Меню

Ремонт компрессора кондиционера вольво хс60 дизель

Ремонт компрессора кондея своими руками.

Henk850

Усатый Админ

Раз пошла такая пьянка, и все по жаре занялись кондеями. Изначально было размещено на авто.ру. Мной надыбано отсюда Здесь приводится только часть инфы. Оч. познавтельно, ИМХО :hello

Есть 2 контура — высокого и низкого давления. Когда кондиционер выключен давление в обоих контурах равно 6-7 атм. При включении кондиционера компрессор высасывает газ (фреон) из контура низкого давления и сжимает его в контуре высокого давления. Сжатый фреон расширяется проходя узкое место (orifice tube или ТРВ (не помню расшифровки, что-то типа «дроссельной трубки» и «расширительного клапана») между контурами высокого и низкого давления поглощает тепло («производит холод»), для увеличения эффективности этого процесса эти расширившиеся пары проходят испаритель, который стоит в салоне автомобиля. В контуре высокого давления стоит конденсор (рядом с радиатором охлаждения двигателя), он периодически обдувается вентилятором, чтобы понизить температуру сжатого фреона. Схему кондиционера можно посмотреть на www.patricia-travel.ru/ac/ac.gif. Когда кондиционер исправно работает в контуре низкого давления — 2.5 — 3.5 атм., а в контуре высокого давления 12-15 атм.
Под капотом можно найти 2 штуцера с шариковыми клапанами — один в контуре высокого давления (бОльшего диаметра), другой в контуре низкого давления. Фреон закачивается в контур низкого давления.
В контуре низкого давления есть датчик с двумя проводами. Если давление ниже 2 атм. он разомкнут, если выше — замкнут. В контуре высокого давления есть датчик с 4 мя проводами — высокого и сверхвысокого давления (по словам TDB-1). Когда давление становится выше определенной величины он включает вентилятор кондиционера. Если снять разъем с датчика высокого давления или датчика низкого давления кондиционер включаться не будет вообще.

КАК ДИАГНОСТИРОВАТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ.

При включении AC на приборной панели и наличии давления фреона большего 2 атм.должна включится муфта компрессора, чтобы передать усилие от вращаемого ремнем ролика к компрессору. То, что муфта сработала несложно понять по появлению дополнительного звука, незначительному изменению оборотов двигателя или просто посмотрев в на ролик, на внешней стороне которого начинает крутится черный треугольник, жестко привинченный к валу компрессора. Кстати, можно проверить, не клинит ли компрессор, вращая рукой этот треугольник (при выключенном двигателе. ), при отсутствии фреона вращение должно быть равномерным и легким (как он вращается при наличии давления не знаю — не пробовал).
Если компрессор не начал вращаться, нажмите на шарик клапана любого из контуров — если не начнет выходить со свистом фреон то все ясно — ищите течь, чините, заправляйте.
Если фреон в системе есть — снимите разъем с датчика низкого давления и замкните его проволочкой на пару секунд, чтобы только посмотреть, включилась ли муфта.(в конференции говорилось, что на некоторых машинах датчик проволочкой замыкать нельзя. Я проверял по электрическим схемам Ford: Contour (Mondeo), Mercury, Cogar, Taurus, Bronco там везде стоит датчик просто на замыкание, поэтому я почти уверен, что во всех машинах Ford с этим типом компрессора это так). Если муфта не включилась, а компьютер считает что давление в системе нормально (именно это вы ему сообщаете, замыкая датчик) — то наиболее вероятная причина — электрика. Дальше можно проверять схему соединений, напрямую подавать 12 Вольт на муфту и.т.д. Если при замыкании датчика муфта включается — недостаточное давление фреона проверяется манометром) или неисправный датчик.
Если все включается, но компрессор издает скрежещущие звуки или вмертвую клинит так, что начинает проскальзывать ремень от которого идет едкий черный дым — то причина неисправности, разумеется, компрессор.

Компрессор снимается с автомобиля легко. Сначала снимается ремень (serpеntine belt),если Вы хотите продолжать ездить на машине во время ремонта компрессора — купите более короткий ремень, который позволит крутить все кроме компрессора. Стоит он 10$.Потом откручивается болт (10мм), который крепит трубки (2 трубки, высокого и низкого давлений, закрепленные у компрессора в один блок) к компрессору. У меня в машине потребовался удлинитель и кардан, чтобы открутить этот болт сверху тоцевым ключем.
Машина поднимается на домкрате, и снизу откручиваются 3 болта (10мм), которые крепят компрессор к двигателю. Компрессор с муфтой в сборе вынимается. Не забудьте вытащить разъем, идущий к муфте.
Разборка компрессора. Откручивается винт с торца, снимается треугольник надетый на вал. Снимается пластина (которая притягивается магнитным полем катушки муфты к ролику и передает усилие от ролика через треугольник к валу компрессора). Снимается ролик (для этого расжимается пружинная шайба). Дальше самая неприятная часть — откручивание 4 болтов (10мм) которые стягивают половинки корпуса компрессора. Неприятность заключается в том, что они закручены сильно и нельзя использовать торцевой ключ так как мешает катушка муфты. Я открутил их накидным ключем (6 граней!) на которй пришлось одеть трубку и слегка постукивать.
Вся операция заняла: serpеntine belt — 10 мин., снятие компрессора 20 мин., разборка компрессора 20 мин.
Компрессор внутри состоит из 2 половин блоков цилиндров (5 цилиндров), 5 поршней расположенных по кругу, вала с алюминиевым наклоненным диском, который двигает поршни и клапанов с двух сторон, выполненных в виде хитровырезанных стальных пластин.
Клинило компрессор из-за того, что образовались задиры на аллюминиевом диске, по которым скользят стальные полусферы (плоская сторона — к диску, «полусферная» сторона к поршням). Задиры и отсутствие масла приводят к появлению горизонтальной составляющей в ходе поршней, перекосу половин блока цилиндров и, соответственно,»мертвому» заклиниванию компрессора. На самих поршнях есть пластиковые пояски, которыми они трутся о поверхность цилиндров. Мне показалось, что никакое заклинивание компрессора не может привести к неустранимым дефектам — порче поверхности цилиндров и поршней.
Мягким бруском для точки ножей (с водой) были сняты задиры и заусенцы с алюминиевого диска (на глубину

0.2 мм) и полировальной пастой алюминиевый диск был отполирован. Все это заняло минут 20.
После чего компрессор собирается в порядке обратном сборке.
Винты закручивать сильно!, когда разберете, сами поймете почему — уплотнение идет через шайбы клапанов с выступающим профилем упирающимся в отполированные части корпуса (изнутри).
Заливается масло (в дырку контура низкого давления), грамм 50-60. Масло я использовал специальное, для кондиционеров 134а, оно на вид как густое синтетическое масло двигателя и стоит 5$ за 190 грамм.
Если вращать компрессор рукой — то вращение его равномерное, мягкое, только тихонько внутри похлюпывает масло.

КАК ЗАПРАВЛЯТЬ КОНДИЦИОНЕР

Покупаете баллончики R134a стоимостью 4.5$ за штуку, в каждом содержится 12 унций фреона (300 гр.). Подключаете его посредством шланга с краником к ПОРТУ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ и начинаете потихоньку заправлять систему. Так как мне не хотелось, чтобы в системе оставался влажный воздух, натекший во время отсутствия компрессора (компрессор был снят на пару дней) я закрутил не до конца болт, крепящий трубки к компрессору и продул систему фреоном как со стороны контура высокого так и низкого давлений, позволяя ему выходить через щель неплотного соединения у компрессора.
Заправьте немножко. Включите кондиционер. Заправляйте дальше. Когда давление превысит 2 атм. сработает датчик низкого давления, включится муфта. Компрессор начнет высасывать фреон из контура низкого давления, накачивая его в контур высокого, давление в контуре низкого давления упадет ниже 2 атм., муфта выключится. Давление начнет выравниваться в контурах ВД и НД (при выключенной муфте), т.е. начнет расти давление в контуре НД, а в контуре ВД начнет уменьшаться. Как только давление превысит 2 атм. включится компрессор и.т.д. Вы держите баллончик с открытым краником, муфта включается-выключается периодически, по мере заполнения период становится все больше. Наконец наступает момент, когда фреона в системе столько, что в контуре НД оно уже не падает ниже порога срабатывания датчика НД, компрессор работает непрерывно, в салоне появляется долгожданный холод. Подождите еще немного, иногда потряхивая баллончик. Подождите, пока не начнет включаться вентилятор кондиционера, это будет означать, что начал срабатывать датчик высокого давления. Имейте ввиду, что заправить кондиционер при неработающем компрессоре невозможно, в баллончике недостаточно давления чтобы закачать необходимые равновесные 6-7 атм., а при работающем компрессоре давление в контуре НД понижается до 2-3 атм.

Если прочитать вышенаписанное внимательно, то станет понятно, что кондиционер штука довольно простая, проще чем тот же двигатель. Однако, про ремонт двигателя написано в любой книжке, в то время как про компрессор удается насобирать информацию по крохам.
В Chilton-овских книжках написано просто — не трогать, штраф за выпуск фреона в атмосферу 10,000$ (не ясно, почему это написано в книжках про R134a, который и был как раз выпущен как безвредный заменитель R12) и ни слова больше. В Hayesе не намного лучше. Может быть где-то и можно купить специальные книги, но я не нашел. Новый компрессор стоит 350-400$, работа с заправкой уж никак не меньше 200$. Имеет смысл починить самому, во первых денег сэкономите (расход — 2 х 4.5=9$ за фреон, 5$ за масло), во вторых, холод в салоне станет намного приятней, а в третьих, просто интересно посмотреть компрессор внутри (красивая вещь!).
Конечно, я потратил больше времени и денег чтобы разобраться — покупал манометры, делал переходники на нестандартные шланги, пытался откручивать трубки (показалось, что компрессор так не вынется) и.т.д. Надеюсь, мой опыт вам пригодится.

Источник

Общие сведения Volvo XC60 с 2008 года

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
двигатель Volvo XC60 , характеристики Volvo XC60 , система охлаждения Volvo XC60 , система смазки Volvo XC60 , система питания Volvo XC60 , система управления Volvo XC60 , система впуска Volvo XC60 , система выпуска Volvo XC60 , электросхема Volvo XC60 , коробка передач Volvo XC60 , тормоза Volvo XC60 , кузов Volvo XC60 , подвеска Volvo XC60

1. Общие сведения

Управление климатической установкой

Блок управления микроклиматом (CCM) управляет климатической установкой, основываясь на заданных кнопками и регуляторами панели управления параметрам.

Читайте также:  Показать где у белаза компрессор

1. Климатическая установка ECC (Electronic Climate Control – электронный климат-контроль).

2. Климатическая установка ETC (Electronic Temperature Control – электронный контроль температуры).

3. Обновленная климатическая установка моделей после рестайлинга.

Климатическая установка доступна в различных версиях. Климатическая установка ECC полностью автоматическая с возможностью задания ручных настроек. Климатическая установка ETC является полуавтоматической: температура регулируется автоматически, но скорость вентилятора и положение заслонок выбора режимов выставляется вручную.

Блок управления климатической установкой (CCM) связан с прочими непосредственно подключенными компонентами, а также с прочими блоками управления и компонентами через шины LIN и CAN. Кроме того, блок управления климатической установкой (CCM) связан с приводами заслонок и подогревами сидений через две отдельные шины LIN. Количество компонентов в шинах LIN варьируется в зависимости от уровня комплектации автомобиля.

Через шину LIN 1 подключены следующие компоненты:

  • модуль привода заслонки (DMM), температура слева (только ECC);
  • модуль привода заслонки (DMM), температура (только ETC);
  • модуль привода заслонки (DMM), распределение воздушных потоков;
  • модуль подогрева сиденья (SHM), левое переднее сиденье, дополнительно с вентиляцией (только ECC);
  • модуль подогрева сиденья (SHM), левое переднее сиденье (только ETC);
  • модуль подогрева сиденья (SHM), левое заднее сиденье;
  • модуль привода заслонки (DMM), рециркуляция;
  • переключатель подогрева задних сидений.

Через шину LIN 2 подключены следующие компоненты:

  • модуль привода заслонки (DMM), антиобледенитель (только ECC);
  • модуль привода заслонки (DMM), температура справа (только ECC);
  • модуль подогрева сиденья (SHM), правое переднее сиденье, дополнительно с вентиляцией (только ECC);
  • модуль подогрева сиденья (SHM), правое переднее сиденье (только ETC);
  • модуль подогрева сиденья (SHM), правое заднее сиденье;
  • датчик влажности (только EEC);
  • блок управления внутреннего зеркала заднего вида (IEC).

Блок управления проверяет активацию, а также входящие и исходящие сигналы через встроенную диагностическую систему. В случае обнаружения неисправностей в памяти системы сохраняются диагностические коды неисправностей (DTC). Соответствующие данные могут быть считаны с помощью диагностического оборудования.

Простейший способ убедиться в том, что блок управления климатической установкой (CCM) надлежащим образом соединен с питанием и массой – это активировать одну из функций, нажав соответствующую кнопку на панели управления климат-контроля, и проверить, загорается или выключается индикаторный светодиод.

В следующей таблице приведены входящие и исходящие сигналы блока управления климатической установкой (CCM). Сигналы также делятся по типу передачи на непосредственно подключенные и передаваемые через шины данных LIN и CAN.

Входящие сигналы Исходящие сигналы
Непосредственно подключенные — Датчик температуры салона (7/10)
— Датчик температуры испарителя (7/41)
— Датчик влажности (AQS) (7/159), опция (только ECC)
— Вентилятор (6/28)
— Вентилятор (6/28)
Подключенные через шину LIN — Модули подогрева сидений (SHM) (9/12-15)
— Датчик влажности (7/90), опция (только ECC)
— Модули привода заслонок (DMM) (6/48, 6/95-96, 6/102-103) (ECC)
— Модули привода заслонок (DMM) (6/48, 6/95-96, 6/102-103) (ETC)
— Переключатель подогрева задних сидений (3/65) (опция)
— Блок управления внутреннего зеркала заднего вида (IEC) (8/48)
— Функциональный блок заднего сиденья (RSX) (4/147)
— Модули подогрева сидений (SHM) (9/12-15)
— Датчик влажности (7/90), опция (только ECC)
— Модули привода заслонок (DMM) (6/48, 6/95-96, 6/102-103) (ECC)
— Модули привода заслонок (DMM) (6/48, 6/95-96, 6/102-103) (ETC)
— Переключатель подогрева задних сидений (3/65) (опция)
— Блок управления внутреннего зеркала заднего вида (IEC) (8/48)
— Функциональный блок заднего сиденья (RSX) (4/147)
Подключенные через шину CAN — Центральный электронный модуль (CEM) (4/56)
— Блок управления системой Infotainment (ICM) (3/281)
— Блок управления двигателем (ECM) (4/46)
— Блок управления тормозами (BCM) (4/16)
— Блок рулевого колеса (SWM) (3/130)
— Блок водительской двери (DDM) (3/126)
— Блок пассажирской двери (PDM) (3/127)
— Модуль датчика дождя (RSM) (7/149) через центральный электронный модуль (CEM) (4/56)
— Центральный электронный модуль (CEM) (4/56)
— Блок управления системой Infotainment (ICM) (3/281)
— Блок управления двигателем (ECM) (4/46)
— Блок управления тормозами (BCM) (4/16)
— Блок рулевого колеса (SWM) (3/130)
— Блок водительской двери (DDM) (3/126)
— Блок пассажирской двери (PDM) (3/127)
— Модуль датчика дождя (RSM) (7/149) через центральный электронный модуль (CEM) (4/56)

Функционирование системы

Для блока управления климатической установкой (CCM) системы ECC возможно использовать как ручные настройки, так и автоматический режим. В последнем случае блок управления автоматически регулирует работу отопителя, кондиционера, режим рециркуляции и распределение воздушных потоков до достижения установленного значения температуры.

Для блока управления климатической установкой (CCM) системы ETC возможно использовать только ручные настройки для положения заслонок и скорости вентиляции. Блок управления автоматически регулирует работу отопителя до достижения выбранного значения температуры.

Блок управления климатической установкой (CCM) (4/6) регулирует следующее:

  • Активация компрессора кондиционера (8/3) путем запроса через шину CAN на блок управления двигателем (ECM) (4/46)
  • Управление приводами заслонок (6/48), (6/95), (6/96) (только ECC), (6/102) (только ECC) и (6/103).
  • Скорость вентилятора (6/28) посредством сигнала широтно-импульсной модуляции, непосредственное подключение.

Блок управления климатической установкой (CCM) регулирует микроклимат в салоне автомобиля, основываясь на следующих входящих сигналах:

  • Температура в салоне, сигнал от датчика температуры в салоне (7/10).
  • Наружная температура, сигнал от датчика наружной температуры (6/62) через блок управления двигателем (ECM) по шине CAN.
  • Датчик влажности (7/90) (только EEC).
  • Температура испарителя, сигнал от датчика температуры испарителя (7/41).
  • Статус панорамного люка, сигнал от блока управления панорамным люком (SRM) (4/33) через центральный электронный модуль (CEM) по шине CAN.
  • Статус боковых окон, сигналы от модулей водительской двери (DDM) (3/126) и пассажирской двери (PDM) (3/127) по шине CAN
  • Статус дверей, сигнал от центрального электронного модуля (CEM) по шине CAN.
  • Статус дверей, сигнал от центрального электронного модуля (CEM) по шине CAN.
  • Интенсивность солнечного освещения, сигнал от датчика солнца (7/12) через центральный электронный модуль (CEM). В моделях после рестайлинга используется два сигнала – один для правой и второй для левой сторон.
  • Скорость, сигнал от блока управления тормозами (BCM) (4/16) по шине CAN.
  • Статус очистителей ветрового стекла, сигнал от модуля рулевого колеса (SWM) (3/130) по шине CAN.

Блок управления климатической установкой (CCM) использует информацию относительно статуса панорамного люка, боковых окон и дверей для определения необходимого воздействия для компенсации изменений температуры в салоне автомобиля. Если панорамный люк, любое из окон или дверей открыты, блок управления климатической установкой (CCM) не будет компенсировать изменения температуры в салоне автомобиля, а поддержит прежний уровень работы компрессора кондиционера и вентилятора (только ECC).

Блок управления климатической установкой (CCM) системы ECC использует сигнал от модуля рулевого колеса (SWM), отображающий включение очистителей ветрового стекла, для управления работой вентиляции и заслонок с целью удаления запотевания с внутренней стороны ветрового стекла во время дождя.

В дорестайлинговых моделях блок управления климатической установкой (CCM) использует сигнал от датчика солнца для компенсации нагрева автомобиля интенсивным солнечным теплом. Это осуществляется понижением температуры воздуха в салоне, а также (в системе ECC) изменением распределения воздушных потоков и увеличением скорости вентилятора.

В моделях после рестайлинга блок управления климатической установкой (CCM) системы ECC регистрирует интенсивность солнечного освещения с левой и правой сторон автомобиля. Основываясь на данных сигналах, блок управления компенсирует дополнительный нагрев от солнца понижением температуры с соответствующей стороны, изменением распределения воздушных потоков и увеличением скорости вентилятора.

Блок управления климатической установкой (CCM) использует сигнал от датчика температуры испарителя для управления активацией компрессора кондиционера. Если сигнал от датчика температуры испарителя ниже 2-3 ° С, компрессор кондиционера не включится, поскольку существует риск замерзания.

Для поддержания постоянного воздушного потока в салоне автомобиля блок управления климатической установкой (CCM) использует сигнал скорости от блока управления тормозами (BCM) для регулировки скорости вентилятора. При увеличении скорости автомобиля скорость вращения вентилятора уменьшается. На высоких скоростях движения воздушный поток регулируется заслонкой забора свежего воздуха.

При ручной регулировке настроек (например, температуры) это отображается на информационном дисплее.

Управление подогревом сидений

Подогрев передних сидений активируется соответствующими переключателями на панели управления микроклиматом (4/6). Подогрев задних сидений активируется собственным переключателем. По умолчанию функция подогрева сидений выключена. Имеется три различных температурных настройки. При активации подогрева сидений устанавливается максимальная температура подогрева. Одно или два дополнительных нажатия на кнопку затем уменьшает температуру на одно или два значения соответственно. Статус работы подогрева сидений отображается светодиодным индикатором. Блок управления климатической установкой (CCM) передает информацию о выбранной температуре на соответствующий модуль подогрева сиденья (SHM) по соответствующей шине LIN. Модуль подогрева сиденья (SHM) после этого управляет подачей тока на нагревательные элементы сиденья, а также передает текущий статус на блок управления климатической установкой (CCM).

Блок управления климатической установкой (CCM) получает информацию от центрального электронного модуля (CEM) (4/56) относительно типа сиденья и обшивки через шину CAN. Уровни высокой или низкой температуры приспосабливаются для соответствующего сиденья блоком управления. В какой-то степени уровни высокой и низкой температуры могут быть адаптированы под пожелания владельца автомобиля с помощью диагностического оборудования. То же самое относится ко времени нагрева сиденья с момента нажатия на переключатель.

В зависимости от модели и уровня комплектации автомобиля может присутствовать вентиляция сидений. Данную функцию также можно настроить с помощью диагностического оборудования.

Управление рециркуляцией, система ECC

Блок управления климатической установкой (CCM) (4/6) управляет режимом рециркуляции воздуха при следующих условиях:

  • переключатель рециркуляции включен (светодиод горит оранжевым)
  • система находится в режиме AUTO и существует большая разница между желаемой и текущей температурой воздуха в салоне
  • автомобиль оборудован датчиком качества воздуха (AQS), а переключатель рециркуляции включен (светодиод горит зеленым).
Читайте также:  Шторм 0600 руководство по эксплуатации компрессор винтовой

Датчик качества воздуха (AQS) (7/159) передает сигнал на блок управления климатической установкой (CCM), если обнаруживает повышение концентрации загрязнений в воздухе снаружи автомобиля. Когда это происходит, блок управления климатической установкой (CCM) передает сигнал на привод заслонки рециркуляции (6/48) для перекрытия подачи свежего воздуха и перехода на режим рециркуляции.

Степень рециркуляции управляется сигналом от датчика качества воздуха (AQS):

  • сигнал 1 обеспечивает частичную рециркуляцию для скоростей движения до 85 км/ч, на скорости выше 85 км/ч рециркуляция отсутствует;
  • сигналы 2 и 3 обеспечивают 100% рециркуляцию.

Если высокий уровень загрязнения воздуха сохранятся, система остается в режиме рециркуляции определенное время, но не более 10 минут. На время, в течение которого система находится в режиме рециркуляции, влияют температура наружного воздуха, включение кондиционера или активация очистителей ветрового стекла. Система возвращается в режим забора свежего воздуха на короткое время, после чего снова возобновляется рециркуляция воздуха. Пыльцевой фильтр абсорбирует большинство загрязнений, поступающих при этом в салон автомобиля. Ограничение времени рециркуляции предотвращает запотевание стекол и затхлость воздуха.

Датчик качества воздуха (AQS) передает информацию относительно загрязненности наружного воздуха на блок управления климатической установкой (CCM). Данная информация подразделяется на четыре уровня и используется для диагностики.

Режим рециркуляции не включается при выборе функции антизапотевания. Блок управления климатической установкой (CCM) также запрашивает активацию компрессора кондиционера при превышении температуры испарителя 3 ° С.

Управление рециркуляцией, система ETC

Блок управления климатической установкой (CCM) (4/6) управляет режимом рециркуляции воздуха при включенном переключателе рециркуляции (светодиод горит оранжевым).

Режим рециркуляции не включается при выборе функции антизапотевания. Блок управления климатической установкой (CCM) также запрашивает активацию компрессора кондиционера при превышении температуры испарителя 3 ° С.

Подогрев заднего стекла и наружных зеркал

Подогрев заднего стекла и наружных зеркал активируется нажатием переключателя на панели управления климатической установкой (4/6). Блок управления климатической установкой (CCM) передает информацию по шине CAN, отображая статус электроподогрева, на следующие компоненты:

  • центральный электронный модуль (CEM) (4/56)
  • модуль водительской двери (DDM) (3/126)
  • модуль пассажирской двери (PDM) (3/127)

Система кондиционирования

В современных автомобилях система кондиционирования воздуха больше не является предметом роскоши. Наоборот, она стала фактором активной безопасности и обязательно входит в список обязательной комплектации автомобиля.

Хорошо известный факт, что работоспособность человека в жарких условиях снижается. Исследования, проведенные в условиях дорожного движения в обычном автомобиле, показали, что при повышении температуры воздуха в салоне от 21 до 27 ° С приводит к следующим факторам:

  • риск пропуска водителем важной информации касательно дорожного движения (предупреждающих сигналов, дорожных знаков, светофоров и т.п.) повышается на 50%;
  • время реакции водителя увеличивается на 22%.

Поэтому наличие системы кондиционирования в автомобиле делает поездку более комфортной и безопасной.

Примечание:
— На иллюстрации показана версия с двигателем B6324S. Основное различие версий с другими двигателями заключается в расположении компрессора.
— Система кондиционирования воздуха работает только при температуре наружного воздуха выше 0 ° С. При более низких температурах давление в системе слишком мало, и компрессор не активируется.
— Система кондиционирования воздуха работает только при запущенном двигателе автомобиля. Работа компрессора кондиционера не зависит от частоты вращения и скорости движения автомобиля. Тем не менее, на полном газу или в режиме «Kick-down» компрессор отключается для обеспечения требуемой мощности разгона автомобиля, например, при обгоне.
— Перед включением кондиционера должна быть включена вентиляция салона.
— Система кондиционирования имеет только два режима работы: выкл и вкл. Если в салоне автомобиля слишком холодно, температура регулируется с помощью отопителя и скорости вращения вентилятора.

В систему кондиционирования воздуха входят пят основных компонентов:

  • испаритель;
  • ресивер-осушитель (интегрированный с конденсатором);
  • компрессор;
  • конденсатор;
  • расширительный клапан.

Система заправлена соответствующим количеством хладагента и холодильного масла. Масло служит для смазки и внутренней герметизации компрессора (поршня и цилиндра). В хладагент добавлен флуоресцентный состав для обнаружения утечек, который облегчает поиск течей в системе с помощью ультрафиолетового освещения.

Принцип работы системы кондиционирования:

  1. Компрессор.
  2. Конденсатор.
  3. Вентилятор системы охлаждения двигателя.
  4. Ресивер-осушитель.
  5. Расширительный клапан.
  6. Испаритель.
  7. Вентилятор салона.

А. Горячая жидкость под высоким давлением.
В. Холодная жидкость под низким давлением.
С. Холодный газ под низким давлением.
D. Горячий газ под высоким давлением.

Темные стрелки: горячий воздух. Светлые стрелки: холодный воздух.

Система кондиционирования делится на контуры низкого (В, С) и высокого (A, D) давления. Контуры разделены между собой компрессором (1) и расширительным клапаном (5). Испаритель (6) располагается в контуре низкого давления, а конденсатор (2) – в контуре высокого давления.

Принцип работы системы кондиционирования автомобиля основан на физических законах, согласно которым жидкости испаряются при повышении температуры или понижении давления, поглощая при этом тепло. Если горячий пар после этого снова охладить, поглощенное тепло высвободится, а газообразное состояние снова перейдет в жидкое. При необходимости процесс повторяется несколько раз для постоянного охлаждения. Тот же принцип, к примеру, используется в холодильниках.

Для отвода тепла от салона автомобиля необходимо использовать среду, температура испарения которой была бы ниже температуры воздуха в салоне, поскольку тепло всегда передается от более горячего тела более холодному. В качестве такой среды (рабочего тела системы кондиционирования) используется хладагент R134a. Это газообразный фторуглерод. Он не содержит хлора, поэтому не повреждает озоновый слой планеты. Тем не менее, R134a остается опасным для окружающей среды, поскольку вносит свой вклад в создание парникового эффекта. Поэтому важно, чтобы все работы на системе кондиционирования производились только обученным персоналом с использованием необходимого оборудования.

R134a сохраняет газообразную форму при нормальном атмосферном давлении, конденсируясь только при температуре ниже -26 ° С.

R134a обладает следующими свойствами:

  • может смешиваться только с синтетическими PAG маслами (маслами на основе полиалкил глюколей), не смешивается с минеральными маслами;
  • не взаимодействует с металлами;
  • оказывает воздействие на некоторые типы пластиков, поэтому должны использоваться только специальные уплотнения, предназначенные для работы с R134a;
  • не взрывоопасен;
  • не имеет запаха;
  • не токсичен в малых дозах;
  • эффективно поглощает влагу;
  • не является горючим;
  • в газообразной форме тяжелее воздуха.

Позволяя хладагенту циркулировать в закрытой системе, и изменяя его давление и объем, можно изменять его температуру до точки испарения. При рабочем давлении контура низкого давления (примерно 170-320 кПа или 1,7-3,2 бар) температура испарения хладагента составляет 0

Необходимым условием для испарения хладагента является наличие тепла. Это тепло берется из воздуха, окружающего испаритель, в котором происходит испарение хладагента. При этом окружающий испаритель воздух охлаждается и вентилятором выдувается в салон автомобиля. Тепло, поглощенное хладагентом в испарителе, транспортируется в моторный отсек, где передается в окружающую среду через конденсатор. Конденсатор для этого охлаждается потоками воздуха, вызванными движением автомобиля и вентилятором системы охлаждения двигателя.

Компрессор

Компрессор системы кондиционирования механический. Он располагается между испарителем и конденсатором, и приводится в действие от двигателя автомобиля. В различных версиях автомобиля крепление компрессора и подключение разъемов значительно отличается в зависимости от типа двигателя.

При активации компрессора кондиционера он отбирает 0,5-8 кВт (0,7-11 л.с.) от мощности двигателя. Это может быть замечено как незначительные рывки во время движения при включении/выключении компрессора.

Компрессор служит для:

  • забора газообразного хладагента из испарителя;
  • сжатия газообразного хладагента для повышения его давления и температуры;
  • нагнетания газообразного хладагента под высоким давлением и температурой в конденсаторе.

В идеальных условиях компрессор сжимает хладагент от 200 кПа (2 бар) до 1,2

21 бар). При этом хладагент нагревается от 0 ° С до 70

110 ° С. Эти значения давления и температуры являются рабочими для контура высокого давления системы кондиционирования при её работе в оптимальных условиях. Перепускной клапан, расположенный в задней части компрессора, действует в качестве дополнительного предохранительного устройства. Если давление в системе становится слишком высоким (выше 3,5 МПа (35 бар)), клапан открывается и сбрасывает хладагент. При возвращении давления до нормального значения клапан снова закрывается.

Температура газообразного хладагента может увеличиваться до 125 ° С.

Компрессор может сжимать только газы, в то время как жидкость может повредит компрессор.

Компрессор смазывается специально предназначенным для этого холодильным маслом. Данное масло (синтетическое PAG масло) смешивается с хладагентом во время работы системы кондиционирования.

Электромагнитная муфта компрессора кондиционера:

  1. Опорный диск.
  2. Прокладки.
  3. Стопорное кольцо.
  4. Шкив.
  5. Электромагнитная катушка.

Компрессор приводится от коленчатого вала двигателя посредством приводного ремня. Как только двигатель будет запущен, ременной шкив (4) начинает беспрепятственно вращаться. При включении кондиционера ток начинает подаваться на электромагнитную катушку (5), создавая магнитное поле. В результате опорный диск (1) прижимается к шкиву (4), вследствие чего вал компрессора начинает вращаться вместе со шкивом. После прекращения подачи тока на электромагнитную катушку опорный диск (1) освобождает шкив (4), благодаря возвратным пружинам. После этого шкив снова начинает свободно вращаться. Для надлежащего функционирования электромагнитной муфты между опорным диском (1) и шкивом (4) должен быть соблюден необходимый зазор. Для этого используются регулировочные прокладки (2), расположенные между опорным диском (1) и шкивом (4).

Спецификация компрессора кондиционера

Производитель компрессора Давление срабатывания предохранительного клапана HT-датчики
Давление открытия Давление закрытия
Zexel/Valeo 38 ± 3 бар 18 бар 30 бар

Расширительный клапан

  1. Диафрагма.
  2. Корпус клапана.
  3. Хладагент в жидком состоянии от ресивера-осушителя.
  4. Хладагент в жидком состоянии к испарителю.
  5. Хладагент в газообразном состоянии к компрессору.

Расширительный клапан контролирует поток хладагента в испарителе относительно температуры и давления. Расширительный клапан обеспечивает равномерное регулирование температуры, поскольку дозирует подачу хладагента по мере необходимости.

Расширительный клапан установлен на впускных и выпускных трубопроводах испарителя. В контуре хладагента он располагается в контуре высокого давления между ресивером-осушителем и испарителем.

Читайте также:  Потеки масла из компрессора

Расширительный клапан – это зависимый от давления и температуры регулятор потока дроссельного типа. При низкой потребности в охлаждении количество подачи хладагента уменьшается перекрытием клапана. Если потребность в охлаждении повышается, клапан приоткрывается, увеличивая подачу хладагента.

Системы с расширительным клапаном имеют лучшую регулировочную способность, чем системы с фиксированным дросселем, поскольку поток хладагента в этом случае оптимально соответствует потребности охлаждения.

Расширительный клапан в разрезе:

  1. Впускной клапан от ресивера-осушителя.
  2. Ползунковый клапан.
  3. Отводной клапан к компрессору.
  4. Датчик температуры.
  5. Диафрагма (заполнена хладагентом).
  6. Диафрагма.
  7. Впускной клапан от испарителя.
  8. Отводной клапан к испарителю.
  9. Шариковый клапан.
  10. Пружина.

Расширительный клапан состоит из диафрагмы (1) и корпуса клапана (2).

Жидкий хладагент поступает от ресивера-осушителя и протекает через впускной клапан (1). Шариковый клапан (9) распыляет хладагент перед тем, как поток пройдет через отводной клапан (8) и в испаритель.

Открытие шарикового клапана управляется в зависимости от температуры и давления газообразного хладагента, выходящего из испарителя. Если, например, температура газообразного хладагента, поступающего из испарителя на впуск расширительного клапана (7), увеличивается, датчик температуры (4) также повышает диафрагму (6). Диафрагма расширяется и вжимает шариковый клапан в седло, при этом ползунковый клапан (2) открывается. Поток хладагента на испаритель увеличивается. Испаритель охлаждается, температура газообразного хладагента понижается.

Шариковый клапан перекрывается, как только температура испарителя падает, вследствие чего температура хладагента на головке диафрагмы также опускается.

Испаритель

Испаритель располагается в распределительном блоке климатической установки с правой стороны. Испаритель состоит из трубчатого змеевика, по которому протекает хладагент. Змеевик оснащен ребрами для повышения площади теплоотдачи.

В контуре хладагента, испаритель располагается в контуре низкого давления между расширительным клапаном и компрессором. Назначение испарителя заключается в охлаждении и в осушении воздуха.

Хладагент, дозировано поступающий от расширительного клапана, впрыскивается в испаритель. При попадании хладагента в трубки испарителя, он начинает испаряться вследствие падения давления. При этом тепло отбирается от трубок испарителя, вследствие чего испаритель начинает охлаждаться. После этого хладагент вытягивается из испарителя компрессором.

Когда горячий воздух из салона автомобиля попадает на холодный испаритель, влага из воздуха конденсируется на поверхности испарителя. Эта влага вытекает из автомобиля через дренажный шланг. При высокой влажности количество вытекаемой воды может быть довольно значительной, что ошибочно принимается за утечки жидкости из системы охлаждения двигателя.

Тепло (энергия), выделяемое при конденсации, передается испаряемому хладагенту. Разность температуры между воздухом и хладагентом падает. Таким образом, высокая влажность приводит к увеличению потребности охлаждения.

Поверхность испарителя имеет полиуретановое покрытие для предотвращения неприятных запахов. Такое покрытие уменьшает поверхностное натяжение воды, благодаря чему она легко стекает с испарителя, а не застаивается, приводя к размножению микроорганизмов. Испаритель наклонен для облегчения стекания конденсата.

Вследствие ограничения расширительного клапана и всасывающего эффекта в испарителе присутствует низкое давление.

Для получения достаточной холодопроизводительности температура испарения хладагента должна быть значительно ниже, чем требуемая температура в салоне автомобиля. Но, для предотвращения обледенения испарителя от конденсата, воздух не должен охлаждаться ниже примерно +3 ° С (при этом температура хладагента в испарителе будет примерно -3 ° С).

После испарителя имеется датчик температуры. Этот датчик измеряет температуру воздуха, проходящего через испаритель. Если температура слишком низкая, компрессор выключается. Таким образом предотвращается обледенение испарителя.

Важно, чтобы в системе кондиционирования находилось правильное количество хладагента:

  • Слишком большое количество хладагента в испарителе приводит к нагреву хладагента, но при этом он испаряется только частично. Это означает, что из воздуха поглощается меньшее количество тепла, что приводит к снижению охлаждающей способности.
  • Слишком малое количество хладагента в испарителе приводит к полному испарению хладагента с последующим перегревом паров. Это также означает, что из воздуха поглощается меньшее количество тепла, что приводит к снижению охлаждающей способности.

Конденсатор (теплообменник с воздушным охлаждением)

Конденсатор находится в передней части радиатора двигателя. В контуре системы кондиционирования он располагается в контуре высокого давления между компрессором и ресивером-осушителем.

Конденсатор состоит из трубчатого змеевика, по которому протекает хладагент. Змеевик оснащен ребрами для увеличения поверхности теплоотдачи. Соединения трубопроводов выполнены из алюминия.

Конденсатор предназначен для охлаждения, при котором горячий газообразный хладагент преобразуется в жидкость.

Компрессор нагнетает газообразный хладагент под высоким давлением с температурой 70

110 ° С на впуск в верхней части конденсатора. Когда горячий газообразный хладагент протекает через трубки конденсатора, он охлаждается, переходя в жидкое состояние (конденсируется). Тепло, отобранное от хладагента при этом, отводится в окружающую среду.

Вентиляторы системы охлаждения увеличивают скорость воздушного потока, проходящего через конденсатор. Благодаря этому повышается передача тепла от хладагента окружающей среде. Для того, чтобы получить достаточную эффективность охлаждения, температура конденсации хладагента должна быть выше температуры окружающего воздуха.

Ресивер-осушитель (встроенный в конденсатор)

Ресивер-осушитель встроен в конденсатор. В системе кондиционирования он расположен в контуре высокого давления между конденсатором и расширительным клапаном.

Ресивер-осушитель содержит заменяемый картридж фильтра, задачей которого является захват и связывание влаги, содержащейся в системе, а также фильтрации посторонних частиц.

Хладагент в жидком состоянии поступает под высоким давлением от конденсатора в ресивер-осушитель, а затем в расширительный клапан.

Если контур системы кондиционирования разгерметизируется на 10 минут или имели место продолжительные утечки, вследствие чего влага могла проникнуть в систему, ресивер-осушитель необходимо заменить новым. Новый ресивер-осушитель содержит краситель для обнаружения утечек, который распыляется в системе при включении системы.

Ресивер-осушитель может абсорбировать ограниченное количество влаги. Если система содержит больше влаги, чем может обработать ресивер-осушитель, это может привести к обледенению, которое блокирует расширительный клапан.

Сервисные клапаны

  1. Сервисный клапан для слива, вакуумирования и заправки хладагента.
  2. Сервисный клапан для слива и вакуумирования.

Система кондиционирования имеет два сервисных клапана: один в контуре низкого давления (2), под водоотводящей крышкой, другой – в контуре высокого давления (1). Для предотвращения перепутывания клапаны имеют различные размеры.

Внимание:
Заправка хладагентом должна осуществляться только со стороны высокого давления для предотвращения риска попадания жидкого хладагента в компрессор (гидроудара).

Шланги и трубопроводы

Все соединения, кроме расширительного клапана, имеют двойные уплотнительные кольца круглого сечения и уплотнения. Соединения расширительного клапана снабжены одинарными уплотнительными кольцами круглого сечения.

Все уплотнения изготовлены из специального материала – гидратированного нитрильного каучука.

Меры предосторожности при работе на системе кондиционирования воздуха

Внимание:
— Обязательно следовать инструкциям производителя сервисной станции для систем кондиционирования при выполнении обслуживания.
— Только квалифицированные специалисты допускаются к выполнению работ на системе кондиционирования воздуха.
— Использовать защитные очки и перчатки из фторэластомера. Кожаные или текстильные перчатки не подходят.
— В случае попадания хладагента в глаза, немедленно промыть их проточной водой в течение 15 минут. Обратиться за медицинской помощью.
— В случае попадания хладагента на кожу, он вызывает сильные обморожения. Немедленно промыть пораженные участки проточной водой в течение 15 минут. Обратиться за медицинской помощью.
— Токсичные газы, образуемые при нагревании хладагента, опасны для здоровья. Эти газы имеют раздражающий запах и могут повредить легкие человека. Симптомы могут продолжаться в течение длительного времени после того, как газы попадут в легкие. Газы могут оказать пагубное влияние на легкие даже в том случае, если их концентрация в воздухе слишком мала для появления запаха.
— Хладагент является горючим и взрывоопасным.
— Убедиться в том, что емкость с хладагентом не нагрета до температуры выше 45 ° С.
— Убедиться в том, что соблюдаются местные правила, касающиеся работ с системами кондиционирования воздуха.
— Перед началом работ на системе кондиционирования её компоненты имеют температуру окружающего воздуха.
— Обеспечить адекватную вентиляцию рабочего места перед началом работ с хладагентом.
— Не выпускать хладагент в атмосферу.
— Газообразный хладагент плотнее и тяжелее воздуха. Существует опасность удушья при работах у поверхности земли и в ремонтных канавах.
— Хладагент вступает в химическую реакцию с некоторыми видами пластиков. Использовать только уплотнения, предназначенные для систем кондиционирования.
— Использовать только специальный инструмент, оборудование и смазочные материалы, предназначенные для работы с хладагентом.
— Не смешивать холодильные масла для различных типов хладагента.
— Не смешивать различные типы хладагентов и не путать оборудование, предназначенное для них.
— Если компрессор системы кондиционирования поврежден, фиксированный жиклерный патрубок может быть забит металлическими опилками.

Внимание:
При обращении с компонентами необходимо соблюдать идеальную чистоту.
Все отверстия системы должны закупориваться заглушками. Для предотвращения попадания атмосферной влаги или загрязнений в систему, защитные заглушки должны устанавливаться немедленно после снятия компонента. Заглушки должны оставаться в отверстиях до непосредственной установки компонента.
После установки компонентов система кондиционирования должна быть немедленно заправлена.

Примечание:
В случае значительных утечек хладагента или при обнаружении влаги в системе кондиционирования необходимо заменить ресивер-осушитель.

Холодильное масло необходимо добавлять в контур системы кондиционирования при устранении течей или при замене компонентов системы кондиционирования. Требуемое количество масла при этом зависит от типа утечки. Быстрая утечка (например, при обрыве шланга) обычно приводит к потере всего холодильного масла и хладагента. При медленной утечке (дольше 24 часов) риск потери холодильного масла невелик.

Автономный отопитель

Автономный топливный отопитель располагается в колесной арке правого переднего колеса, сверху по направлению к стойке А кузова. Самый простой способ проверки блока управления автономным отопителем заключается в подаче питания для активации отопителя, при этом на слух можно различить начало его работы.

Включить автономный отопитель можно различными способами:

  • рычагом переключателя;
  • с помощью диагностического оборудования;
  • оборудованием для дистанционного запуска (дополнительное оборудование);
  • дистанционным запуском парковочного отопителя через телефонный модуль (опция, модели после рестайлинга).

Источник

Adblock
detector