Меню

Как снять датчик кислорода уаз патриот

Клуб УАЗ Патриот

Форум всероссийского клуба владельцев УАЗ Патриот

Замена управляющего датчика кислорода (лямбда)

Замена управляющего датчика кислорода (лямбда)

Сообщение маёръ » Пн окт 24, 2016 12:44

Не нашёл темы по замене данного датчика. В камасутре написано «Возьмите ключ на 22 и выкрутите датчик..». Но ничего не написано про то, что до него не добраться и этим самым ключом выкрутить не получится — нет места для проворачивания.

Работы производятся в подкапотном пространстве.

Инструмент:
— ключ на 10;
— ключ на 12;
— головка высокая с прорезью на 22;
— два удлинителя на головку по 250 мм.

Итак, для начала снимаем «минус» с АКБ (ключ на 10 нужен только для данной операции :)).

Ключом на 12 выкручиваем 2 болта с термоэкрана выпускного коллектора, ослабляем нижний болт.

Разъединяем разъём датчика.

Насаживаем на датчик головку на 22 с прорезью (для провода), на головку — два удлинителя. Общая длина конструкции 50 сантиметров + высота головки.

Перед установкой нового желательно смазать резьбовое соединение датчика смазкой «Шрус» для предотвращения «прикипания».

Действия по установке нового датчика — обратны действиям по снятию.

Источник

Датчик кислорода на УАЗ Патриот

Отечественные автомобили марки УАЗ Патриот первого поколения (2005 – 2014 гг.) оснащены одним датчиком концентрации кислорода (далее — ДКК). Второе поколение (2014 год), а также рестайлинговая версия 2017 года оснащены двумя контролерами.

Удвоенное количество датчиков поясняется ужесточением требований Евро 4. Таким образом, государство питается снизить количество токсических выбросов в атмосферу. В странах ЕС такая практика действует уже много лет, результаты положительные.

Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы

В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим контролер (-ы) изнашиваются, выходят из строя. На неисправность ДКК указывает ряд признаков, которые рассмотрим ниже.

Так как датчик (-и) неразборные, профилактике не подлежат, замена новыми по мере необходимости. Процесс установки ДКК вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение регламента недопустимо.

Каталожный артикул / маркировка Цена в рублях
Управляющий 0 258 030 064 От 2500 — 2700
Диагностический 220695-3826014 От 2500 — 2700
3163-3826013 От 2500 — 2700
3163-3825024 От 2500 — 2700
3163-3824697 От 2500 — 2700
3163-3823370 От 2500 — 2700
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Верхний ДКК (управляющий) предназначен для определения количественного содержания кислорода в отработанных газах камеры сгорания цилиндров.

Нижний ДКК (диагностический) определяет содержание кислорода в выхлопном потоке после прохождения каталитического наполнителя. Данные передаются электронному блоку управления, на основании которых корректируется угол опережения зажигания, количество подачи воздуха в камеру сгорания.

Превышение кислорода в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением». Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Это приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.

С целью экономии средств многие автовладельцы приобретают низкокачественные запчасти, чем ускоряют преждевременный износ оборудования.

Где расположен кислородный датчик

УАЗ Патриот после 2014 г.в. оснащен двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый установлен на корпусе выпускного коллектора, второй – на приемной трубе, после муфты коллектора.

Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км.

Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот

Признаки схожи с другими поломками, поэтому корректно идентифицируйте поломку на начальном этапе.

  • Затрудненный запуск мотора;
  • Увеличенный расход горючего;
  • Снижение мощности;
  • Пассивная динамика разгона;
  • Работа мотора не в такт;
  • На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
  • Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
  • Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.

При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения

Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот

Для проведения диагностики используем мультиметр. Если у владельца нет прибора в наличии, его всегда можно приобрести в автомагазине, авторынке.

  • Помещаем машину над смотровой ямой (придорожной эстакадой);
  • Снимаем концевики на одном из ДКК;
  • Подсоединяем клеммы мультиметра;
  • Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
  • Анализируем данные;
  • По аналогии проверяем второй (диагностический) ДКК.

Стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, стрелка «в ноль» – повреждение. Контролер неразборный, профилактике не подлежит.

Параллельно с замером сопротивления на концевиках осмотрите целостность изоляционного слоя на проводке. При наличии повреждения замените участки кабеля.

Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот

Необходимые материалы, инструменты:

  • Ключ на «22»;
  • Фонарик;
  • Диагностический и управляющий контролеры.
  • Устанавливаем УАЗ Патриот над смотровой ямой. Используем гидравлический подъемник, при отсутствии ямы;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
  • Из-под днища отщелкиваем клеммы на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым, надеваем колодку с проводами;
  • По аналогии заменяем управляющий датчик.

Замена своими руками завершена. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 тыс. км.

Источник

Как поменять кислородный датчик на уаз патриот

Каждый автомобиль, работающий как на бензине, так и на дизеле, имеет свойство выброса выхлопных газов, что вляется естественным. Но если ранее автомобили оснащались только выхлопными трубами, то сегодня они получили экологическое дополнение под названием катализатор. Внедорожники УАЗ Патриот экологического стандарта Евро-2, 3 и 4 также оснащены катализаторами, которые отвечают за очищение выхлопных газов от вредных примесей. Контроль качества очищения выхлопных газов положен на такой элемент, как кислородный датчик или лямбда-зонд. О нем собственно и поведает данный материал.

Назначение и конструкция

Основным предназначением кислородного датчика на внедорожнике является определение количественного состава кислорода в отработанных газах. Благодаря данному элементу, осуществляется фактическое распознавание топливной смеси и ее состава. В результате, в зависимости от состава кислорода в топливной смеси, происходит корректировка импульсов зажигания. Таким образом, благодаря этому устройству осуществляется эффективное использование топливной смеси. Но за составом кислорода в выхлопных газах ведет контроль первый лямбда-зонд. Второй же, контролирует эффективность работы или функциональность каталитического нейтрализатора.

Кислородный датчик на внедорожниках УАЗ Патриот Евро-2 представляет собой изделие марки 5WK9-1000G, производством которого занимается фирма Siemens. Устройство имеет высокую степень надежности и продолжительный срок службы, составляющий до 100 тысяч км пробега. На Патриотах Евро-3 и 4 устанавливаются элементы компании Bosch. Для обеспечения долговечности работы элементов важно соблюдать следующие условия:

  • Заправлять только высококачественное топливо.
  • В топливе не должны присутствовать соединения свинца.

Если эти условия не соблюдены, то элементы придут в негодность уже при 30-40 000 км пробега. Приобретать новый кислородный датчик можно, но вот только имеется один недостаток — довольно высокая его стоимость. Причина высокой стоимости кроется составляющих устройства, ведь кислородный датчик изготавливается с применением драгоценных металлов (золото, платина, серебро). Особенностью его является то, что в работу он включается в то время, как температура его рабочего элемента достигает 300 градусов. Чтобы сократить время нагревания устройства, к нему подведены два провода, обеспечивающие искусственный подогрев. Ниже представлено фото устройства, на котором видны обозначения питающих проводов.

Как видно, на датчик подведено 4 провода, за счет которых осуществляется прогревание устройства, а также передача сигнала к ЭБУ, который считывает данные и осуществляет необходимую корректировку.

На внедорожниках УАЗ Патриот Евро-3 датчик кислорода проверяется на исправную работу с помощью осциллографа. Заменить датчик каким-либо иным изделием не получится, так как данные, которые принимает ЭБУ, может передавать только лямбда-зонд. Поэтому рассмотрим, что же представляет собой процесс замены изделия.

Схема подключения лямбда-зонда

Замена устройства

На внедорожнике УАЗ Патриот Евро-2 данный агрегат располагается на каталитическом нейтрализаторе. На Евро-3 и 4 устройства находятся до катализатора и после него. Кислородный датчик ввинчен в катализатор, а от него отходит 4 проводка. Для того чтобы заменить изделие, понадобится взять ключ на «22» и опуститься в смотровую яму, на которой необходимо установить УАЗ Патриот. Рекомендуется перед началом проведения работ обесточить питание автомобиля, сняв минусовую клемму с аккумулятора. Приступаем к выполнению работ:

  1. Для начала следует разъединить колодку с проводами от датчика. Для этого необходимо отжать специальную защелку или фиксатор и извлечь колодку.
  2. Пользуясь гаечным ключом на «22» необходимо вывинтить устройство из посадочного места.
  3. После этого осуществляется снятие прибора.

Процесс извлечения довольно примитивный, чего не скажешь о стоимости изделия. Для замены изделия необходимо в порядке обратном снятию установить новый лямбда-зонд.

Неисправности

Для проверки изделий необходимо первым делом определить наличие напряжения. Для этого первоначально необходимо прогреть устройство до температуры не ниже 95 градусов, заведя автомобиль. Затем один щуп мультиметра необходимо подключить к выходному проводу от датчика, а второй к массе автомобиля. При этом напряжение должно с периодичностью в 1-3 секунды изменяться. Диапазон изменений равен от 0,05 до 0,9 Вольт. Если же напряжение будет отсутствовать, то причину неисправности следует искать в проводах.

Подводя итог, следует заметить, что рассматриваемый в материале датчик является важным элементом в работе двигателя ЗМЗ-409 внедорожника УАЗ Патриот. Стоимость изделий зависит от фирмы производителя, но стоит заметить, что немецкий лямбда-зонд Bosch обойдется в 4000-6000 рублей. На Патриоты с Евро-2 изделие стоит гораздо дешевле от 1500-3000 рублей. Найти датчики достаточно проблематично, но реально. Можно заказать их в интернете, но только предварительно убедившись в маркировке изделия, которое установлено на вашем автомобиле.

Напомню, чтобы не искать по БЖ — после мойки двигателя возникла ошибка, связанная с кислородным датчиком. В порядке эксперимента путем поиска «замены» оригинального датчика был приобретен самый дешевый из возможных вариантов (подробности здесь и здесь).

Поначалу всё работало, но недолго. Достаточно быстро загорелись ошибки (0130, 0134, 0135) и до кучи 0301. Помимо «джеки чана» появились и осязаемые побочные эффекты — было такое, что в движении раскрывался «незримый» парашют, который тормозил машину. Примерно через 10 секунд этот парашют отрывался. То есть эксперимент провалился, но отрицательный результат — тоже результат.

Чтобы не мучить машину, оперативно был приобретен точно такой же датчик, который устанавливался на заводе. Заказывал в Эмексе (цена вопроса — 1800 руб.), произведен там же — в Румынии, если не ошибаюсь. В первые дни декабря датчик был заменен. Благодаря тому, что предыдущий не успел прикипеть, никаких танцев с бубнами не было, специнструмент не понадобился — обычным ключом из подкапотного пространства выкрутил ненужный датчик, вкрутил оригинальный (Bosch 0258030064 ДАТЧИК КИСЛОРОДА УАЗ Н.ОБР.BOSCH /2206953826014).

Немного статистики по среднему расходу (по чекам).

Первый летний сезон на докатках (225/75-16) — 12,4 л/100км. Второй летний сезон на этих же тапках — 12,3 л/100км.

Первый зимний сезон на шиповке 235/75-16 — 14,6 л/100км. В пересчете внешнего диаметра колеса к летнему получается 14,3 л/100 км.

Средний расход на летних тапках во время работы двигателя в аварийном режиме (лямбда, джеки чан горел постоянно) составил 13,6 л/100км.

Средний расход на МТ (245/75-16) составил 14,7 л/100км (с пересчетом на летние — 14,1 л/100км).

Нельзя сказать, что расход маленький, но и не запредельный. И не надо говорить, что я маньяк :), но учитывать расход совсем не сложно, зато есть некоторая картина, по которой можно отследить момент, когда что-то пошло не так.

Что касается ошибки 0301 (пропуск зажигания) и троения двигателя. Поскольку пробег уже подходил к 30 ткм, то я банально записался на ТО к дилеру (об этом будет отдельная запись, поскольку оценку поставлю неудовлетворительную) — как раз замена свечей и т.д. Двигатель троил не постоянно — обычно после длительной езды, когда стоишь где-нибудь на холостых (например, на светофоре), через минуту-другую может начать колбасить и будет долго моргать «джеки чан». Выход был один — глушишь и заводишь снова. После этого двигатель работает в обычном режиме.

Далее. Что такого за два года с ним было и некоторая аналогия с другими машинами.
1. Разрушились гофры в дверях. Так как первое ТО я делал буквально на 366-й день эксплуатации (а там гарантия год), то не удалось поменять за счет завода. Проехали.
2. Концевики в дверях. Уже через год (даже раньше) из всех концевиков работал только тот, что в водительской двери. По состоянию на сегодня их полтора — в багажнике работает четко, а в водительской начинает заедать. К слову, на предыдущей китайской машине, концевики эти проработали все 11 лет и внимания к себе не требовали.
3. Риска подсветки положения шайбы ПП — не светится как у многих, знаю что меняют по гарантии — пробовал вчера об этом заявить дилеру, но об этом в следующий раз.
4. Лючок бензобака — в закрытом положении «колбасится» при движении, вследствие чего протерлось ЛКП. Заявил у дилера, но об этом позже. На предыдущей машине лючок открывался из салона и это решало сразу две проблемы — свободный доступ и «болтанку».
5. На лобовом стекле из середины снизу побежала трещина после того, как направил на него поток горячего воздуха. Поскольку когда-то в это место прилетел камень, поэтому претензий никаких ни к кому нет, со временем надо будет его поменять. В Чери Тигго тоже прилетали камни, но никогда ничто никуда не ползло.
6. Селектор КПП — плохо втыкаются 1-я и задняя передачи. Причем после 4-й задняя втыкается без разговоров. Знаю, что это у многих и кто-то что-то пытается делать, кто-то ездит как есть. В рамках ТО заменили жижу сцепления и прокачали. Посмотрим на что повлияет. Еще два варианта — подрегулировать шток от педали и просверлить колокол КПП для смазки подшипника — буду думать позже.
Если сравнить с мерседесом, пусть и «спринтер классик», то в указанном микроавтобусе очень по кайфу переключаются передачи — и сами передаточные числа КПП хорошо подобраны и двигателя вполне хватает (атмосферная дизеляка 2 или 2.2 л, не помню). Там при полной массе чуть более 3.5 тонн едешь «логично» на всех передачах. В УАЗике же первая короткая, а после 5-й хочется воткнуть 6-ю. А вот педальный узел в спринтере сделан хуже (по крайней мере для роста 185) — в пробках обе ноги устают нажимать то левую, то правую, то среднюю. Автомат бы для пробок…
7. Сцепление. Появляется «проскальзывание», ощущается прежде всего на первой передаче. Будем наблюдать дальше.
8. Бампера. Передний отрывался неоднократно, но пока еще висит. Задний всё время мнется. Но при этом не отрывается.

Ну и в целом. Хорошая машина, где-то простая, где-то сложная… доступ в подкапотку, например, это определенное шаманство — надо какие-то табуретки с собой возить, чтобы долезть куда-нибудь. Задняя дверь — откроешь и вода льется в багажник. Тяги привода замков дверей примерзают — видимо, надо снять карты и что-нибудь смазать. Салон большой, багажник большой, дорожный просвет сравнительно большой, хотя скорее маленький. Крутилки приятные, руль приятный, панель нормальная (многие скучают по варианту 2014 года), сиденья приемлемые (говорят, рекстон был лучше). Мне нравится, продавать не собираюсь. Она и плавает и ездит там, где нет асфальта. По асфальту ехать скучно, а вот по лесу и полям — самое то, но лучше на хантере. И шашлыкинги с ней случаются чуть ли не каждые выходные. Новые знакомства, новые друзья появились. То есть баланс от приобретения данного аппарата скорее положительный.

Часто говорят — машина за лям, машина за лям… эта стоила кажется 835, а в «чистоте», то есть уже со всеми акциями и зачетами — 685, с трейд-ином она обошлась мне в 555 тыс. руб. (-130 тыр. за предыдущую). Не так и много за новый автомобиль, который универсален и всеяден, а по соотношению «кол-во автомобиля/цена» весьма выгоден. Тут на днях в ленте была фотография панели в КИА Рио за почти 725 тыр… блин, ну ведь УАЗик лучше!

Датчик кислорода УАЗ Патриот предназначен для анализа состава выхлопных газов. Сигнал обратной связи воспринимается блоком управления двигателем, который изменяет состав топливной смеси. От корректности работы сенсора зависят экологические показатели автомобиля, расход топлива и динамика разгона транспортного средства.

Особенности конструкции, местонахождение прибора и принцип работы

Датчик кислорода или лямбда-зонд предназначен для измерения остатков топлива или кислорода в потоке выхлопных газов. Сенсор представляет собой корпус, изготовленный из нержавеющей стали, который вворачивается в резьбовые вставки, приваренные к выхлопному тракту. На внешней стороне кислородного датчика размещается соединительный кабель, закрытый жаропрочным изолятором, который подключается к бортовой сети машины.

Внутри сенсора расположена вставка из керамики с добавлением диоксида циркония. Активный элемент представляет собой гальваническую пару, один полюс которой омывается потоком выхлопных газов, а противоположный контактирует с атмосферным воздухом.

В зависимости от состава смеси и температуры активного элемента на контактах возникает разность потенциалов. Сигнал передается в блок, который корректирует состав смеси, добиваясь стехиометрического соотношения паров бензина и воздуха.

Дислокация индикатора кислорода

В конструкции выхлопной системы УАЗ Патриот использовано 2 датчика, которые расположены до и после корпуса каталитического нейтрализатора. На ранних Patriot выпуска 2006-08 года используется одиночный сенсор, размещенный перед катализатором. Введение второго элемента обусловлено началом производства двигателей ЗМЗ 409, соответствующих экологическим нормативам Евро 3.

Основополагающие принципы действия

Элемент датчика имеет пористую структуру, покрытую каталитическим составом на основе редкоземельных элементов, который способствует ускорению окислительно-восстановительных реакций.

Для ускорения прогрева сенсора используется электрическая спираль, подключенная к бортовой сети авто.

В момент пуска силовой установки датчик не работает, блок управления двигателем обеспечивает подачу топлива по фиксированным алгоритмам, записанным в памяти устройства.

По мере прогрева датчика в цепи лямбда-зонда появляется корректирующий сигнал, который изменяет параметры впрыска топлива. Если устройство фиксирует отсутствие кислорода в потоке, то подача топлива уменьшается.

При обнаружении свободного кислорода объем впрыскиваемого бензина увеличивается. Поскольку постоянно поддерживать стехиометрическое соотношение невозможно (из-за изменения нагрузки на двигатель или температуры всасываемого воздуха), то датчик непрерывно корректирует подачу топлива.

Конструктивные моменты индикатора

Конструкция лямбда-зонда Bosch 258 006 (используется на заводе для установки на УАЗ Патриот) включает следующие элементы:

Устройство катализатора, его замена на пламегаситель и обманка лямбда-зонда УАЗ Патриот

В выхлопном тракте автомобилей Patriot устанавливается конвертер газов, осуществляющий восстановление оксидов азота с образованием атомов кислорода, которые затем используются для дожигания топлива и угарного газа. В конструкции блока нейтрализации предусмотрен сотовый наполнитель с покрытием из соединений редкоземельных металлов.

По мере эксплуатации автомобиля активное вещество и керамический сотовый наполнитель деградируют, что приводит к выходу нейтрализатора из строя. Повышенный расход масла или использование низкокачественного топлива негативно влияет на нейтрализатор, снижая ресурс изделия. Забитый конвертер ухудшает проходимость выхлопного тракта, что негативно влияет на мощностные характеристики двигателя и увеличивает расход топлива.

Поскольку ремонт выхлопной системы с установкой нового каталитического конвертера относится к категории дорогостоящих процедур, то вместо заводского устройства устанавливается металлический резонатор. Внутри банки располагаются перегородки и пламегаситель, снижающие шумность работы двигателя.

При сохранении штатных датчиков возникают проблемы, связанные с передачей ошибочной информации в блок управления. В дополнение к датчикам устанавливают обманки, обеспечивающие передачу сигнала о постоянном стехиометрическом составе рабочей смеси.

Как установить обманку лямбда-зонда и ее конструкция

Практикуется установка механических и электронных обманок второго датчика кислорода. Механический элемент представляет собой металлическую втулку, которая заполнена керамическим порошком с покрытием каталитическим составом. Изделие вворачивается в штатное отверстие выхлопного канала, в конструкции предусмотрено отверстие для прохода газов. В корпус обманки вворачивается штатный датчик кислорода, керамический порошок обеспечивает работу лямбда-зонда в режимах, соответствующих стехиометрическому составу смеси.

Алгоритм удаления конвертера выхлопных газов и установки обманки:

  1. Отключить батарею от бортовой сети транспортного средства.
  2. Демонтировать с машины выпускной тракт, а затем удалить из конструкции выхлопной трубы каталитический нейтрализатор.
  3. Вварить на штатное место пламегаситель, при установке дополнительных элементов сохраняется форма и геометрические размеры оригинального выхлопного тракта.
  4. Закрутить в штатную резьбовую вставку на корпусе выхлопной трубы обманку.
  5. Установить в корпус обманки датчик кислорода. Для обеспечения герметичности стыков используются штатные прокладки, резьба смазывается термостойкой пастой, снижающей риск коррозии и прикипания элементов.
  6. Установить на место выхлопной тракт и подключить аккумулятор.
  7. Провести пробный запуск двигателя. Если на панели приборов включится индикатор Check Engine, то необходимо сбросить ошибку при помощи компьютера. При повторных ошибках требуется определить параметры сигнала, идущего от датчика кислорода. В зависимости от результатов корректируется диаметр отверстия в обманке.

Электронная обманка строится на базе микропроцессорного блока, который получает сигналы от первого датчика кислорода. Контроллер формирует сигналы, соответствующие нормативным показателям второго сенсора. Сигнал поступает в блок управления двигателем, который поддерживает стабильную работу силового агрегата. Электронная обманка монтируется под капотом машины или под обшивками панели приборов.

Перепрошивка блока управления

Способ основан на применении доработанного программного обеспечения, которое не учитывает сигналы, поступающие от датчика после нейтрализатора газов. Первичный сенсор функционирует в штатном режиме, сигналы используются для корректировки рабочей карты мотора.

Возможно использование прошивок с измененными алгоритмами работы двигателя, которые позволяют несколько повысить мощность или сдвинуть кривую крутящего момента в сторону низких оборотов. Для установки прошивки требуется специальный переходник от ноутбука, рекомендуется выполнять работы в сервисе.

Удвоенное количество датчиков поясняется ужесточением требований Евро 4. Таким образом, государство питается снизить количество токсических выбросов в атмосферу. В странах ЕС такая практика действует уже много лет, результаты положительные.

Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы

В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим контролер (-ы) изнашиваются, выходят из строя. На неисправность ДКК указывает ряд признаков, которые рассмотрим ниже.

Так как датчик (-и) неразборные, профилактике не подлежат, замена новыми по мере необходимости. Процесс установки ДКК вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение регламента недопустимо.

Каталожный артикул / маркировка Цена в рублях
Управляющий 0 258 030 064 От 2500 — 2700
Диагностический 220695-3826014 От 2500 — 2700
3163-3826013 От 2500 — 2700
3163-3825024 От 2500 — 2700
3163-3824697 От 2500 — 2700
3163-3823370 От 2500 — 2700
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Верхний ДКК (управляющий) предназначен для определения количественного содержания кислорода в отработанных газах камеры сгорания цилиндров.

Нижний ДКК (диагностический) определяет содержание кислорода в выхлопном потоке после прохождения каталитического наполнителя. Данные передаются электронному блоку управления, на основании которых корректируется угол опережения зажигания, количество подачи воздуха в камеру сгорания.

Превышение кислорода в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением». Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Это приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.

С целью экономии средств многие автовладельцы приобретают низкокачественные запчасти, чем ускоряют преждевременный износ оборудования.

Где расположен кислородный датчик

УАЗ Патриот после 2014 г.в. оснащен двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый установлен на корпусе выпускного коллектора, второй – на приемной трубе, после муфты коллектора.

Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км.

Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот

Признаки схожи с другими поломками, поэтому корректно идентифицируйте поломку на начальном этапе.

  • Затрудненный запуск мотора;
  • Увеличенный расход горючего;
  • Снижение мощности;
  • Пассивная динамика разгона;
  • Работа мотора не в такт;
  • На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
  • Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
  • Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.

При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения

Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот

Для проведения диагностики используем мультиметр. Если у владельца нет прибора в наличии, его всегда можно приобрести в автомагазине, авторынке.

  • Помещаем машину над смотровой ямой (придорожной эстакадой);
  • Снимаем концевики на одном из ДКК;
  • Подсоединяем клеммы мультиметра;
  • Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
  • Анализируем данные;
  • По аналогии проверяем второй (диагностический) ДКК.

Стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, стрелка «в ноль» – повреждение. Контролер неразборный, профилактике не подлежит.

Параллельно с замером сопротивления на концевиках осмотрите целостность изоляционного слоя на проводке. При наличии повреждения замените участки кабеля.

Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот

Необходимые материалы, инструменты:

  • Ключ на «22»;
  • Фонарик;
  • Диагностический и управляющий контролеры.
  • Устанавливаем УАЗ Патриот над смотровой ямой. Используем гидравлический подъемник, при отсутствии ямы;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
  • Из-под днища отщелкиваем клеммы на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым, надеваем колодку с проводами;
  • По аналогии заменяем управляющий датчик.

Замена своими руками завершена. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 тыс. км.

Каждый автомобиль, работающий как на бензине, так и на дизеле, имеет свойство выброса выхлопных газов, что вляется естественным. Но если ранее автомобили оснащались только выхлопными трубами, то сегодня они получили экологическое дополнение под названием катализатор. Внедорожники УАЗ Патриот экологического стандарта Евро-2, 3 и 4 также оснащены катализаторами, которые отвечают за очищение выхлопных газов от вредных примесей. Контроль качества очищения выхлопных газов положен на такой элемент, как кислородный датчик или лямбда-зонд. О нем собственно и поведает данный материал.

Назначение и конструкция

Основным предназначением кислородного датчика на внедорожнике является определение количественного состава кислорода в отработанных газах. Благодаря данному элементу, осуществляется фактическое распознавание топливной смеси и ее состава. В результате, в зависимости от состава кислорода в топливной смеси, происходит корректировка импульсов зажигания. Таким образом, благодаря этому устройству осуществляется эффективное использование топливной смеси. Но за составом кислорода в выхлопных газах ведет контроль первый лямбда-зонд. Второй же, контролирует эффективность работы или функциональность каталитического нейтрализатора.

Теперь о некоторых особенностях — на внедорожнике УАЗ Патриот с экологическим стандартом Евро-2 до 2008 г.в. устанавливается один кислородный датчик, отвечающий за работу катализатора. На внедорожниках со стандартом Евро-3 и 4 и ЭБУ от компании Bosch, устанавливается уже два таковых элемента. Один лямбда-зонд монтируется до катализатора, а второй после него. Поэтому все зависит от года выпуска автомобиля и экологического стандарта.

Кислородный датчик на внедорожниках УАЗ Патриот Евро-2 представляет собой изделие марки 5WK9-1000G, производством которого занимается фирма Siemens. Устройство имеет высокую степень надежности и продолжительный срок службы, составляющий до 100 тысяч км пробега. На Патриотах Евро-3 и 4 устанавливаются элементы компании Bosch. Для обеспечения долговечности работы элементов важно соблюдать следующие условия:

  • Заправлять только высококачественное топливо.
  • В топливе не должны присутствовать соединения свинца.

Если эти условия не соблюдены, то элементы придут в негодность уже при 30-40 000 км пробега. Приобретать новый кислородный датчик можно, но вот только имеется один недостаток — довольно высокая его стоимость. Причина высокой стоимости кроется составляющих устройства, ведь кислородный датчик изготавливается с применением драгоценных металлов (золото, платина, серебро). Особенностью его является то, что в работу он включается в то время, как температура его рабочего элемента достигает 300 градусов. Чтобы сократить время нагревания устройства, к нему подведены два провода, обеспечивающие искусственный подогрев. Ниже представлено фото устройства, на котором видны обозначения питающих проводов.

Отечественные автомобили марки УАЗ Патриот первого поколения (2005 – 2014 гг.) оснащены одним датчиком концентрации кислорода (далее — ДКК). Второе поколение (2014 год), а также рестайлинговая версия 2017 года оснащены двумя контролерами.

Удвоенное количество датчиков поясняется ужесточением требований Евро 4. Таким образом, государство питается снизить количество токсических выбросов в атмосферу. В странах ЕС такая практика действует уже много лет, результаты положительные.

Датчик кислорода на УАЗ Патриот: оригинал, аналоги, цена, каталожные артикулы

В ходе систематической эксплуатации автомобиля, заправки низкокачественным горючим контролер (-ы) изнашиваются, выходят из строя. На неисправность ДКК указывает ряд признаков, которые рассмотрим ниже.

Так как датчик (-и) неразборные, профилактике не подлежат, замена новыми по мере необходимости. Процесс установки ДКК вовсе не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение регламента недопустимо.

Каталожный артикул / маркировка Цена в рублях
Управляющий 0 258 030 064 От 2500 — 2700
Диагностический 220695-3826014 От 2500 — 2700
3163-3826013 От 2500 — 2700
3163-3825024 От 2500 — 2700
3163-3824697 От 2500 — 2700
3163-3823370 От 2500 — 2700
*цены указаны состоянием на май 2019 года

Верхний ДКК (управляющий) предназначен для определения количественного содержания кислорода в отработанных газах камеры сгорания цилиндров.

Нижний ДКК (диагностический) определяет содержание кислорода в выхлопном потоке после прохождения каталитического наполнителя. Данные передаются электронному блоку управления, на основании которых корректируется угол опережения зажигания, количество подачи воздуха в камеру сгорания.

Превышение кислорода в смеси называется «обогащением», а обратный процесс – «обеднением». Оба фактора негативно отображаются на функциональности мотора. Это приводит к снижению мощности, нестабильной работе на холостом ходу, повышенным расходом топлива.

С целью экономии средств многие автовладельцы приобретают низкокачественные запчасти, чем ускоряют преждевременный износ оборудования.

Где расположен кислородный датчик

УАЗ Патриот после 2014 г.в. оснащен двумя ДКК: диагностическим и управляющим. Первый установлен на корпусе выпускного коллектора, второй – на приемной трубе, после муфты коллектора.

Доступ к оборудованию для проведения профилактики из-под днища автомобиля, а также, через верх моторного отсека. Средний ресурс эксплуатации ДКК 80 тыс. км.

Признаки неисправности датчика кислорода на автомобиле УАЗ Патриот

Признаки схожи с другими поломками, поэтому корректно идентифицируйте поломку на начальном этапе.

  • Затрудненный запуск мотора;
  • Увеличенный расход горючего;
  • Снижение мощности;
  • Пассивная динамика разгона;
  • Работа мотора не в такт;
  • На приборном щитке сигнализирует индикатор о наличии системных ошибок ЭБУ;
  • Из выхлопной трубы слышны периодические прострелы, что указывает на обогащение (обеднение) горючей смеси;
  • Дым синего, сизого, черного цвета из выхлопной трубы.

При обнаружении одного или нескольких признаков немедленно обратитесь к специалисту СТО для проведения

Диагностика контролера своими руками на УАЗ Патриот

Для проведения диагностики используем мультиметр. Если у владельца нет прибора в наличии, его всегда можно приобрести в автомагазине, авторынке.

  • Помещаем машину над смотровой ямой (придорожной эстакадой);
  • Снимаем концевики на одном из ДКК;
  • Подсоединяем клеммы мультиметра;
  • Активируем прибор в положение «Сопротивление»;
  • Анализируем данные;
  • По аналогии проверяем второй (диагностический) ДКК.

Стрелка тяготеет к бесконечности – лямбда зонд исправен, стрелка «в ноль» – повреждение. Контролер неразборный, профилактике не подлежит.

Параллельно с замером сопротивления на концевиках осмотрите целостность изоляционного слоя на проводке. При наличии повреждения замените участки кабеля.

Установка кислородного датчика на УАЗ Патриот

Необходимые материалы, инструменты:

  • Ключ на «22»;
  • Фонарик;
  • Диагностический и управляющий контролеры.
  • Устанавливаем УАЗ Патриот над смотровой ямой. Используем гидравлический подъемник, при отсутствии ямы;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
  • Из-под днища отщелкиваем клеммы на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым, надеваем колодку с проводами;
  • По аналогии заменяем управляющий датчик.

Замена своими руками завершена. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 тыс. км.

Проверка состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)

Расположенный в выпускном тракте двигателя l-зонд отслеживает содержание кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до 0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует высокое содержание О2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В — низкое (обогащенная смесь). Верхнепоточный кислородный датчик выдает на РСМ снабжает модуль управления информацией об остаточном содержании О2 в системе выпуска отработавших газов. РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал, в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной смеси за счет изменения длительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет 14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, — именно его модуль управления и старается постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию.

Нижнепоточный l-зонд не оказывает влияние на процесс компоновки модулем управления воздушно-топливной смеси. По конструкции и принципу функционирования датчик идентичен верхнепоточному. Путем сравнения уровня содержания кислорода на участках выпускного тракта выше и ниже каталитического преобразователя РСМ определяет эффективность функционирования последнего. Замечание: На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. используется лишь один кислородный датчик (верхнепоточный). На моделях с 1995 г. вып. предусмотрено два верхнепоточных l-зонда (по одному на каждый из рядов цилиндров) и один нижнепоточный.

Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (318 С). Пока датчик находится в холодном состоянии, РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО КОНТУРА, осуществляя управление компоновкой воздушно-топливной смеси на основании заложенных в него базовых параметров. Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности некоторых определенных условий:

a) Электрические параметры: Стабильность вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала низкого напряжения в большой степени зависит от качества контактных соединений цепи l-зонда, которое и следует проверять в первую очередь в случае возникновения проблем;
b) Подача наружного воздуха: Конструкция l-зонда предусматривает свободную циркуляцию наружного воздуха внутри датчика. При установке зонда всегда проверяйте проходимость воздушных каналов;
c) Рабочая температура: РСМ начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию только после того как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около 320 С). Данный факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования зонда;
d) Качество топлива: Исправное функционирование l-зонда становится возможным только при условии применения для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!

В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:

a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным в него оснащенным контактным штекером отрезком электропроводки, выполнение попыток отсоединения которого могут привести к необратимому выходу зонда из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или его электрический разъем грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне бережно, не роняйте его и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго определенным образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность функционирования зонда.

В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи РСМ переходит в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчиков информацию и поддерживая состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне, обеспечивающем достаточную эффективность отдачи двигателя.

Кислородные датчики крайне чувствительны к электрическим перегрузкам цепи. Для подключения вольтметра к разъему l-зонда пользуйтесь оборудованными предохранителями проводами-перемычками. Старайтесь крайне осторожно вводить щупы измерителя к контактный разъем с обратной его стороны (см. Главу Бортовое электрооборудование). Используйте для проверки датчиков только цифровые измерители.

Выполнение описанной ниже процедуры может привести к занесению в память OBD неисправности, который будет высвечен контрольной лампой “Проверьте двигатель”. По завершении проверки и соответствующего восстановительного ремонта не забудьте очистить память системы (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) — принцип функционирования и коды неисправностей).

1. Отыщите электрический разъем датчика. С обратной стороны разъема подсоедините положительный щуп вольтметра к клемме белого провода (см. Главу Бортовое электрооборудование). Отрицательный щуп заземлите. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. По показаниям вольтметра определите величину сигнального напряжения датчика:

a) Амплитуда сигнала, вырабатываемого верхнепоточным датчиком должна лежать в диапазоне от 100 до 900 мВ, активно изменяясь в указанных пределах.
b) Нижнепоточный датчик должен вырабатывать сигнальное напряжение в том же диапазоне (в среднем 400 мВ), однако без активных изменений.

2. Проверьте исправность подачи на датчик напряжения батареи. Оцените качество заземления. Отсоедините от датчика электропроводку и подключите положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного (1993 и 1994)/красно-черного (с 1995) контактного разъема (см. схемы электрических соединений в конце Главы Бортовое электрооборудование). Отрицательный провод подключите к клемме синего/сине-желтого провода. При включенном зажигании прибор должен зарегистрировать напряжение, близкое к напряжению батареи.
3. Проверьте сопротивление нагревательного элемента кислородного датчика. Подсоедините омметр к двум клеммам нагревательного элемента в разъеме электропроводки l-зонда (со стороны последнего). Замечание: Вмонтированный в датчик жгут электропроводки обычно не имеет цветовой маркировки.
Требуемое сопротивление составляет:

a) Для моделей 1993 и 1994 г.г. вып. — 3.0 ÷ 1000 Ом;
b) Для моделей 1995 и 1996 г.г. вып. — 2.3 ÷ 4.3 Ом (верхнепоточные датчики) и 5.2 ÷ 8.2 нижнепоточный;
c) Для моделей с 1997 г. вып. — 2.3 ÷ 4.3 Ом.
4. В случае выявления обрыва, либо при чрезмерно высоких результатах измерений. Замените соответствующий датчик.

При положительных результатах описанных выше проверок следует проверить на обрыв и короткое замыкание электропроводку на участке цепи между датчиком и РСМ. Если никаких отклонений выявить не удается, автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания для более подробной диагностики.

1. Выворачивание l-зонда на холодном двигателе может оказаться крайне затруднительным ввиду теплового сжатия металла выпускного коллектора/трубы системы выпуска. Во избежание риска повреждения компонентов, прежде чем приступать к снятию датчика, прогрейте двигатель в течение пары минут, — постарайтесь не обжечься о разогретые поверхности в процессе выполнения процедуры:

Источник

Читайте также:  Датчик температуры трансмиссионного масла
Adblock
detector