. Кроме того, в машине устанавливаются GPS-маячки (закладки), помогающие найти машину в случае чрезвычайной ситуации. Это минимальный набор систем безопасности для каршеринга, позволяющий компаниям защитить транспорт от угона.

Фиксацию внешних повреждений осуществляют сами клиенты каршеринга – это общее условие для всех существующих сервисов.

Если не провести осмотр машины перед поездкой, то можно оказаться виновным в том, чего не совершал, и заплатить серьезный штраф

Чтобы защитить автомобили от других угроз (порча и кража оборудования, курение в салоне, мусор), каршеринговые компании зачастую устанавливают дополнительное оборудование, к примеру:

  • видеорегистраторы;
  • датчики дыма (защита от курения в автомобиле);
  • камеры наблюдения;
  • «тревожные» кнопки.
Читайте также:  Датчик поплавковый flygt emn 10

Пресс-служба каршеринга Matreshcar:

– Для защиты автомобилей и повышения безопасности клиентов практически все автомобили Matreshcar оборудованы камерами видеонаблюдения. Происходящее в салонах автомобилей отслеживает служба безопасности (что позволяет предотвратить нарушение, а также грамотно отреагировать в экстренной ситуации), а также система распознавания лиц, подающая сигнал в случае использования автомобиля любым другим лицом, кроме арендатора.

СТИЛЬ ВОЖДЕНИЯ

Одна из проблем каршеринга – это поведение водителей на дороге. Некоторые клиенты водят агрессивно, а у других мало опыта – эти факторы повышают вероятность ДТП. Для анализа поведения водителей компании используют телематику и скоринг. Такой метод оценки активно внедряют в сервисе «Яндекс.Драйв», который вышел на рынок каршеринга в начале 2018 года, но уже является лидером по количеству автомобилей. В пресс-службе компании RSpectr сообщили подробности о тестировании алгоритма, который помогает водителям корректировать стиль вождения.

Пресс-служба «Яндекс.Драйв»:
– Алгоритмы обрабатывают информацию от датчиков в автомобилях, например, усилие при нажатиях на тормоз или угол поворота руля. На основании большого количества полученных данных алгоритм понимает, насколько аккуратно управляет автомобилем каждый водитель. Сейчас мы учим алгоритм оценивать резкие ускорения, торможения и другие опасные маневры на дороге, например, частые перестраивания из ряда в ряд. Если манера вождения окажется агрессивной, мы предупредим пользователя и ограничим в использовании автопарка.

Если после всех ограничений и предупреждений водитель не изменит манеру поведения, то его отключат от сервиса навсегда. Предшественником этого алгоритма стала система, которая автоматически предупреждает водителя о превышении скорости.

Похожие методы используются и в другом сервисе компании – «Яндекс.Такси» (о проблемах безопасности в сфере услуг такси RSpectr писал весной). Пока системы анализа поведения водителя работают в тестовом режиме.

Используют скоринговые программы и другие сервисы. Как рассказал RSpectr А. Захаров, «Делимобиль» блокирует аккаунты недобросовестных автомобилистов, а BelkaCar увеличивает стоимость поездки тем, кто регулярно нарушает скоростной режим.

Но скоринг используется не только для наказания. Как объяснил С. Скнарин, некоторые компании создают систему лояльности, завязанную на безопасном вождении: «Цена поездки может зависеть от аккуратности водителя на дороге. Этот коэффициент рассчитывается благодаря датчикам мониторинга. Но такие программы лояльности в России пока редки».

БОРЬБА С ПОДДЕЛЬНЫМИ АККАУНТАМИ

В СМИ и интернете часто встречаются сообщения о черном рынке аккаунтов для использования сервисов каршеринга. Для таких учетных записей указывают чужие персональные данные, полученные из различных источников. Иногда мошенники находят уязвимости в программном обеспечении и могут воспользоваться чужим аккаунтом.

Для борьбы с этим явлением каршеринговые компании выбирают различные методы. Как было указано, Matreshcar использует камеры видеонаблюдения с системой распознавания лиц. А. Захаров рассказал RSpectr, что YouDrive тоже уже внедрил систему проверки аккаунтов: «Компания запрашивает фотографию лица, искусственный интеллект сверяет полученное изображение с анкетой в базе данных, что позволяет уменьшить количество фейковых аккаунтов до 2%».

«Нам случаи с покупкой действующих аккаунтов “Драйва” не известны», – отметили в пресс-службе компании, добавив, что аккаунты в сервисе защищены так же, как в самом «Яндексе».

Борьба с фейковыми аккаунтами волнует не только игроков рынка, но и госведомства.

В ГИБДД разрабатывают законопроект и программное обеспечение, позволяющее персонифицировать водителей такси и каршеринга

У депутатов также есть вопросы к рынку кратковременной аренды автомобилей. Провести парламентские слушания с участием экспертов и ГИБДД по проблемам законодательного регулирования каршеринга предложили в «Справедливой России». Эта инициатива касается защиты прав как потребителей услуг, так и самих операторов.

Читайте также:  Лабораторная работа индуктивные датчики

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Каршеринг все еще находится на начальном этапе с точки зрения технологий. В будущем будут появляться новые решения, повышающие безопасность и удобство использования арендованных автомобилей.

А. Захаров рассказал, что сейчас ведется разработка решения MonGeoConnect, которое позволит управлять автомобилем через смартфон.

Александр Захаров (ГК «АвтоСпецЦентр»):

– Особенность технологии заключается в том, что для управления автомобилем не требуется подключение к беспроводному интернету: взаимодействие смартфона пользователя и бортового блока управления происходит по радиоканалу ближнего радиуса действия. Использование этой системы сократит количество возможных технических сбоев, временных затрат на дозвон оператору и обеспечит более качественный уровень обcлуживания клиентов.

Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies, рассказал RSpectr, что в перспективе главным фокусом для каршеринга станет анализ накопленных данных. Однако сейчас большинство операторов каршеринга еще работает над обеспечением стабильности ПО.

Игорь Хереш, генеральный директор UBI Technologies:

– При сильной нагрузке случаются отказы, зависания и прочие неточности IT-решений, а это тормозит процесс из-за лишних разбирательств по подобным поводам. Поэтому пока одни находятся в поиске решений «детских болезней», другие начинают активно пользоваться плодами больших данных (Big Data) для создания новых сервисов. Уже далее, на базе собранной качественной аналитики можно будет создать технологический маркетплейс решений. За этим будущее.

Интересные перспективы откроются перед каршерингом после внедрения полуавтономного транспорта, который сможет самостоятельно перемещаться по городу на малые расстояния на небольшой скорости

Тогда при бронировании можно будет не самому идти к машине, а ждать, когда она подъедет. В «Делимобиле» уже объявили, что планируют летом 2020 года добавить в свой парк автономный автомобиль.

Источник

Как работает алкозамок. Актуально для каршеринга

90% всех ДТП в России в 2020 году произошли по вине пьяных водителей.

Пьяная езда — больная тема для любой страны мира. Одно из решений проблемы — алкозамок. Это такой алкотестер, встраивающийся в автомобиль. Прибор определяет уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если водитель проходит тест, машина заводится, не проходит, значит нет.

Разберем подробнее, как это работает, где применяется и когда появится в России.

Как работает алкозамок?

Задача алкозамка — предотвратить движение автомобиля под управлением водителя с алкоголем в крови . Для выполнения этой задачи прибор устанавливается на борту автотранспортного средства и включается в цепь зажигания.

Аппаратная часть системы состоит из алкометра, блока управления и соединительных кабелей. Общение с водителем алкозамок ведет при посредстве алкометра – с помощью сообщений на дисплее и звуковых сигналов.

После того, как водитель, повернув ключ в замке зажигания, включил бортовую сеть, активируется алкозамок. Алкометр включается и после процедуры самопроверки предлагает водителю пройти тест на алкоголь, чтобы завести двигатель.

Водитель делает выдох в мундштук, алкометр измеряет содержание алкоголя, блок управления анализирует результат. И если алкоголь не обнаружен, надпись на дисплее алкометра сообщает о том, что тест пройден, и водитель может завести двигатель. Если же алкоголь обнаружен, блок управления препятствует его включению.

В России программирование функций системы, считывание, обработку и анализ записанных данных обеспечивает программное обеспечение «Алковизор», которое устанавливается в контрольно-сервисных центрах.

В 2019 году Мосгордума рассматривала вариант оснастить алкозамками такси и каршеринг. Вот, как описывал механику работы приборов председатель столичного парламента Алексей Шапошников: «Водителю предлагается подуть в специальный мундштук, и если устройство выявляет превышение алкоголя 0,2 промилле, запуск авто автоматически блокируется».

Читайте также:  Датчик tps в дизеле

Неужели алкозамок нельзя обмануть?

Самый логичный обманный ход — попросить трезвого друга дунуть в прибор, чтобы он не определил алкоголь. Проблема в том, что алкозамок требует замер уровня алкоголя не один раз за поездку .

Он может попросить сделать повторный замер в любое время в процессе вождения. Если повторный тест не выполняется или обнаруживается присутствие алкоголя, система блокировки не препятствует движению автомобиля, но включает звуковую и световую сигнализацию, используя бортовое светооборудование и гудок.

Если водитель принимает решение запустить двигатель в обход системы блокировки, он может сделать это, но память блока управления сохраняет все случаи несанкционированного запуска двигателя.

В каких странах применяется алкозамок?

▪ В Евросоюзе закон об алкозамках уже принят — с 2022 года все транспортные средства, произведенные на территории ЕС, должны быть ими оснащены.

▪ С конца 1990-х алкозамки используются в Швеции.

▪ В мире ими в основном оснащаются автомобили тех, кто ранее попадался на пьяном вождении. Причем, за установку и использование платит сам водитель — в Австралии пользование алкозамком обходится примерно в $2,2 тысячи в год.

▪ В Литве можно сократить срок лишения прав, если согласиться на установку блокиратора.

Исследования показывают, что алкозамок на 40–95% эффективнее, чем правовые санкции — штраф или лишение прав. По данным Департамента Великобритании, после их установки число рецидивов снижилось на 28-65%. Исследование показало, что алкозамки должны быть установлены везде, чтобы иметь эффект, так как после снятия блокировки количество рецидивов возрастает.

А что в России?

В России последние восемь лет обсуждается возможное введение автозамков в эксплуатацию. Впрочем, пока за пределы идей инициативы не выходят .

▶ В 2010 году их тестировали на школьных автобусах в Татарстане и Иваново, но дальше эксперимента дело не пошло.

▶ В 2013 году «Справедливая Россия» предлагала обязать водителей, уличенных в пьяном вождении, ставить за свой счет алкозамки, но законопроект отклонили.

▶ Минпромторг в очередной раз предложил ввести их в эксплуатацию в 2020 году.

▶ Замглавы Центра организации дорожного движения Москвы Александр Евсин предложил поставить алкозамки в каждую каршеринговую машину. Это одна из мер, призванных снизить аварийность среди арендных авто.

Что мешает появлению алкозамков в России?

Отсутствие инфраструктуры для обслуживания алкозамков.

Вот что говорит зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков: « Нет ни нормативной базы, ни стандартов, ни инфраструктуры для обслуживания алкозамков . Должна быть налажена связь алкозамка с полицией, чтобы попытка сесть за руль пьяным считалась «усугубляющим вину обстоятельством».

Также неясно, за чей счет будут устанавливаться алкозамки в авто — водителя или производителя. В первом случае цены на авто вырастут, один алкозамок стоит от 25 до 120 тыс. руб.

«Если алкозамки будут ставить за счет автопроизводителей, это приведет к росту цен на машины. Почему водитель, который вообще не пьет, должен платить сверху за алкозамок?» — говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.

Минпромторг планировал разработать «концепцию внедрения в массовое потребление» алкозамков до конца 2020 года, сообщал Коммерсант. Выполнило ли ведомство задачу, неизвестно.

Источник

Adblock
detector